15 августа 2008, 01:40

На лопатки

Артем Агапов
редактор отдела интернет

     Вчера сборная России завоевала третью золотую медаль: борец греко-римского стиля Асланбек Хуштов победил в категории до 96 кг.

Игорь РАБИНЕР

из Пекина

     Поднять человека на подвиг порой можно очень простыми словами. Анзор Карданов, личный тренер нашего нового олимпийского чемпиона Асланбека Хуштова, перед финальной схваткой с немцем Энглихом сказал ученику: "Представь себе, что у твоей дочки хлеб забирают. Ты это допустишь?!"

     Салиме, дочке Хуштова - десять месяцев. С момента, когда она родилась, Асланбек не проиграл ни одной официальной схватки.

     Мысль о дочке помогла 28-летнему парню из Кабардино-Балкарии, представляющему сейчас Красноярск, совершить, казалось, невозможное. Еще восемь секунд - и немец, получивший преимущество при жеребьевке, по странному и нелюбимому всеми классными борцами новому правилу последнего балла, выиграл бы ничейный второй период. И Хуштову, разгромившему Энглиха в первом, пришлось бы доказывать все заново. Но россиянин ухитрился оторвать намертво приклеившееся к ковру 96-килограммовое немецкое тело и швырнуть его оземь через себя - "обратным поясом". В следующий миг едва не сошедший с ума от радости президент Российской федерации борьбы Михаил Мамиашвили своими бурными жестами чуть было не сделал дырку в воздухе, а Александр Карелин позже сказал мне: "За восемь секунд до конца провести такой замечательный прием и победить, не оставив шансов, - да Асланбек просто красавец! Он не постеснялся, не заманерничал. Он просто пришел и взял то, на что был способен".

     Просто - да совсем непросто. Чтобы швырнуть огромного соперника через себя, Хуштов, к примеру, регулярно делает пять-шесть наклонов кряду со 150-килограммовой штангой.

     А каких-то четыре с лишним года назад все в его жизни было иначе. С момента рождения и до 24 лет кабардинец Асланбек жил, по его собственным словам, в "самом маленьком селе России" - Белоглинке, насчитывающей 90 дворов. В семь лет потерял отца, и мама, учительница начальных классов, в одиночку поднимала на ноги Асланбека и его брата с сестрой. Ни о какой профессиональной борьбе он не помышлял - и, как признается, ни разу не мог выиграть даже первенство района.

     С самым маленьким селом он, может, и погорячился. Но от одной только мысли, сколько должен сделать человек, чтобы за четыре года пройти путь из Белоглинки к олимпийскому золоту, перехватывает дыхание. Даже пусть не из Белоглинки, а из 13-тысячного райцентра Терек, куда парень переехал в 24 года и где по сей день живет его мама.

     После окончания сельскохозяйственной академии (интересное совпадение - турнир "греко-римлян" проходил в зале Китайского сельскохозяйственного университета) по специальности агронома-технолога Хуштов год даже не тренировался. Едва не устроился на работу в местное РУВД. Одним хорошим и сильным человеком в кабардино-балкарской милиции с его приходом стало бы больше.

     Получается - слава богу, что не стало.

     Карелин назвал Пекин-2008 для российской сборной по греко-римской борьбе "бенефисом нетитулованных". Три олимпийских чемпиона Сиднея и Афин - Самургашев, Мишин и Бароев - не смогли подтвердить свои звания. Зато голодные Манкиев, Альбиев и Хуштов - смогли. Скорее всего, потому, что не испытывали такого давления, с каким всегда сталкиваются золотые медалисты прежних Игр. А может, потому что Пекин дал им, никогда не видевшим молочных рек с кисельными берегами, шанс в жизни. И всем троим хватило внутренней силы, чтобы этим шансом воспользоваться.

     ...Совсем скоро Асланбек Хуштов склонится над коляской и даст в руки крохотной Салиме золотую медаль. Они по сей день могли бы очень бедно жить в одном из девяноста дворов села Белоглинка - если бы ее отец не был сильным и волевым человеком. Настоящим человеком.