22 марта 2024, 09:30

Комментатор, который владел русским литературным языком. Мои воспоминания о годе работы с Василием Уткиным

Журналист поделился воспоминаниями о работе с Василием Уткиным
Никита Горшенин
Корреспондент
Незабываемо.

19 марта умер Василий Уткин, журналист и футбольный комментатор. Ему было 52 года.

Я с Василием работал год на «НТВ-Плюс» в 2011-2012 годах и хотел бы об этом написать, собрать разрозненные воспоминания, что у меня остались.

Василий Уткин в эфире программы «Футбольный клуб».

***

«Плюс» в 2011-м уже переживал спад, но коллектив все равно был сильный, достаточно сказать, что молодой Юра Дудь [признан в России иноагентом], впоследствии придумавший совершенно новую технологию интервью и получивший всероссийскую известность, на «Плюсе» не считался талантом первого ряда. Самым талантливым считался Вася Уткин — и это никем не оспаривалось.

Тут нужно понимать разницу между медиа до эпохи соцсетей и медиа нынешними. В медиа до появления соцсетей существовал жесткий институт авторитета. Ты не мог прийти в редакцию и сразу получить эфир на миллионную аудиторию, лучшую площадку или первые газетные полосы. Для этого нужно было пройти суровую школу или быть каким-то экстраординарным талантом: писать лучше всех, говорить лучше всех, знать больше всех. Сегодня соцсети убили институт авторитета: любой неуч может открыть канал или паблик и, если он подстроится под главный и единственный регулятор-авторитет — рынок и алгоритмы, может в самые короткие сроки собрать гигантскую аудиторию и заработать большие деньги. Не владея никакими художественными талантами, образованием, не пройдя серьезную школу, не выиграв творческую конкуренцию у действительно лучших.

Василий Уткин сделал себе имя, которое знали миллионы (старички помнят, как в 90-е молодежь во дворах бросала все и бежала смотреть «Футбольный клуб») в эпоху жесточайшего института авторитета. Он получил свою аудиторию, потому что доказал, что он лучший. Поэтому не мог прийти любой молодой и подвинуть Васю с роли примы, не доказав, что он лучше в творческом отношении, что он значительнее как личность.

Василий Уткин и Владислав Радимов.
Фото Соцсети Василия Уткина

Когда я работал на «Плюсе», Василий был единственным, перед кем молодые (и не только они) чувствовали боязнь, и это не было боязнью должности или крутых мер, это была боязнь интеллектуального превосходства. Все знали, что Вася может одной фразой дать такую оценку, что ты потом месяцами будешь восстанавливаться.

Нефутбольная публика увидела это, когда он интеллектуальным ураганом прошелся по Владимиру Соловьеву, просто измочалил его. Причем сделал это в самой сложной манере — интеллектуальном шарже: без злобы, надрыва, агрессии, каких-то конкретных политических обвинений.

Вася был одним из последних людей в наших медиа, кто мог говорить на русском литературном языке, всегда живом, свободном от штампов, с собственными остроумными изобретениями.

У него была какая-то удивительная беглость и при этом слаженность, сцепленность речи. Я недавно пересматривал его старые студии, 2006 год, 2007-й, ту легендарную студию с Гинером, и удивился такому качеству: он мог начинать фразу, которая вела к смысловому и грамматическому тупику, но вдруг он как-то виртуозно выворачивался, делал переброс за счет абсолютно неожиданной грамматической конструкции, и в конечном виде поданная мысль получалась блестяще и оригинально построенной. Я думаю, первопричина такой техники речи Василия в том, что по природе своей он был полемистом, троллем, придумщиком реплики.

Тот язык, который он привнес в профессию, его нельзя получить просто из прочитанных книг, хотя читал Вася всегда несметно много, стопки книг у него были на рабочем столе, в машине, он носил книги даже в карманах. Чтение само по себе не способно создать высокую культуру и технику речи. Нужно выработать в себе строжайший отбор слова, отринуть штампы, нужна большая практика письменной речи, нужна среда общения, и, конечно, нужен талант, потому что только он создает индивидуальность.

Мне всегда доставлял особое удовольствие голос Васи, которым он создавал обаяние репортажа. Баритон: глубокий, объемный, с какой-то изящной мягкостью. Баритон вообще редкий тип голоса для комментатора.

