ОЛИМПИАДА-2018. Хоккей. 1/2 финала
ЧЕХИЯ – РОССИЯ – 0:3 (0:0, 0:2, 0:1)
Голы: Гусев – 2 (Дацюк), 27:47 – 0:1. Гавриков – 2 (Телегин, Григоренко), 28:14 – 0:2. Ковальчук – 5 (п.в., Зуб, Зубарев), 59:39 – 0:3.
Вратари: Францоуз (57:50 – 59:39) – Кошечкин.
Штраф: 6 – 10.
Броски: 31 (6+15+10) – 22 (9+8+5).
Судьи: Айверсон, Лемелин.
23 февраля. Каннын. Gangneung Hockey Centre.
Игорь РАБИНЕР
из Пхенчхана
СТАРАЯ МЕЧТА ДАЦЮКА
Павлу Валерьевичу Дацюку, русскому хоккейному Волшебнику, 39 лет 218 дней. В этом возрасте его тезка и соратник по клубу 100 лучших игроков в истории НХЛ Павел Буре уже семь лет как закончил карьеру. Дацюк, как и Русская Ракета, намучился от травм, у него истерзанный голеностоп, который, по сути, собирали по частям. И после операции владелец "Детройта" Майк Илич, которому оставалось жить совсем недолго, приезжал к Павлу, разговаривал с ним и взял с игрока, очень хотевшего домой, обещание, что тот отыграет за "Ред Уингз" еще сезон – и лишь после этого вернется в Россию.
Павел обещание выполнил. Жизнь возвращает ему долги.
Прошлой весной, когда Дацюк получил очередное повреждение в плей-офф Кубка Гагарина, в самых что ни на есть серьезных хоккейных кругах пошел даже слух – мною, к сожалению, обнародованный, – что карьеру он продолжить не сможет.
Но – не спешите нас хоронить! Только сам Дацюк знает, каких усилий ему стоило вернуться и набрать к Олимпиаде если не прежнюю – самых звездных энхаэловских времен, – то очень и очень приличную форму. Достаточно сказать, что у него – почти 40-летнего – статистика зафиксировала наибольший пробег из всех игроков матча.
"В хоккей нужно играть, а не бегать", – сказала, однако, легенда.
Дацюк явил миру гений своей игры именно в тот момент, когда сборной России это было больше всего нужно.
"Паша отдал суперпас!" – восхитился Илья Ковальчук в смешанной зоне, рассказывая о первом, самом главном голе россиян в ворота чехов. Голе, который решил все, и уже в начале второго периода стало ясно, что будет именно так.
Нам нужно было проиграть в стартовом матче словакам, чтобы Олег Знарок принял самое правильное из всех возможных решений – объединил Дацюка с Никитой Гусевым и Кириллом Капризовым. Трех человек совсем разного возраста (от старшего до младшего – 19 лет), которых, однако, объединяет куда более важное – понимание хоккея. Как же нужна была Гусеву и Капризову мудрость центрфорварда, а ему – их молодые, полные здоровья и скорости ноги!
И вот на девятой минуте второго периода Дацюк увидел открытого Гусева, гениально вложил ему шайбу в клюшку, а Капризов в ту же секунду рванулся закрывать видимость вознесенному за эти дни до небес, то есть чуть ли не до Гашека, Францоузу.
Угол был открыт, но Гусев не стал бросать в касание. Может, его смутило то, как подпрыгнул Капризов, и он побоялся в него попасть – если мы об этом и узнаем, то только после финала, поскольку сейчас Никита предпочел после игры промолчать. Капризов приземлился, Гусев выдержал небольшую паузу – и только тогда отправил шайбу в сетку. Францоуз переместиться не успел. Я пишу об этом дольше, чем эпизод происходил.
"Мы разговаривали в раздевалке о том, что надо мешать вратарю, – скажет после игры Ковальчук. – Он кураж поймал, играет здорово на этом турнире. Каприз здорово пошел на ворота, закрыл его, Паша отдал суперпас – и Гусь не промахнулся".
Мог ли выручить Францоуз? Нельзя сказать, что это был его гол. Но планка Гашека, установленная для него накануне, причем собственными же тренерами, ему не покорилась. Да и не могла, наверное – с чего бы далеко не сильнейшему вратарю КХЛ вдруг прыгать тут выше головы в каждом матче? Олег Знарок, когда его спросили на эту тему, только хмыкнул: "А кто его (Францоуза) раскручивал? Только вы. Неудобный вратарь? Для нас удобный. Вы по счету этого не видите?"
