12 августа 2008, 01:10

Тоскливые ожидания

Андрей САМОХОТОВ
Корреспондент

Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ

     Ожидание первого золота - занятие на редкость тоскливое. Даже несмотря на многократные предупреждения бывалых: начало Игр, дескать, не наше, наберитесь терпения. И уж набрались вроде бы, но кто ж знал, что оно понадобится в таких количествах! Россия пока шестнадцатая в общем медальном зачете, причем самое грустное, что первую ступень пьедестала наши спортсмены раз за разом теряют вовсе не в борьбе - они до нее банально недотягиваются.

     С вечера, как положено, мы делим всей бригадой "СЭ" виды спорта, исходя из шансов россиян на медали и победы. В течение следующего дня выясняется, что прогнозы были излишне оптимистичными. Претенденты сыплются один за другим, предварительные утренние старты делают ненужными поездки на вечерние, финальные, а те, кто уехал на весь день, возвращаются с пустыми руками.

     Вчерашний день - яркий тому пример. Последовательно "отвалились" стрелки Круглов и Приходченко, проиграл брассист Слуднов, дзюдоист Межидов, фехтовальщицы Шанаева и Ламонова, ватерполистки, боксер Селимов. Бальжинима Цыремпилов и его товарищи не попали в сердце воображаемого врага в соревнованиях лучников. Прыгуны в воду Гальперин и Доброскок довольствовались бронзой, имея реальные шансы на золото, баскетболистки с трудом прошли кореянок, волейболистки в дым проиграли бразильянкам: приехав за золотом, команда Капрары пока не знает вкуса побед. Теннисист Турсунов ожидаемо уступил Федереру. А вот штангистка Шаинова, завоевавшая серебро, красавица и умница. Ибо еще до начала борьбы в ее весе было известно, что китаянка Чэнь Яньцин, королева грифа и "блинов", вообще не проигрывает в крупных соревнованиях с 1997 года.

     Но золотым российским надеждам от этого не легче.

     Разъяснительная работа, проведенная людьми из ОКР, поначалу заставляла относиться к нашим неудачам со сдержанным оптимизмом. А теперь, когда "уж полночь близится, а Германа все нет", в голову начинают приходить не самые праздничные мысли. Ведь что такое, если вдуматься, "не наши" виды спорта в первые дни Олимпиады? Это означает лишь то, что Россия слаба в значительном количестве видов, среди которых есть и считавшиеся некогда исконно российскими, фирменными.

     Как результат - на данный момент мы слабее Индии, Румынии и Таиланда, уже имеющих по одной золотой награде, слабее США и Кореи. И намного слабее китайцев, выстреливших, как барон Мюнхгаузен при полете на Луну. На вчерашний день у хозяев Олимпиады было 9 самых элитных наград. Они не просили нацию подождать недельку-другую, а взялись ковать железо, пока оно горячо. Точнее - золото.

     А мы тормозим. Причем тормозим сильнее, чем в Афинах. Там четыре года назад у России после трех дней были одна золотая, пять серебряных и две бронзовые медали. Здесь, в Пекине, - 0, 4, 2. Интересно, это отставание от самих себя тоже закладывалось в пекинский график?

     А тут еще на Фелпса довелось вживую посмотреть. Колоссальное впечатление. Выходит человек, от которого все ждут победы. Стартует - и побеждает! Пусть даже за счет 33-летнего Лезака, подарившего вчера золото всей американской команде, но ведь побеждает же. Впору восхищаться силой духа, размахом рук или, к примеру, уровнем подготовки героя. В голове, однако, роятся другие мысли. А какие наши медали можно назвать "считанными"? Есть ли у России свои Фелпсы?

     Сообща нашли одного. Точнее, одну: Елену Исинбаеву. Только ее успех, если он состоится (слово "если" употребляю исключительно из суеверия), впору будет считать логичным и предсказуемым. Все остальное, что будет или не будет добыто в Пекине, придется вырывать из чужих рук со стонами, потом и чудовищными нервами.

     Олимпийское спокойствие, которое продолжает хранить в этих условиях российская делегация, начинает понемногу удивлять. У нашей команды на редкость молчаливое руководство. До начала Игр, например, в главном пресс-центре не состоялось ни одной российской пресс-конференции, что-либо предваряющей или разъясняющей (тогда как американцы проводили несколько таких встреч в день). Приходили известия о дисквалификациях, травмах, различных проблемах: в ответ - тишина. В какой-то момент хотелось просто узнать последние новости о наших спортсменах, убедиться, что у них все в порядке. Не судьба. На людях наши спортивные боссы не появлялись - разве что на открытии Русского дома, но - в отдельном VIP-зале, куда журналистам вход был заказан.

     При этом легкоатлетические российские допинг-скандалы стали настолько привычными, что каждый из них в отдельности уже не воспринимается как сенсация. Последний пример - дисквалификация мастера стипль-чеза Усова. Дело даже не в том, на чем засыпался этот спортсмен и кто виноват. Куда интереснее, зачем вообще ему потребовалось иметь дело с запрещенной фармакологией? Съешь он хоть ведро таблеток, шансов в беге на 3000 метров с препятствиями у Усова в сравнении с соперниками не было бы никаких! Другое дело, что без допинга он мог вообще не отобраться на Олимпиаду. Но разве так, как получилось,  лучше?

     Тут бы самое время созвать пресс-конференцию, что-то объяснить. Рассказать, почему в некоторых странах нарушителей ловят собственные федерации, а у нас - исключительно международные организации. Или почему, скажем, индийскую тяжелоатлетку Монику Деви, хоть и с опозданием, но оправдали, а в России положительная проба "А" - всегда приговор. Не говоря уж про подмену анализов, которые, будь они хоть в космосе перепутаны, все равно ударят железной дубиной по самим атлетам. Когда их начнет защищать хоть кто-нибудь или хотя бы комментировать что-то публично? Ведь это лучше, чем молчать с каменно-социалистическими лицами, не выходя из-за забора Олимпийской деревни!

     Ну а нам ничего не остается, кроме как продолжать верить и ждать. Чего? Честных пресс-конференций. Медалей, побед. В том, что они будут, сомнений нет. Но уж очень хочется, чтоб поскорее.

     Пекин