28 июля 2016, 00:54

Валерий Газзаев: "Последние события показали, что у нынешнего Минспорта недостаточно понимания, по какому мы следуем пути"

Дмитрий Симонов
Первый заместитель главного редактора

Именитый российский тренер Валерий Газзаев в интервью "СЭ", говоря о решении МОК допустить Россию на Олимпиаду в Рио-де-Жанейро, не исключил, что давление на нашу страну со стороны международных спортивных федераций может продолжиться. Специалист также допускает, что у России могут попытаться отобрать право провести чемпионат мира в 2018 году.

– Ваше отношение к тому, что ряд сотрудников Минспорта был временно отстранен от исполнения обязанностей после того, как их упомянули в докладе Макларена?

– Полагаю, это абсолютно верное решение. Те, кто принимал участие в допинговых махинациях, должны понести наказание – но лишь в том случае, если их вина будет доказана. Необходимо показать всему мировому сообществу: да, мы покарали виновных, отстранили всех, кто имел самое прямое отношение к проблеме и нес ответственность. Да, мы приняли решение МОК и санкции по отношению к спортсменам, учли все замечания. И теперь начинаем новую жизнь, с чистого листа. Нужны законы, чтобы каждый спортсмен понимал свою меру ответственности.

– Игры в Рио пройдут. И как бы мы на них ни выступили, возникает вопрос, что же делать с нашим спортом дальше.

– Тема многогранная.

Во-первых, надо четко осознавать, что ничего еще не закончилось. Возможно, все только начинается. И Россия, не исключено, еще может столкнуться с попытками отобрать чемпионат мира-2018. Разговоры об этом все чаще звучат в иностранной прессе, мы слышим о том, что определенную обеспокоенность проявляет комитет по этике ФИФА. Здесь важно не повторить ошибок, допущенных перед Рио. Вместо того чтобы тушить пожар, когда все уже сгорело, необходимо предпринимать упредительные меры, просчитывать шаги наперед, подойти к вопросу со всей ответственностью.

Во-вторых, несмотря на четкие посылы Президента России "создать ясную и эффективную спортивную политику", "сделать так, чтобы спорт становился модным", ничего подобного не реализовано не только на практике, но даже в теории. Хотя именно спорт должен играть одну из важных ролей в консолидации общества.

Причин тому много. Глобально – утрачена сама технология руководства спортом, отсутствует четкая бизнес-модель, спорт управляется несистемно, и подчас – людьми, от него довольно далекими, которые к тому же не хотят прислушиваться к мнению профессионалов и слушают только себя. Столкнулся с этим сам, когда Минспорта и руководство РФС оказались единственными, кто отказался изучить мою программу реформ отечественного футбола, хотя ее обсудили и одобрили и в Совете Федераций, и в Госдуме, и в Общественной палате, и общественное мнение, и профессиональное сообщество. Хватает и других случаев, когда людей, которые создают перспективные планы развития отрасли, не хотят услышать. Настоящих профессионалов отодвинули в сторону. Из-за отсутствия ясной политики в сфере спорта и физической культуры распыляются ресурсы государства и спортивного сообщества, не происходит ускоренной модернизации производства спортивных товаров, материально-технического, медико-биологического и антидопингового обеспечения и так далее.

Жизнь заставляет задуматься – а не должен ли быть создан другой орган управления спортом, ведь последние события показали, что у нынешнего Минспорта недостаточно контроля над ситуацией и понимания, по какому мы следуем пути. Россия расходует на спорт бюджетные деньги, но расходы не всегда эффективны. Спортсмену недостаточно дать много денег и сказать: "Иди, побеждай". Ему нужно предоставить еще и самые современные методики. Деньги-то есть, а вот методики… То, что Минспорта берет на себя ответственность за подготовку команд и зацикливается просто на завоевании медалей, – ошибка, оно должно заниматься стратегией и перспективами развития.

Необходимо найти решение, как объединить бюджет и бизнес, государственные деньги и частных спонсоров. Возможно, выходом могло бы стать создание некой госкорпорации, которая могла бы консолидировать усилия. Бизнес должен становиться полноценным партнером, получать преференции, благодаря которым станет выгодно инвестировать в спорт. Это актуально в том числе и в футболе, где большинство клубов финансируется из регионального бюджета. Бизнес надо не доить, а стимулировать!

В-третьих, важнейшая задача – расширение нашего присутствия в международных спортивных организациях, особенно в тех, что имеют особый вес в мировом спорте. Такая цель была озвучена на самом высоком уровне еще восемь лет назад. Однако в последние годы мы наблюдали обратную тенденцию – наше присутствие и вес в международных спортивных организациях, наоборот, уменьшались. В результате Россия в последние годы стала оказывать все меньше влияния на развитие олимпийского движения, не внесла практически никаких предложений по совершенствованию Хартии МОК, выпустила ситуацию из-под контроля.

Надо признать, что время спортивной романтики ушло, и начиная с Олимпиады-2008 в Пекине на смену принципу Пьера де Кубертена "Главное не победа, а участие" пришла задача "Выиграть любой ценой". Мы живем в эпоху коммерциализации и, что гораздо хуже, политизации спорта. И это приводит к последствиям, которые мы видим сейчас. Конечно же, коммерция и олимпизм могут существовать вместе, но все последние годы мы наблюдаем, как "выветривается" олимпийский дух. Все последние решения МОК лишь подтверждают это. (Дмитрий СИМОНОВ)

3