Праздновать было еще рано – чешские тренеры на всякий случай попросили видеопросмотр на предмет незаконной помехи Капризова вратарю. Секунды тянулись очень, слишком долго. Знарок скажет, что волнений не было: "Нам сверху уже сказали все". Не думаю, что все было так беспроблемно, иначе просмотр завершился бы быстрее. Но факт, что решение оказалось в нашу пользу.
И тут же – второй гол, о котором мы поговорим ниже. И возникла, глядя на нашу команду, уверенность, что эти 2:0 не будут так по-разгильдяйски разбазарены, как со Словакией. Те дались слишком легко. Эти – огромными усилиями, концентрацией и дисциплиной. А то, что так добывается, и растранжирить негоже.
И, конечно, гением Дацюка. Который, как говорят в обожающей Павла Америке, made the difference. Пока все бодались и сражались, он – увидел.
В 2004 году, целую вечность назад, мы беседовали с Дацюком, и он сказал: "Кубок Стэнли екатеринбургские дети уже видели. Хочу показать им золотую олимпийскую медаль".
Чтобы Дацюк смог осуществить давнюю мечту, остался один шаг. Всего шаг. Целый шаг.
ОДНОЗНАЧНЫЕ ВБРАСЫВАНИЯ
Первый период был очень похож на Нагано-1998. Осторожный, вязкий, лишь бы чего не вышло. Ковальчук говорит: "Чуть нервничали, боялись сделать ошибку". Начало было совсем трудное, к девятой минуте Россия нанесла всего два броска.
Ситуацию изменило удаление у чехов. Прилично разыграв большинство и, хоть не забив, но создав пару моментов (особенно хорош был тот, когда Гусев вывел Капризова на бросок в упор), россияне перехватили инициативу. За 12 последних минут периода Чехия нанесла всего один бросок.
Но напряжение было огромным. Наэлектризовано было все. Каждый понимал: первый гол даст его обладателям огромное преимущество. Совсем не хотелось, чтобы забила Чехия, и наши побежали "спасать Россию". Каждый сам по себе – что нередко, по правде говоря, в таких случаях с нашими парнями случается. Известнейший канадский журналист Алан Адамс, которого я встретил после игры, сказал: "Интересно было бы посмотреть, как поведет себя российская команда, когда начнет проигрывать в счете".
С познавательной точки зрения – действительно, интересно. Ведь пока такое случилось на Играх-2018 лишь однажды – при счете 2:3 со Словакией. Чем закончилось – вы помните.
Поэтому – не хотелось бы.
Некоторым коллегам первый период показался скучным. О себе такого сказать не могу. Отсутствие внешней событийности далеко не всегда есть отсутствие содержания. А Игорю Ларионову, как и разговаривавшим с ним североамериканским коллегам, период как раз-таки понравился своим внутренним содержанием.
На лед нужно было смотреть очень внимательно – и оценивать мельчайшие нюансы происходящих там перемен. И задумываться, например, о том, что ситуация слегка качнулась в нашу сторону не в последнюю очередь благодаря выигрышу периода в одну калитку по вбрасываниям – 14:5. В целом в этом элементе были хороши Дацюк (а кто ж еще?) – 6:3 и проваливший вбрасывания в предыдущей игре Прохоркин – 8:4. Сравните с показателями чешских центров: Коукал – 0:6, Коварж – 7:11. Лишь Андронов с "-3" в этом плане несколько просел.
ОЗАРЕНИЕ ТЕЛЕГИНА, ПОДКЛЮЧЕНИЕ ГАВРИКОВА
С начала второго периода снова стало сложно. Чтобы понять степень трясины, в которую команды затаскивали друг друга, достаточно сказать, что за четыре с половиной минуты ими на двоих был нанесен всего один – чешский – бросок.
А потом Василий Кошечкин, безупречный в этот вечер, вытащил опасный бросок Червенки, и дальше состоялась атака имени Дацюка. 1:0.
Этот турнир характерен тем, что в каждом матче (начиная даже с первого, самого неудачного) у сборной России случались "серийные" выстрелы, когда она забивала по два гола подряд. Иной раз и по три. Такую куражность она показала и теперь.
