Лондон-2012

Лондон-2012

26 июля 2012, 00:22

Привет тебе, Олимпиада!

ОЛИМПИАДА-2012

Спецкор "СЭ" прогулялся по олимпийскому Лондону, в котором вчера вечером был поднят флаг российской делегации

Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ

Последние дни перед открытием Игр всегда кажутся самыми бестолковыми. Когда же оно все уже начнется? Почему все носятся взад-вперед и справа налево, создавая хаос? Кто-нибудь что-нибудь здесь знает вообще?

Парадокс заключается в том, что вот эти самые последние дни и есть Олимпиада. Она уже началась, а всеобщая суматоха - ее неотъемлемая часть, игривая увертюра, которая вот-вот неизбежно перетечет в мощную событийную симфонию. При том что броуновское движение никуда не денется. Столица Соединенного королевства так и будет клокотать до самого закрытия, кишеть по-муравьиному, вспыхивать очагами соревнований то тут, то там, мгновенно собирать множество людей в одном месте, пустеть в другом и рассыпаться на человеческие корпускулы глубокой ночью, чтобы с рассветом сформироваться из них вновь.

Лондон - один из величайших городов мира. "Лондон олимпийский велик вдвойне", - так казалось мне вчерашним утром, когда я выдвинулся на известные всей планете улицы, площади и мосты с олимпийской инспекцией. Ну-ка, где они, веяния Игр? Признайся, старушка-Англия, - встряхнуло тебя? Ударило новым, прогрессивным, по старому, отжившему? Переформатировало Олимпиадой хоть чуть-чуть?

И уже в десяти метрах от гостиницы понял: с Лондоном этот фокус ни при каких обстоятельствах не пройдет. Не таким этот город било, не такое его пыталось форматировать. Это мы ждем от крупнейших спортивных турниров, которые в последнее время тралим сетью, живительных перемен. А Великобритания - живительной неизменности.

"Посмотрите направо", - написано на асфальте пред английской проезжей частью. Для нас, понятно, написано, "понаехавших" и привыкших смотреть налево. Чтобы случайно не ударило по голове двухэтажным автобусом - это может быть неприятно. Они ни за что и никогда не поменяют схему своего движения, эти англичане, - лучше измалюют все тротуары предупреждениями для поклонников дурацкого правостороннего движения. И столице своей под какую угодно дудку, хоть бы и под олимпийскую, плясать не позволят.

Он все тот же, Лондон, ничуть не изменившийся. Может, немного более пестрый, чем обычно. Выполнивший нехотя  требования МОК, впустивший в свое чрево гигантскую порцию безумных людей, приукрасивший улицы странными образчиками кубизма - олимпийскими эмблемами Игр-2012 в разнообразном исполнении. Но вот, допустим, рядом с нашим отелем есть паб "Сидр и Эль", а через дорогу управа Royal Post - "Королевской почты". И как сидели мужики в пропахших потом красных почтовых жилетах веками в этом пабе, так и продолжают сидеть. Их лица в цвет тех же жилетов олимпийское возбуждение отражают не слишком.

С другой стороны, на окне паба пришпилено красочное объявление: "Не можете усидеть в офисе во время Олимпиады? Почему бы вам в эти дни не поработать у нас в пабе? Ведь мы позаботимся о вас! Бесплатный wi-fi,  ланч, возможность пользоваться электронной почтой и принтером, кофе и чая  - обопьетесь. И такая благодать - всего за 15 фунтов в день или за 65 в неделю! Спешите записаться у менеджера!"

Честно сказать, спотыкающихся на бегу, чтобы занять очередь к менеджеру, я пока не видел. А краснолицые почтари как сидели, так и сидят. Их не соблазнишь нелепым шансом приплатить за возможность поработать. Им подавай вон то, из крайней колонки, которое замечательно шло в обед все последние двадцать лет с гаком.

Или, скажем, на улице Пикадилли, где никто почему-то не ускоряет шаг, реставраторы взялись полировать огроменных бронзовых коней. Такой вот, понимаешь, вензелек к Олимпиаде: все вроде будет по-прежнему, но кони станут чистые, отполированные. А в Англии, чтоб вы знали, если кто за что берется, делает это основательно. И реставраторы те, ясное дело, полировали коням не только спины, а и все остальное тоже. С чувством, с толком, с расстановкой, подлезая, надев респиратор, под вздыбленный конский круп и умело орудуя тряпкой, вымоченной в реактиве. Действо это, свидетельствую как очевидец, вызвало у барражирующих по Пикадилли живейший интерес. Офисный люд косил глаз, парни ржали, барышни хихикали. А то и охали. Лошадюги же вскоре заблистали всеми местами своих бронзовых организмов. Привет тебе, Олимпиада, от похорошевшей британской столицы, и-го-го!

Ну и олимпийской символики на улицах изрядно, конечно. В частности, уже упомянутой кубической эмблемы, разработка которой обошлась организаторам в 400 тысяч фунтов стерлингов. Если бы дело происходило у нас, и вопросов бы, в сущности, не возникло. Но вот на что такую прорву денег потратили англичане, понять решительно невозможно. 400 тысяч фунтов - на несколько нарисованных многоугольников, которых теперь с чем только не сравнивают! И ведь британцы, полагаю, эти деньги именно потратили, а не освоили, как у нас заведено! Просто откровение какое-то.

Хватает на лондонских улицах и Венлока с Мандевилем - одноглазых стальных капель из Болтона, ставших по чьей-то прихоти и фантазии эмблемами Олимпиады и Паралимпиады. Глядят в два своих глаза на двоих, призывают сфотографироваться рядом или купить. А цены те еще. Маленькие фигурки стартуют от 5 фунтов, большие и мягкие в магазине на той же Пикадилли тянут под сто за штуку. Тут уж выбирай, либо Венлок, либо Мандевиль.

У Биг-Бена традиционное фотоволнение - запечатлеть себя на фоне башни с часами пытаются представители всех народов мира. Последние, кого видел, - тибетские монахи. А вот наших и нашего на лондонских улицах как-то маловато. Местные англороссияне предпочитают тихое домашнее времяпрепровождение в районе Челси или на Кенсингтон-пэлас, прочий народ в кучерявой символике российской команды попадается редко, а тот, что все-таки попадается, ведет себя неприметно.

Что в общем-то не так уж плохо. Не надо нам, кажется, делать центром своего пребывания в Лондоне улицы. А надо - стадионы. Для того, собственно, и был вчера поднят в Олимпийской деревне официальный флаг российской делегации, чтобы стать символом, знаком, напоминанием: мы приехали, чтобы победить. Или по крайней мере, чтобы выступить "по-Пастернаку", когда поражение и победа трудноотличимы.

Лондон

2