LONDON-2012 // ДЗЮДО
Вчера Мансур Исаев принес нашей команде второе золото в состязаниях по дзюдо - в категории до 73 кг
Слава МАЛАМУД
из Лондона
Видимо, такой это вид спорта - дзюдо. Все тут на нервах, все на грани. Ты диктуешь свои условия, фиксируешь соперника, руку ему выламываешь, другую, глядишь - и тебя уже зафиксировали, и "юка", твоя законная, предательская, гадская "юка" уплывает к другому. Стальным мышцам без стальных нервов на татами делать нечего. Да и им вдвоем ничего не светит без стальной воли.
Вот, стоит перед татами, ждет своей очереди маленькая японочка. Стоит в позе "дайте мне кирпич". Выражение лица - с каким проводят операции брюшной полости в глухих и темных подворотнях. Молотит кулаками воздух, глубоко дышит. Выделывает какие-то ката. Потом выходит и начинает рвать куски из несчастной соперницы, которая - просто себе какая-то румынская девушка, а не второе пришествие злодейского азиата из "Кровавого спорта". А побеждает японка - и ревет навзрыд. Громко, по-бабьи, размазывая по лицу все, что из него льется. Наконец, отревевшись, превращается в писаную раскрасавицу. Разве только бровки слегка нахмурены. Дзюдо из себя до конца не вытравишь…
Мансур Исаев, человек по натуре добрейший и даже в чем-то мягкий, перед выходом на финальную схватку сделал из себя скалу. Поза, мимика, движения, все говорило: "Я лучше, я знаю себе цену, я здесь, чтобы поставить точку в этот, главный день моей жизни". Соперник - Рики Накая, который и чемпион мира, и физически посильнее Мансура будет, - все-таки чуточку демонстрировал психоз. Переминался, пинал ногами многострадальный воздух, которому уже досталось от кулачков соотечественницы…
К этому финалу Исаев шел так же уверенно и размашисто, как отмерял шаги до татами. В первом раунде вышел на дзюдоиста из Испании, ничего особенного собой не представлявшего. Звали конкистадора Киеси Уэмацу, но поближе познакомиться с ним Мансур не успел - соперник от него по большей части убегал, заработав два предупреждения. В одной восьмой попался азербайджанец Рустам Оруджев, который на самом деле из Иркутска. Его Мансур поймал на контрприеме и сделал подсечку с падением назад. Спина - татами - иппон - следующий. Следующим был монгол, чьи имя и фамилию вы увидите в протоколе. Этот тоже протянул две с половиной минуты, пока Исаев не нашел способа познакомить его лопатки с ковром.
И только в полуфинале Мансуру пришлось серьезно понервничать. Тут уж трудно было хранить олимпийское спокойствие, потому что соперник, кореец Ван Ки Чун (двукратный чемпиона мира, на минутку) был исполнен желания выяснить победителя по-пацански, сурово так. Сначала, правда, кореец схлопотал два "сидо" за пассивность, но потом решил компенсировать прежние ошибки гиперактивностью. Последняя минута получилась злая, соперники шли друг на друга, как медведи, у корейца пояс на пол упал… И снова у Исаева нервы оказались покрепче. Не уступил натиску, отстоял вверенный ему участок татами, отразил атаки, захваты и прочие поползновения.
И вот - финал. Японец Накая нервничает. Накая устал после страшного полуфинального поединка, под конец которого и он, и соперник подолгу лежали на татами, не в силах встать. На японца давит атмосфера: почти все флаги на трибунах - родины дзюдо. Исаев стоит рядом, невозмутим, как Кавказский хребет. А что внутри клокочет - поди разбери…
Началу схватки, скажем так, не хватало событийности. Ну осторожничали оба, если по-простому. Вот оно впереди, золото. И вот, рядом с ним, серебро. Дотянись-ка до первого, не наступив во второе. Тут как на минном поле: в любом направлении - потенциальная смерть.
Все эти мысли, конечно, принадлежат автору репортажа. Они уж точно не проносились сквозь головы спортсменов, когда те цепляли друг друга за кимоно. А рефери на них тем более наплевать было, и на 46-й секунде он выписал обоим "сидо" за пассивность. И тут понеслось. Прием, контрприем, мешанина рук и ног, и Исаев заламывает руку соперника, пытаясь провести болевой прием. Серьезно заламывает, изо всех сил, рука Накаи уже и сломаться готова, но японец не сдается. Мощный попался, накачанный. Выходит из захвата и давит, давит Мансура, прижимает его к татами…
Нет в Исаеве такой силы, чтобы этому напору противостоять, но волей и техникой Аллах не обидел. Вывернулся, ушел, свел усилия соперника на ноль. Встали. Выдохнули. Н-ннаааа! Снова в бой. Опять мелькают конечности, и японец пытается бросить Исаева через голову с подсадкой ногой. И снова не дался Мансур. И опять пошли рубиться, и снова кубарем… Судьи дают "юко" японцу, хотя бросок через бедро вроде как провел Исаев. Что? Почему?.. Отбой воздушной тревоги - судьи посовещались и отдали очко россиянину.