Между первым и вторым российским голами прошло всего 27 секунд.
И кто, а главное, как его сделал! В отличие от случая с Дацюком, никто бы подобного и предположить не смог. Но недаром, как не устает повторять Знарок, в этой команде нет первых и четвертых звеньев, в ней и забивают, и обороняются все!
На льду было четвертое звено. Михаил Григоренко в одно касание вывел шайбу из зоны, умно отдав ее на ход Ивану Телегину (Ларионов, кстати, видит в этом важнейший, хотя внешне и не слишком заметный, этап атаки). А дальше был проход форварда ЦСКА – и, что самое поразительное, изумительный пас с подкидкой через клюшку защитника на дальнюю штангу.
А кто его замкнул? Владислав Гавриков! Защитник, подключившийся к атаке и пробежавший в надежде на пас через всю площадку!
На Олимпиаде в Сочи такого не могло быть никогда. Зинэтула Билялетдинов – сильный тренер, но суперконсервативный и ненавидящий столь радикальные подключения защитников к атакам. У него такой рывок, несомненно, стал бы категорическим нарушением установки.
Нельзя сказать, что у Знарка защитники только и делают, что подключаются к атакам и меняются местами с форвардами, как у канадцев или шведов в Сочи. Но, по крайней мере, в наступлении они участвуют регулярно. Поэтому перед полуфиналом у них было в общей сложности 3 гола и 12 очков – для России на больших турнирах последних лет случай, прямо скажем, нехарактерный.
А теперь вот приспел еще один гол. И к тому же по передаче получили Зуб с Зубаревым – за пасы в третьей голевой атаке. Для последнего, кстати, это первое очко на турнире, и с нулем у нас остались теперь только запасные во всех матчах, кроме Словакии, – Марченко и Шипачев. 4+11 у защитников в пяти матчах – поди плохо! Два гола у Гаврикова, четыре очка у главного "плюсовика" сборной Войнова (к прежним "+7" он добавил еще два с чехами). Убедительно!
В смешанной зоне Гавриков всячески уходил от разговора о своем голе: "Неважно, кто забивает, главное – выигрывать". В какой момент решил подключиться? "Не знаю, ноги сами побежали". А о том, выполнена ли установка таким подключением, хоккеист сказал: "Забиваем – значит все работает".
АМЕРИКАНСКИЙ СУДЬЯ ПОЖАЛЕЛ КОВАЛЬЧУКА. НУ И ГДЕ ВАША ПОЛИТИКА?
Но успокаиваться было рано. Через 40 секунд после гола Гаврикова был удален Ковальчук. И еще повезло, что на две минуты. Потому что, когда со льда увозили защитника Коларжа, у многих мелькнула мысль об удалении до конца игры.
И, значит, пропуске Ильей финала.
Матч обслуживали канадский арбитр Бретт Айверсон и американец Марк Лемелин. Именно второй из них должен был принять решение. Прямо случай для сторонников теории заговора против России, если бы наказание было выписано по всей строгости.
Ан нет.
"Хотел в него сыграть, он убрал корпус в последний момент, я попал в ногу, – скажет после игры Ковальчук. – Слава богу, что не травма, и мне дали всего две минуты. Был ли страх в этот момент? Конечно, был. Надо было сдержаться или нет, но это игровой момент. Повторюсь, что я никого не хотел травмировать".
Во втором перерыве я слышал оценку этого эпизода Ларионовым, и она в точности совпала с ковальчуковской. Илья не лукавил. На Коларжа он шел не коленом, а плечом – и ситуация изменилась уже по ходу момента. Видимо, это и предопределило решение Лемелина и Айверсона. Хотя Коларж считает, что судья должен был наказать Илью строже. Что ж, ситуация и вправду была 50 на 50. В таких случаях всё или почти всё решает человеческий, то есть судейский, фактор. Американец и канадец пожалели Россию.
А едва Ковальчук выскочил со скамейки штрафников и что есть сил бросился на помощь партнерам, став сгустком эмоций, как на этих самых эмоциях получил и второй кряду фол. После матча Знарок назовет этот отрезок матча самым тревожным.
Когда отшумела буря двух численных преимуществ Чехии подряд, на табло горели цифры 4-11 по броскам не в нашу пользу во втором периоде. При этом мы забили два, соперники – ноль. Сразу вспомнилась результативность словаков в первом периоде матча с нами. Таким вот разным бывает хоккей.