Сейчас много всяких блогеров, «риторов», которые ставят себе голос на курсах, читают по часу в день вслух, едят там что-то для чистоты голоса, и в итоге в самом деле добиваются отчеканенности речи, но речь эта все равно какая-то пластмассовая, обаяния нет, культуры нет. Потому что, скорее всего, и личности нет. Недавно слушал интервью одного комментатора «Матча ТВ», и он говорил, что манера Уткина, Розанова — это архаика, потому что они были рассказчиками историй, а сегодняшняя игра требует аналитика, того, кто будет понимать прежде всего саму игру. Отчасти с этим согласен, но, коллеги, вы в Розанове и Уткине главного не поняли, почему в лучшие годы их любили миллионы. Это ОБАЯНИЕ их репортажа. А вы вроде пытаетесь быть аналитиками (и кстати, даже в этом ни в чем еще Уткина и Розанова не превзошли), но этого художественного обаяния речи у вас нет и вряд ли будет.

Василий Уткин.
Фото Соцсети Василия Уткина

Впрочем, если быть до конца честным перед памятью Васи, его в самом деле сложно назвать великим комментатором. Его сильнейшей стороной была какая-то разговорная игра, миниатюра, юмор, творческий конфликт, обаяние речи и текста, интересность его собственной личности. Для большого и великого комментатора у него не было глубоких мыслей и понимания игры, доскональных знаний, не вел он такой большой работы. Вот вы сможете назвать хоть одну большую глубокую мысль Василия об игре, о каком-то игроке, эпохе? Не игру слов, не юмористический образ, выверт, а МЫСЛЬ? Я не смогу, хотя работал с ним год и слушал сотни его репортажей. Для мыслей нужно быть другим человеком, исследователем, великим тружеником — им Василий не был, он был артистом разговорного жанра. И слава богу, таким его полюбили еще больше.

Помню его блестящий юмор. Сидим как-то на летучке, обсуждаем, о ком сделать сюжет для «Футбольного клуба». Дима Шнякин подает мысль: «Давайте о Голышеве, он блеснул в «Томи». Василий: «Дима, в «Томи» может блеснуть и снежинка».

Помню, как собирал нас, молодых, на разбор наших сюжетов. Как-то на одном таком разборе он просто взял и включил 13-минутную Shine On You Crazy Diamond «Пинк Флойд». Сидим, слушаем все 13 минут, не понимаем, что к чему, зачем. Потом Вася спрашивает: «Что поняли? Зачем я вам ее включил?» Все начинают говорить какую-то чепуху, и в конце концов Вася объясняет, что включил, потому что хочет, чтобы мы видели развитие песни, как 13-минутная композиция вся нанизана на один тонкий мотив. И наши сюжеты тоже должны продумываться до таких мелочей, должен быть идейный мотив и т. д.

Помню, как учил создавать образ, приводил в пример Гоголя. «Вот у Гоголя было: «У Акакия Акакиевича был геморроидальный цвет лица». Вот одно слово «геморроидальный» сразу создает образ».

Помню его исключительное чувство на интересное. Хотя он сам не писал сюжеты, но мгновенно видел (и подсказывал) какой-то ход, парадокс, который ставил сюжет с ног на голову, сразу делал его стоящим. Помню, как один парень с «Плюса» (фамилия стерлась из памяти) в восторге рассказал мне, как маленький совет Васи помог ему сделать сюжет о Столле Сольбаккене оригинальным по композиции.

Помню, как перед Олимпиадой в Лондоне Вася ездил в Англию, приезжает и зовет меня к себе в кабинет. А я никто и звать никак, даже еще не подпускаюсь к комментированию. Зовет и дарит футболку, привезенную из Лондона, с логотипом Игр. «Не маленькая?» Возвращаюсь в комнату 8-16, хвастаюсь перед другими молодыми, что, вот, Вася подарил футболку, специально в кабинет позвал, имейте в виду. Тут заходит Вася и уже при всех дарит другую футболку другому молодому, Исламу Касумову. Педагогический прием — показал мне, что нельзя зарываться, что ты никакой не любимчик, будь умнее и скромнее.

Фото Александр Вильф

Помню, что Вася не любил, когда мы заканчивали сюжет такой трафаретной фразой как «Покажет только время». Сюжет там, условно, о Роналду, его будущем, и мы заканчиваем: «Покажет только время». Вася говорил: «Ребят, время и так все покажет, придумайте что-то умнее».

И тут как-то — спустя неделю-другую после этой реплики — Эльвин Керимов делал какой-то сюжет и опять закончил его «Покажет только время». И вечером я уже выхожу из 8-16, иду к лифту, и тут выходит Вася из своего кабинета. Захожу уже в лифт, и Вася окрикивает: «Ну ты слышал, как Эльвин закончил сюжет?»

Помню, как в паршивом настроении шел по длинному коридору «Останкино» на первом этаже. С другого конца мне навстречу Вася. Увидел, что я нахмуренный, и весело окликнул: «Это кто идет ко мне, с длинной сумкой на ремне?»

