Лондон-2012. Виды спорта. Плавание

Лондон-2012

27 июля 2012, 00:25

А где все?

LONDON-2012 // ПЛАВАНИЕ

Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ
из Лондона

Есть такой старый анекдот: на трибуну дворца, под сводами которого идет разминка одной из первых и традиционно слабых групп фигурного катания, вбегает опоздавший к началу соревнований, со всех сторон обвешанный аппаратурой молодой фотограф и, едва отдышавшись, спрашивает более опытного коллегу: "Кто на льду?" Тот мимоходом бросает взгляд в сторону разминающихся и пожимает плечами: "Никого..."

Примерно такая же картина наблюдалась в главном бассейне Олимпийского парка. На протяжении нескольких часов вода бурлила от обилия спортсменов, купальники и шапочки одних цветов сменялись другими, и за всем этим с трибун озадаченно наблюдали фотографы и журналисты. Японский коллега не выдержал, подошел ко мне на трибуне: "Простите, может быть, вы мне подскажете... А где все?"

Смысл вопроса был прозрачен: на дорожках не было ни одного пловца, которого можно было бы отнести к числу звезд первой величины. В самом торце бассейна лишь на мгновение мелькнула шевелюра Райана Лохте, но 18-кратный чемпион мира исчез так быстро, что впору было задаться вопросом: а Лохте ли это был?

Вычислять в водной тренировочной мясорубке более или менее известных спортсменов я решила старым проверенным способом: мысленно проецируя на дорожки взгляды тренеров. Тем более что прямо под центральной трибуной, где расположились представители прессы, по бортику собственной персоной вышагивал Грегг Трой, тренер Лохте. Внимание американца было полностью поглощено чемпионкой мира в комплексном плавании Элизабет Бейзел. Во всяком случае, когда в двух шагах от тренера в сторону раздевалки прошел еще один его подопечный, спинист Аркадий Вятчанин, Грегг даже не повернул головы в сторону российского пловца.

- Видимо, на Играх американским тренерам запрещено общаться с кем-либо, кроме своих спортсменов, - раздался позади меня знакомый голос австралийской журналистки и бывшей пловчихи Николь Джеффри.

Этот комментарий заставил вспомнить не столь давние времена, когда в ходе Олимпиады в Атланте точно так же не мог подойти к своему ученику Александру Попову его тренер Геннадий Турецкий: согласно контракту российский специалист представлял на Играх-1996 сборную Австралии.

В коротком разговоре выяснилось, что на трибуне Николь сидит уже третий час кряду. Точно так же смотрит на тренеров, пытаясь выделить из общей каши звезд, но за отчетный период обнаружила лишь олимпийского чемпиона на "полтиннике" вольным стилем Сезара Сьелу-Филью из Бразилии, олимпийскую чемпионку в эстафетном плавании голландку Раноми Кромовиджоджо, еще одну олимпийскую чемпионку итальянскую красотку Федерику Пеллегрини уже упомянутую мной Бейзел по прозвищу Дизель и ее соотечественницу, семикратную чемпионку мира и трехкратную обладательницу олимпийского золота Лейсел Джонс.

- Да, Лохте действительно был на бортике, - подтвердила Николь мои предположения и добавила: - Думаю, он просто выполнял свои контрактные обязательства перед американскими журналистами: дал минутное интервью и немедленно покинул бассейн.

Еще Джеффри взяла интервью у главного тренера сборной Австралии Ли Наджета, из которого выяснила, во-первых, что ее соотечественники надеются на 13-15 наград, а во-вторых, что все звезды первой величины (главная олимпийская надежда Австралии действующий чемпион мира на стометровке Джеймс Магнуссен в том числе) предпочли для тренировок иную акваторию: полностью закрытый для прессы бассейн, расположенный с задней стороны Олимпийской деревни.

Несложно предположить, что, располагая столь роскошными условиями для спокойных тренировок, ни один из потенциальных героев лондонских Игр не захочет раньше времени появляться на публике.

Что в общем-то вполне понятно: взять автограф или сфотографироваться с такими выдающимися личностями, как Майкл Фелпс или Райан Лохте, стремятся не только болельщики, но и огромное количество спортсменов, приехавших в Лондон "просто участвовать". Все это - трата энергии. Причем в спортивном понимании трата абсолютно бессмысленная. Не говоря уже про общение с прессой. О чем может сообщить журналистам тот же Фелпс? Что постарается выиграть? Что отдаст все силы ради побед своей страны в эстафетах? Что Олимпийские игры - большой праздник, в котором он счастлив принимать участие?

Давно уже заметила: в глазах тех, кто реально собирается сражаться за медали, а тем более отстаивать уже завоеванные титулы, на Олимпиадах не бывает и намека на ликование. Нет даже ожидания - лишь отрешенность. Лучше не пробовать отвлекать: взгляд собеседника тут же подергивается льдом, и ты запоздало сожалеешь, что попался на пути.

По крайней мере именно такие чувства нахлынули на меня, когда я, не подумав, окликнула с трибуны Вятчанина. Аркадий вежливо остановился, ответил на приветствие, сказал несколько дежурных фраз, но по его тону ясно чувствовалось, что он уже находится в совершенно ином измерении.

С опытом крупных соревнований к спортсмену, как правило, приходит еще одно ценное умение - не смотреть в глаза. Никому. Прямые взгляды - на журналиста ли, на зрителя, на соперника - это обмен энергией. А она на Играх должна быть предназначена совсем для другого.

Бывалые тренеры по глазам обычно без труда определяют состояние спортсмена. Помню, приехав в расположение одной из команд перед самым отъездом в Лондон, я неожиданно услышала от одного из "стариков" в адрес фаворита: "Проиграет. Обратили внимание, какими глазами он смотрит на своего соперника? Внутри себя уже вовсю с ним соревнуется. А выходить на старт обоим лишь через две недели..."

На самом деле так или иначе соревнуются уже все. Просто выглядит это по-разному. Например, после первого же официального опробования снарядов женщинами-гимнастками в интернете и газетах появилось множество комментариев, смысл которых сводился к тому, что российская и китайская команды ни в чем не уступают американкам. А ведь фаворитом до появления на помосте, причем однозначным, в Лондоне считали именно сборную США.

Но то - гимнастика. Там уж если вышел на помост, будь добр показать максимум. Чтобы никому из соперников или просто зрителей даже в голову не пришло, что ты в чем-то сомневаешься или чего-то не можешь. Показать максимум при минимальных эмоциональных затратах - совершенно особенное искусство.

Ну а плавательные звезды, временно исчезнувшие с олимпийского небосвода, соревнуются в накапливании энергии. Чтобы в нужный момент взорваться скоростью, сметая на своем пути к золоту все живое.