Пхенчхан-2018. Виды спорта. Хоккей

Пхёнчхан-2018

21 февраля 2018, 13:30

Спасибо, сборная! Россия билась с Финляндией за бронзу, но проиграла

Юрий Голышак
Обозреватель

ОЛИМПИАДА-2018. Хоккей. Женщины. Матч за 3-е место

В матче за третье место женская сборная России уступила Финляндии (2:3)

ФИНЛЯНДИЯ - РОССИЯ - 3:2 (1:0, 2:1, 0:1)
Голы: Ниеминен - 3 (бол., Туоминен, Тапани), 2:23 - 1:0. Тапани - 2 (Карвинен), 20:10 - 2:0. Сосина - 2 (Белякова), 22:40 - 2:1. Вялимяки - 1 (Хови), 32:18 - 3:1. Белякова - 1 (бол., Баталова), 46:03 - 3:2.
Вратари: Рятю - Морозова (59:50).
Штраф: 8 - 10.
Броски: 22 (9+10+3) - 22 (9+9+4).
Судьи: Ариано Лорти, Эллен.
21 февраля. Каннын. Kwandong Hockey Centre.

Юрий ГОЛЫШАК
из Пхенчхана

БЕЗ ЗАПИНКИ

Олимпиада утекает сквозь пальцы – не остановить, не удержать. Дни стремительные и полные драм, словно "люди-пули". Те самые оголенные сверх меры фигуры у главного пресс-центра.

Вот вернусь в свои Мытищи. Дождусь выходного, сяду за руль и махну в Торжок. Это будет прекрасно. Но не так, как на Олимпиаде.

Всего этого корейского нам будет не хватать. Лифта, отчетливо произносящего "Чин-чюн-да" на нижнем этаже. Поющего на все лады пылесоса. Сравнится с пылесосом в силах только сосед по пхенчханской коммуналке Зеленов. Этот-то голосит как радиоточка, как концерт по заявкам. Да и он на восемнадцатый день Олимпиады навел жути романсом "Черные подковы": "Только на снегу, только на снегу…"

Думаю, это кризис. Кому-то пора домой, подать фаэтон.

А кто-то вроде меня только сейчас выучил слово "Пхенчхан". Выговариваю без запинки. Таким можно остаться.

Вторник. Пхенчхан. Мужская сборная Кореи очень трогательно простилась с домашней Олимпиадой. Фото AFP
Вторник. Пхенчхан. Мужская сборная Кореи очень трогательно простилась с домашней Олимпиадой. Фото AFP

ТРИБУНЫ РЫДАЛИ

Я чуть не расплакался, клянусь вам. Сборная Кореи по хоккею прощалась с собственной Олимпиадой. Камера выхватила крупно, во весь куб, лицо главного тренера – он плакал навзрыд. Смотрел на свою команду, не думая утирать слезы в несколько карат.

Кто-то из хоккеистов опустился на колено. Закрыл глаза рукавом. Остальные, разбившись на пары, везли по кругу корейские флаги – один, другой, третий…

Рыдали и трибуны под этот прощальный спектакль. Вот встают около каждой трибуны – кланяются. Вот в кружок у центра площадки, стучат клюшками. Вот кто-то целует лед. Господи, как мило.

Ниже всех кланяется вратарь Мэтт Далтон. Тот самый, игравший в "Витязе" и многому обученный. Матерные слова способен складывать в такие конструкции, что даже я краснею. "Мэтт, до чего ж холодно в этом дворце!" – "Да … … …!" Подольск – школа жизни.

Я приехал за драмой, за этими слезами. И сейчас я восхищен.

Ухожу с толпой зареванных корейцев. Думаю о прошедшем матче, в котором хозяева гоняли финнов по площадке. Отыгрались с 0:3 на 2:3. Чуть было не забили еще.

Я взял листочек с составом – да все у финнов в порядке. Состав шикарный. Что происходит? Вспомнил историю – когда-то Анатолий Бышовец возглавил сборную Кореи, вывел на чемпионат мира. Там проиграл немцам, чемпионам мира, 2:3. Но гоняли этих чемпионов будь здоров. Так Берти Фогтс склонился над ухом Бышовца: "Анатолий, вы устроили нам Сталинград…"

Вот и здесь – Сталинград. Как же хочу таких финнов в соперники нашим! Если, конечно, они в самом деле настолько дохлые. А не делали вид – чтоб условный Илья Петрович Воробьев на трибуне записал в свой блокнот ошибочные строки.