Мне рассказывали о нем историю, как после финала ЧМ-2006, великой драмы Зидана и Матерацци, у Василия и менеджмента «Плюса» была встреча с какими-то большими шишками. Вася сильно опаздывает на совещание, боссы уже закипают, что за дела, почему мы ждем. Васи нет и нет, и вот наконец появляется и с порога бросает: «Скажи мне, друг Гораций, что сказал Зидану Матерацци?» Шутка сняла напряжение, и все забыли про опоздание.

Только в двух людях на «Плюсе» я чувствовал вот эту особенную породу, связь с какой-то русской культурной традицией, русским словом — это в Юрии Альбертовиче Розанове и Василии Уткине. Помню, как-то долго собирался на свидание, причесываюсь, причесываюсь, туда челку, сюда, и покойный Юрий Альбертович, глядя из-под очков, наклонив голову, как он всегда делал, говорит: «Настоящий мачо не будет перед свиданием сто раз поправлять розочку на пиджаке. Он сразу встает и идет».

Юрий Розанов и Василий Уткин.
Фото Соцсети Василия Уткина

И вот такие фразы, талантливые мелочи, брошенные мимоходом, делали тебя, ты от этого рос и сам уже хотел быть талантливым. Поэтому и нет ничего лучше среды.

Светлая память, Юрий Альбертович, Василий Вячеславович, люблю вас безумно, помню свято.

45
  • "в придумывании каламбуров и обыгрываниии слов, порой, абсолютно глупых" Порой – наречие, в предложении является обстоятельством (не вводным словом). Выделять запятыми слово порой не нужно.

    25.03.2024

  • Я когда-то умру — мы когда-то всегда умираем, — Как бы так угадать, чтоб не сам — чтобы в спину ножом: Убиенных щадят, отпевают и балуют раем, —

    22.03.2024

  • Сергей Калюжный

    Спасибо за искренние, теплые, добрые слова в адрес Василия и Юрия. Уходит эпоха, и к сожалению наша молодость. Царствие небесное Василию и Юрию.

    22.03.2024

  • Dimario

    Дааа... человечище! ну и вот скажите, про Канделаки, например, кто нибудь разве потом так напишет?

    22.03.2024

  • kim-1965

    Интересно, спасибо. Мой любимый комментатор - Маслаченко, но это дело вкуса

    22.03.2024

  • esilch

    Есть люди, которые достигают в той или иной области деятельности вершин очень рано. Но и всё. Вот говорят, рано умер, 52 года. Но это он как человек в 52 умер. А как профессионал он закончил больше десятка лет назад, будем откровенны. Бывает так, что человек пережил свою вершину рано, а потом эта деятельность продолжала развиваться, а сам человек - нет, не соответствует новым требованиям. И те кто смотрел и учился на его "ФК", ушли дальше, а у него потуги создать свое уже больше на дрочку походили. Аналог - Шатунов, рано достиг известности, но те, кто бегали на его концерты, потом и сами могли оказаться на сцене, и более востребованными. Или Таль в шахматах.

    22.03.2024

  • Дмитрий Ушкачев

    Два пранка - Patisson & Gordon.

    22.03.2024

  • Дмитрий Ушкачев

    На себя посмотри.

    22.03.2024

  • Дмитрий Ушкачев

    Спасибо, автор. Не Кравченко, конечно, но - очень достойно.)

    22.03.2024

  • Gordon

    Именно. И тупые ещё. Потому что когда к этому Д. приходил любой не совсем тупой, Д. каждый раз был просто уничтожен

    22.03.2024

  • Gordon

    Нет такого слова.

    22.03.2024

  • Gordon

    Со сраного дудя обязательно было начинать?!

    22.03.2024

  • КирпичИнвест

    Хорошо написано Даже закралась крамольная мысль "А не изменить ли футболу разок-другой? С единоборствами." )

    22.03.2024

  • fanat_fanat

    Причём здесь Дудь? Конечно он не уникум, хотя он делает хороший контент на YouTube, и упомянут здесь вскользь, как тогдашний работник НТВ+. Здесь речь о Василии Уткине, великом комментаторе и знатоке футбола, хотя автор так не считает, если почитать внимательно.

    22.03.2024

  • Mik1984

    Мои любимые футбольные комментаторы: Уткин, Маслаченко, Стогниенко.

    22.03.2024

  • Mik1984

    Что сказать, великий.

    22.03.2024

  • Mik1984

    Да, прекрасная статья!

    22.03.2024

  • Amid

    Нынешние "аналитики" с Матч ТВ рядом с Василием и близко не стоят.

    22.03.2024

  • К2

    Только что узнал - фильм Вити Кравченко "Жизнь Василия Уткина" в интернете.

    22.03.2024

  • анатолий еремин

    Да, нынешним комментаторамв том числе и считающим себя звездами,Черданцеву,Геничу,Губерниеву,не говоря уж об остальных, до Василия Уткина очень далеко. Жальконечно ,но теперь он полностью на равных, с Озеровым Маслаченко Майоровым,Махарадзе,хотя очень и очень рано.Светлая память,ну и позор Канделаки ,которая выжила его с Матча,может иэто приблизило скорбный час.