Второй период кровь из носу нужно было додержаться. Кошечкин не дрогнул, а партнеры, бросаясь под шайбу (особенно этим отличался Андронов), ему здорово помогли.
...И ФИНАЛЬНАЯ ТОЧКА КОВАЛЬЧУКА
В третьем периоде сборная России уже практически только отбрасывалась. Выглядело это – не сказать, чтобы приятно, но ставки были таковы, что понять такое можно. А умных хоккеистов, пусть и не Дацюков, в этой команде не так много, чтобы при таком счете и таких ставках рассчитывать на выход из обороны через пас. Главное – не "привезти".
Кошечкин продолжал бесперебойно ловить мышей, и в охраняемый им дом не проскочила ни одна. Причем делал он это с такой уверенностью, что с каждой минутой, казалось, чехи теряют веру в саму возможность его пробить. Как мы в 1998-м – надежду покорить Доминатора.
Стопроцентных голевых моментов у чехов почти не было. Но как на 46-й минуте Кошечкин успел переложиться, когда после классной поперечной передачи перед Коукалом был пустой угол! У нашего вратаря, как визуально показалось, было намного меньше времени, чем у Францоуза перед первым голом. Но он сдюжил.
Знарок тем временем умело управлял игрой. Взял, например, за 5.46 до сирены тайм-аут. С чего бы – при счете 2:0? А с того, что перед этим наше четвертое звено откровенно "завозили", и оно вынуждено было совершить проброс. В этом случае команде, сделавшей его, перед вбрасыванием менять пятерку запрещено, и с помощью тайм-аута Знарок элементарно дал парням отдохнуть. Отдышавшись, они спокойно вывели шайбу из своей зоны и сменились.
Вот из таких нюансов и рождаются столь сложные победы. До игры у меня не было ни секунды сомнений, что легко Чехия не падет. Может, это было навеяно просмотром накануне премьеры фильма к 20-летию победы чехов в Нагано – но многие другие коллеги кино не смотрели, а думали так же. Кое-кто даже пророчил последний день Помпеи.
Может, опять же, под эмоциями от просмотра кино я обратил внимание на то, что в Нагано Россия в финале играла в красной форме, а в Пхенчхане – в белой. Это показалось первым добрым знаком. Вторым – то, как расстреливал пустые ворота последний оставшийся на разминке игрок – Капризов. Словно приучал их к себе.
Кирилл играл здорово, имел несколько шансов, но ворота к нему в этот вечер все-таки не прониклись. Зато они позволили исправиться Ковальчуку, забившему в пустые свой пятый гол в Пхенчхане и 14-й – на Олимпиадах вообще. Планка российского рекорда поднята еще на один.
Поправлюсь перед читателями за ошибку в одном из предыдущих материалов: у рекордсмена страны всех времен Анатолия Фирсова – не 18, а 20 голов на Играх. Для Ковальчука, боюсь, она недостижима не только здесь, но и в Пекине-2022, если 38-летний Илья туда доедет.
Но, поверьте, это последнее, о чем сейчас думает автор золотого гола Квебека-2008. Как и гений Дацюк, у которого на двоих с Ковальчуком теперь 10 Олимпиад и 73 прожитых года. Человек с собранным по частям голеностопом. Эта история, если вдуматься, мало чем отличается от истории Валерия Харламова, вернувшегося на лед и в сборную после первой автокатастрофы.
Игры-2018 должны быть выиграны как минимум ради них – Дацюка и Ковальчука.
P.S. Этот текст был написан до того, как стало известно о "бомбическом" результате полуфинале Канада – Германия. Срыв главной исторической вывески мирового хоккея – штука, с одной стороны, прискорбная. А с другой – за такое мы ведь и любим спорт. Видели третий, совершенно издевательский гол немцев? Обязательно посмотрите. Немцы! Канадцам!
Сразу заинтересовало, как "чудо на льду" по-немецки. Знающие люди сообщили – Wunder auf Eis. Вот только выносить это в заголовок в воскресенье как-то не хотелось бы. А то позору не оберешься.
1/2 финала. Канада – Германия – 3:4
Финал. 25 февраля, воскресенье. 7.10 (время московское). РОССИЯ – Германия
За 3-е место. 24 февраля, суббота. 15.10. Чехия – Канада
Сетка плей-офф олимпийского хоккейного турнира – здесь