31 июля 2012, 15:33
Руководитель олимпийской бригады "СЭ" Сергей РОДИЧЕНКО - о ситуациях, подобных той, в которой в понедельник оказалась корейская шпажистка Шин А Лам.
В армии свои законы, в остальной жизни - свои. Так и со спортом. Попытки перенести в него общечеловеческие обычаи и законы или даже поступки обычно оборачиваются полным провалом. И абсолютным непониманием со стороны окружающих. Помнится, американский бегун Бутч Рейнольдс попытался оспорить в обычном американском гражданском суде решение о своей дисквалификации. И даже выиграл его. Суд постановил наказание отменить. А федерация легкой атлетики просто наплевала на решение суда - спортивные законы выше общегражданских и жить мы будем именно по ним. Обращайтесь хоть в ООН - нам все равно. И болельщики с тех пор твердо понимают - никому не позволено соваться в спорт со своим уставом. Он - отдельная планета.
На которой, кстати, не только свои законы, но и неписанные правила поведения. Причем, как мне кажется, в разных видах спорта - разные. Все, к примеру, давно привыкли к тому, что, скажем, решение о назначении пенальти в футболе игроки могут долго и бурно оспаривать. Это даже в какой-то мере стало элементом шоу. И кому-то, может, даже нравится. Но если на Уимблдоне теннисист набросится на судью с требованием пересмотра решения - это будет воспринято как полнейший моветон. Попросить посмотреть отпечаток повнимательнее, проверить по компьютеру - пожалуйста. Орать "Ты чего творишь,...!" - фи.
Или вот история, которая приключилась на чемпионате мира по легкой атлетике в Париже в 2003 году. В одном из четвертьфиналов на стометровке сработало новое для того времени правило, когда за второй фальстарт дисквалифицируется совершивший его спортсмен, даже если первое нарушение допустил другой бегун. И одним из таких несчастных стал американец Джон Драммонд. Увидев перед собой красную карточку, он словно обезумел. "Никуда я не уйду!" - прокричал он арбитру и лег на дорожку, раскинув руки. После чего вскакивал и начинал апеллировать к трибунам. Зрители, кстати, вовсе не поддерживали нарушителя конвенции, поскольку бунтарь задержал старт забега минут на 20. Как выяснилось позднее, он просто не подозревал о существовании нового правила.
Но был в этом забеге и второй нарушитель, сделавший фальстарт вместе с Драммондом, - это Асафа Пауэлл с Ямайки, который, между прочим, участвует и в нынешних Играх. Так вот он тогда покинул дорожку без всяких возражений, поскольку знал о новом правиле. И трибуны благосклонно проводили его, ведь вел Асафа себя правильно.
Похожая история произошла вчера в Лондоне. Спортсмен вновь позволил себе проявить человеческие чувства, не принятые в спорте. Но на сей раз реакция зрителей тоже была вполне человеческой. В полуфинале турнира шпажисток кореянка Шин А Лам на последней секунде уступила немке Бритте Хайдеманн. Корейцы подали протест - мол, укол был нанесен уже после окончания времени схватки, а при ничейном счете в финал выходила Шин А Лам. Пока шло разбирательство, кореянка оставалась на дорожке - покинув ее, она признала бы свое поражение. Но и когда через полчаса решение было объявлено, Шин А Лам в слезах отказывалась уйти с дорожки. В общей сложности это действо продолжалось более часа. Но когда кореянку все-таки заставили уйти из зала, трибуны проводили ее аплодисментами. Вот это, на мой взгляд, правильное отношение к простым человеческим чувствам, пусть и нарушившим спортивные законы.