По данным СМИ, в качестве главной звезды церемонии открытия Олимпиады-2024 выбрана Ая Накамура, одна из самых популярных артисток Франции. Накамура лидирует в различных музыкальных чартах, но выступает в необычном уникальном стиле, сочетающем как французские традиции, так и афробит. Дело в происхождении девушки. Ведь Ая хоть и переехала в Париж в раннем возрасте, но родилась в Мали. И этот факт, судя по всему, напрягает консервативную часть французского общества, которая явно озабочена тем, что страну в столь важный момент будет представлять выходец с Черного континента.
Усиление правых настроений в Европе — важная тема политических дискуссий последних лет. Правый поворот заметен в различных сферах, не может он не отражаться и на культуре. Так, стоило только распространиться слухам о том, что заглавную песню на церемонии открытия Олимпиады в Париже доверят певице африканского происхождения Ае Накамуре, это вызвало серьезные разногласия во французском обществе. Настолько заметные, что прокурор Парижа в пятницу был вынужден инициировать расследование предполагаемых расистских оскорблений в отношении певицы.
Соответствующая жалоба была подана в Международную лигу борьбы с расизмом и антисемитизмом, верховный комитет которой как раз базируется во Франции. Стоит отметить, что никакой официальной информации о приглашении Накамуры на Олимпиаду пока нет. Есть только предложение артистке от президента Франции Эммануэля Макрона исполнить хиты легенды кабаре 1950-х годов Эдит Пиаф. Однако уже этого факта оказалось достаточно, чтобы правые политики Франции стали обсуждать, насколько Накамура француженка.
Ярче прочих отметился председатель сената (верхней палаты парламента) Франции Жерар Ларше — депутат из правой республиканской партии. Он критиковал Накамуру за плохой французский и заявил, что ее сленговая речь негативно влияет на молодежь, а сама тематика выступлений не соответствует «истинному духу Франции». Правда, в чем конкретно заключается этот истинный дух, сенатор не пояснил.
В защиту девушки сразу же выступили коллеги по цеху. Принцесса Эрика, певица камерунского происхождения, отметила, что французский Аи — это как раз тот французский, на котором говорят улицы современного Парижа, Марселя и других крупных городов страны. «Мне просто интересно, в одной ли стране мы живем с господином Ларше?» — задается она риторическим вопросом в своих соцсетях. Министр культуры Франции Рашида Дати предостерегла сенатора от проявления «чистого расизма» и заявила, что ситуацией уже озабочены в МОК.
«Мы не должны бросать пятно на олимпийское движение», — сказал бывший французский футболист Лилиан Тюрам и вспомнил сборную, многих игроков которой также критикуют по расовому принципу. «Когда Мбаппе и другие ребята забивают голы — для людей они французы, гордость нации. Но когда эти же люди допускают ошибки и проигрывают — в их сторону слышны призывы вернуться туда, откуда родом их родители. Разве мы можем говорить о единой нации?» — возмущается Тюрам, который и сам родился в Гваделупе, заморском департаменте Франции.
Накамура же родом из Бамако, столицы Мали. Ее родители — из видной касты африканских певцов и сказочников, так что даже на исторической родине имели привилегированное положение в обществе. Ая — старшая из пяти детей. И именно в ней мать, малийская поэтесса, и отец, выступавший в кабаре, видели надежду на продолжение традиций рода.
Девушка чаяния родных оправдала, уже в 19 лет выпустив дебютный альбом, имевший оглушительный успех. Она взяла сценический псевдоним Накамура в честь Хиро Накамуры из американской супергеройской драмы «Герои». Французские музыкальные критики утверждают, что ни одна другая певица в истории Франции — даже Пиаф в послевоенные годы — не имела такого глобального охвата, как Накамура, у которой есть поклонники на всех обитаемых континентах, любого происхождения, пола и возраста.
Самая известная песня Накамуры Djajda только на YouTube получила около миллиарда прослушиваний. Стиль Аи явно выделяется, потому что он сочетает как стереотипные представления о французской культуре, так и уникальные традиции франкоязычной части Карибского региона — прежде всего Гваделупы и Мартиники. Получается некая смесь евродэнса с битами афропопа. Пока такие популярные группы, как Daft Punk, предпочитали петь на английском языке, Накамура подчеркнуто выпускала только франкоязычные альбомы.
Возмущение правых по поводу слухов о выступлении на церемонии Накамуры выявило глубокие разногласия во Франции по расовому вопросу. Страна за последние 10-15 лет серьезно изменилась. По данным социологов, в Париже доля выходцев из бывших французских колоний доходит до трети от всего населения французской столицы, и это беспокоит консервативный электорат, что заметно хотя бы на очередном взлете популярности Марин Ле Пен и ее «Национального объединения». Партия хоть и отказалась от самых радикальных лозунгов времен основателя Жан-Мари Ле Пена, но продолжает свою антимигрантскую риторику. Журналист Мекколо Билиги напомнил, что с похожим скандалом Франция столкнулась в 2021-м, когда сборная Франции выбрала рэпера Юссуфа в качестве автора нового гимна сборной. Правые силы также сорвали выступление темнокожего рэпера Black M в честь столетия Верденской битвы.
«Список становится все длиннее. Этих исполнителей объединяет только то, что они черные. Похожая ситуация с темнокожими художниками, выставки которых отказываются принимать крупнейшие музеи. Франция долгое время умело скрывала свой расизм. Но в такие моменты страна показывает миру свое истинное лицо», — считает Билиги. По его словам, ту же Накамуру в телевизионных новостях называют рэпером только исходя из ее происхождения, якобы темнокожий артист в принципе не способен работать в других жанрах. Писательница и музыкальный критик Кристель Бакима Паундза отметила, что на обложку французского Vogue Накамура попала только в 2021-м, несопоставимо поздно с учетом взлета популярности девушки еще в 2015 году. Да и в целом она гораздо реже появляется в глянце в сравнении с «белыми» певицами. В то же время музыкальный критик Бакима Паундза отмечает и положительный момент — что вся индустрия шоу-бизнеса встала на защиту Накамуры.
«Она может стать первым автором, который действительно представляет всю современную Францию — открытую, мультикультурную, разнообразную. И мы должны защищать этот образ», — считает Паундза. Оргкомитет Игр-2024 старается откреститься от скандала. И пока неясно, повлияет он на планы пригласить на открытие Аю и согласится ли сама девушка выступать при таком негативном эмоциональном фоне. Но как бы ни поступил оргкомитет, его решение может стать судьбоносным.