В оставшиеся минуту и 18 секунд Накая оставил на татами все. Не сдался, даже когда Исаев снова поймал его на болевой и начал выкручивать ту же, больную руку. Молодец он, японец, самурай и все такое прочее. Но Исаев был в этот вечер лучшим дзюдоистом мира. Силой. Волей. Техникой. Нервами. Кругом из чистого золота. Принимай, Россия, слиток. Блестит-то как!
ExCeL London. 30 июля. Мужчины. До 73 кг. 1. ИСАЕВ. 2. Накая (Япония). 3. Легран (Франция), Саинжаргал (Монголия). 5. Элмонт (Голландия), Ван Ки Чун (Корея).
Женщины. До 57 кг. 1. Мацумото (Япония). 2. Каприориу (Румыния). 3. Маллой (США), Павиа (Франция). 5. Каракаш (Венгрия), Квинтавалле (Италия). 7. ЗАБЛУДИНА.
Сергей БУТОВ,
Слава МАЛАМУД
из Лондона
- Все меня спрашивают, какие у меня чувства - а я спокоен, - абсолютно спокойно сказал Мансур Исаев. - И знаете, почему? Потому что верил в то, что я самый лучший на сегодня дзюдоист в мире. Мне наш главный тренер Эцио Гамба, великий спортсмен и тренер, о котором я могу говорить много хорошего, еще после первой схватки сказал: "Мансур, ты на пике. Ты силен. Иди вперед и ни о чем не думай". У меня всегда была мечта - стать чемпионом мира. И чтобы обязательно чемпионат проходил в Японии. И чтобы обязательно японец достался в финале.
- Красивый сюжет.
- Да! И сегодня в финале Игр я действительно попал на японца - очень сильного спортсмена, бывшего чемпионом мира. А еще настоящая проверка была в полуфинале, где мне пришлось бороться с корейцем. Это была седьмая наша с ним встреча, и ни в одной из них я не сумел победить. Могу вам честно сказать: ничто на свете меня еще так не мотивировало, как возможность взять у него реванш. Доказать ему и всем остальным, что я - лучший. Но самое главное для меня - в том, что родители наконец-то успокоятся.
- А что такое?
- Они всегда очень сильно за меня волновались. Мама, когда я был маленький, всегда звонила моему тренеру после поражений. Он мне потом говорил: "Уже боюсь трубку снимать!" А она кричит: "Почему он проиграл?! Как он мог проиграть?!" Вообще мне от родителей после поражений иногда крепко доставалось.
- До Лондона у России не было золотых медалей в дзюдо. Что случилось с вашей командой?
- Ситуация кардинально изменилась с приходом Гамбы. Физическая подготовка вышла на иной уровень, психологическая. Мы ездили на все соревнования, на какие только можно было ездить. Набирались там опыта. Гамба нам сразу сказал: "Парни, вы 300 дней в году теперь будете проводить на сборах". И мы проводили - не думайте, что мы четыре года ничего не делали, а потом выиграли Олимпийские игры.
- Объясните, что случилось в финале: сначала результативное действие на табло вынесли японцу, а затем изменили.
- Меня уже спрашивали об этом. Я не смотрел на табло, мне некогда было этим заниматься. Даже не знал, что оценку сначала дали моему сопернику. Я шел на прием, четко знал, что сделал его, и не сомневался, что оценку засчитают именно мне.
- Ваш родной Кизилюрт долго теперь будет гулять?
- Дома сейчас Рамадан. Никто не гуляет. Хотя эмоций наверняка много.
- Дагестан - это в первую очередь вольная борьба. Но теперь и дзюдо, верно?
- Конечно, у нас ребята в основном занимаются вольной борьбой. Но и школа дзюдо всегда была очень сильной. Не могу сказать, что все в городе японскими терминами владеют, но саму суть нашего спорта понимают хорошо. Уважают. И болеют за нас. Именно в школу дзюдо в детстве родители привели, и с того дня я не пропустил без уважительной причины ни одной тренировки. А что до олимпийской сборной борцов, то они еще себя здесь покажут!