    22.03.2024

  • mate

    Я, в 45 лет прочитал Мастера, Войну и Мир, Живаго, Керри, в 50 лет прочитал Морского волка, пару книг на английском, но все равно не могу выдать шутку, а -ля Вася. ну, типа САМА САМА, САМА, РУССО ТУРИСТО ОБЛИКО МОРАЛИ, СОСЕД, ГОНИ РУБЛЬ - АФОНЯ МНЕ РУБЛЬ ДОЛЖЕН знают все. Дудь не уникум для меня. Прямо говорит это мой грех. Это не есть хорошо.

    22.03.2024

  • mgsermat@gmail.com

    О покойном надо писать только правду: это в ваших глазах он был умным и талантливым. А по мне он комментировал не лучше других. Светлая ему память как неординарному человеку!

    21.03.2024

  • dubovykh.igor

    У меня в навигаторе голос Уткина. Чёткая, правильная речь, плюс некоторые фразы с юмором. Вася, ты уш?л, но голос твой остался. Буду помнить всегда.

    21.03.2024

  • Legis Virtus

    Хорошо написал. И видно, что понял главное!

    21.03.2024

  • GeoMaS

    Шоумен от футбола, хохмач про матч, но прежде всего большая неординарная творческая личность свободная.

    21.03.2024

  • Футболист Сапогов

    Евгений, ты дрочишь? Это тебе интересно? Или другие односторонние вопросы. И когда собеседник начинает отвечать не так, как хотелось Дудю, то он начинает его троллить по журналистки однотипными вопросами. Вот и весь Дудь. Человек словивший популярность на хайпе, типа Губерниева, которого тут не любят 99%.

    21.03.2024

  • stinn22

    удаляют комментарии о реальном уткине и понегирик уткину от рабинера спрятали

    21.03.2024

  • Garryman

    Не все овладели талантом ходить строем, а радоваться и ненавидеть по приказу сверху.

    21.03.2024

  • kot Begemot

    В каком месте Вы нашли неграмотность? Пруфы, плиз. Я пока вижу только Вашу неграмотность: "некто с погоняло" и с маленькой буквы после многоточия

    21.03.2024

  • Angeldust

    Ни разу за Украину он не топил, чушь собачья, а вот к рос властям вопросы были - и справедливо

    21.03.2024

  • Гмитрий Дуберниев

    Читать после восхищения аффтора Вдудём расхотелось.

    21.03.2024

  • 1114

    Забавно...некто, с погоняло "kot Begemot", пускается в пространные рассуждения о "владении русским литературным языком", а по факту, не умеет грамотно, без ошибок, написать пять строчек...)

    21.03.2024

  • К2

    Лучшее, что прочёл в эти дни об Уткине ! Отлично написано, Никита ! Респект !

    21.03.2024

  • Евгений Пушкарь

    интервью Дудя смотреть действительно тнтересно. Вот и все. 90% интервьюеров в России бездари. Впрочем скоро это будет не удивительнт.

    21.03.2024

  • Евгений Пушкарь

    и что не так?)

    21.03.2024

  • kot Begemot

    Ни хрена он не владел русским языком, тем более литературным. Всё его «владение» заключалось в придумывании каламбуров и обыгрываниии слов, порой, абсолютно глупых, что вызывало восторг только у школоты. Что до владения литературным языком, то его бедный интеллект не мог помочь ему запомнить даже самые известные цитаты, которые он постоянно перевирал. Ничего личного. О покойных либо хорошо, либо ничего кроме правды.

    21.03.2024

  • Angeldust

    Правильно-то было написать "литературный русский язык". Потому как русским владели все его коллеги, а вот литературным русским - нет. А то получается, что владеть литературным языком - это ок, но Уткин владел русским литературным. Что сильно меняет посыл.

    21.03.2024

  • Автору браво.

    21.03.2024

  • stinn22

    прекрасно знал русский язык!!! (выучил дома ) и ненавидел Россию любя украину , боролся с режимом , был антиваксером и противником СВО вместе с друзьями- невзоровым , набутовым , квартетомИ и подобными...

    21.03.2024

  • Правый Крайний

    Если бы не реплика про Дудя, можно было бы сказать, что написано талантливо.

    21.03.2024

  • Patisson

    достаточно сказать, что молодой Юра Дудь [признан в России иноагентом], впоследствии придумавший совершенно новую технологию интервью и получивший всероссийскую известность, на «Плюсе» не считался талантом первого ряда. /////// Пингвина Дудя могут считать талантливым только такие же борзые и беспринципные персонажи.

    21.03.2024