4 февраля 2022, 15:00
Давным-давно, в какой-то другой реальности, приближающуюся Олимпиаду ждали как праздник. Самые масштабные соревнования на планете, самые дорогие стадионы, самые переполненные трибуны. Когда 31 июля 2015 года на сессии МОК в Куала-Лумпуре столицей зимних Игр-2022 был выбран Пекин, то организаторы именно это и обещали: безумный ажиотаж, огромные бюджеты, небывалый интерес. Но кто же знал, что спустя четыре года, в 2019-м, Китай станет ассоциироваться не с Олимпиадой, а с родиной вируса, изменившего мир.
Впрочем, летние Игры в Токио убедительно доказали, что олимпийский дух легко побеждает даже небывалые пандемийные ограничения. Лучше соревноваться в условиях жесткого масочного режима и без зрителей, чем не соревноваться вообще. Олимпиада остается Олимпиадой, даже когда спортсмены сами себе вешают медали на награждении и проводят пресс-конференции в зуме.
Уже никого не пугают маски на победных фотографиях и даже антисекс-кровати. Теперь вместо презервативов в Олимпийской деревне раздают гели-антисептики. Нет больше веселых тусовок и даже традиционного «Русского дома» с артистами и шампанским. Приехал за несколько дней до своего старта — выступил — и на следующий день домой. В таком формате пройдет пекинская Олимпиада для подавляющего большинства атлетов.
Но даже на этом фоне китайская Олимпиада выделяется. Прежде всего из-за политического бойкота и отсутствия на трибунах целого ряда хедлайнеров мировой политики. Не то чтобы без ряда президентов и премьер-министров западных стран мы будем сильно скучать. Но вряд ли увидим на этих Играх смелые политические акции и заявления — даже несмотря на либеральную политику МОК.
Некоторые страны вообще советуют своим спортсменам не брать в Пекин личные гаджеты — мол, мало ли какие хакерские штуки придумают хозяева. Американцы советуют своим атлетам приберечь все мысли по поводу уйгуров и прочих острых тем на потом, после Игр. Иначе кто знает, чем обернутся такие высказывания. Китайцев опасаются, если не сказать боятся. Для многих стран эта Олимпиада на очень зыбкой почве.
А вот сам Китай Олимпиаде, очевидно, рад. В отличие от японцев, которые митинговали против Игр даже после их начала, в Поднебесной необходимость проведения соревнований вообще не вызывала никаких сомнений. Хотя, казалось бы, условия гораздо более жесткие, чем были всего полгода назад летом. Тут и политические бойкоты, и появление нового штамма ковида омикрон, и многократный рост заболеваемости.
Но Китай Олимпиаду хочет и ждет. Для мирового спорта это настоящая панацея: мало еще кто согласился бы проводить Игры в такой ситуации. Поэтому МОК и готов терпеть любые антиковидные меры, давление спонсоров и политиков, только бы Олимпиада состоялась. Еще пару месяцев назад в этом были большие сомнения. А отмена стартов в последний момент стала бы для МОК финансовой и организационной катастрофой. И, возможно, поставила бы под вопрос будущее всего олимпийского движения.
На самом деле теперь уже очевидно, что спорт в целом адаптировался к новой реальности едва ли не лучше всех. За какой-то год чиновники научились проводить соревнования в условиях «пузырей», устраивать онлайн-турниры, жонглировать тестами и карантинами.
Нет никаких сомнений, что новая реальность будет влиять на пекинскую Олимпиаду по полной программе. Кто проберется на старт через горнило многочисленных ковид-тестов, кто лучше справится с экстремальными погодными условиями, кто не сломается под давлением? Это точно будут особенные Олимпийские игры. Но главное, что они будут.
А дальше, верим, станет только лучше. В 2024-м нас ждут солнечный летний Париж, очередные вакцины, штаммы — и новые чемпионы. Сейчас же китайцы спасают мировой спорт в один из самых сложных моментов в его истории. Скажем им за это спасибо.