А корейцы – удивительные. Ладно, здороваются со мной как с баем. Удивительные даже в игре. Швыряют по воротам, и нет бы пойти на добивание – подъезжают и обнимают вражеского вратаря. Поглаживают по шлему. финская сборная в шоке – то ли защищать, отталкивать этих супостатов, то ли пусть себе наглаживают?

Чудеса на каждом шагу! Вот 87-й номер у корейцев – настоящий Гуцаев. Стоило переться в этот дворец на ночь глядя хотя бы ради него. Обводит и своих, и чужих. Уж никто и не отнимает, все равно этот Чо Миньо ворот не видит. Только ноги, только клюшки, которые надо обвести. Доходит до чужих ворот, разворачивается – и назад, к синей линии.

Вот шайбой засадили со всей мочи в лицо лежащему Кукконену. Ко мне бы вернулись жизненные контуры после такого лишь в комнате с белым потолком – а Кукконен ничего. Встал, чертыхаясь. А на скуле расплывается коричневое пятно, обращаясь модным лиловым синячищем. Еще пара попаданий – и Кукконен станет тем самым: "Лиловый негр вам подает манто".

Трибуны гробовым молчанием встречают моменты действительно острые – зато аплодируют сущей ерунде. Засадили шайбой прямиком в Далтона – рев! Дворец шатается, крик на тысячу глоток: "Корея!"

Финские фанаты счастливы были, что отскочили. Развернули флаги размером с полтрибуны. Приплясывала возрастная финка с каким-то фаллическим символом в руках. Вызывающе коричневого цвета. Здесь весело.

Петра НИЕМИ (справа) и ее партнерши по сборной Финляндии. Фото AFP
Петра НИЕМИ (справа) и ее партнерши по сборной Финляндии. Фото AFP

ЗАБУДЕМ ПРО МУЖЧИН

– А знаете, мы про мужчин забудем, – говорю я Сосиной, капитану сборной. – Придем смотреть на вас.

Оля взглянула недоверчиво: не вру ли?

Глаза мои лучились честностью. Поверила.

– Ой, спасибо вам… – улыбается.

– Ну зачем ты обманываешь? – попрекнули меня коллеги вполголоса. – Ведь никто не придет.

А я не обманывал – и пришел! Кажется, один из всех российских репортеров. За листком с составами пришел я один. Променял матч мужчин с Норвегией, начинавшийся минута в минуту, на этот, великий. Если наши парни Норвегию не обыграют – то и смотреть на них нечего. Здесь же история пишется. Если выиграют, запустят корреспондентов в раздевалку. Уже из-за этого размен вышел толковый. А в женской раздевалке чего только не наслушаешься. Я-то знаю, мальцом подглядывал в женской бане…

Вылез из автобуса – и чуть не попал под толпу финок в наушниках. Не успел достать камеру, жду. Скоро побегут в обратную сторону. Тут-то их и встречу.

Жду-жду – топот сзади. Это они оббежали стадион! И так – раз пять! Только аккредитации болтаются: хлоп-хлоп по крепким попкам.

Вот интересно – выйдут ли на игру, не слишком ли увлеклись беготней? Но дальше – самое интересное. Разминочка. Ноги у каждой как подставка под рояль, могучие. Так закидывают выше головы, что я страшусь. Петра Ниеминен, мадам и так не с самой доброй физиономией, смотрит исподлобья. Я воробей против нее. Такая, знаете ли, свирепая красота. Пожалуй, пойду-ка. Тем более, тянет у этого заборчика конским навозом. Совпадение? Возможно…

Для финок тоже матч исторический. Выше бронзы не поднимались, но привезут с Олимпиады четвертое место – всех разгонят. Наберут новых.

Гляжу, как выкатываются наши – и сердце переполняет нежность. Мы смеялись над вами в репортажах. Потешались над вашей стабильностью – по пять пропущенных голов в каждом матче. Не сердитесь! Мы вас любим. Во-первых, вы красивые. Во-вторых – это правда. В третьих, вы нам душу согрели, раскатав швейцарок. Теперь можете проигрывать что угодно, все равно мы вас не разлюбим. Говорю от имени всей нашей коммунальной квартиры, корпункта "СЭ". А если уж выиграете…

Вы хоть представляете, если на шеи плюшевым медведям, которых повезете с этой Олимпиады, намотаете бронзовые медали? Прямо сегодня вечером?

А главное, я влюбился в женский хоккей. Чем дальше – тем сильнее. Здесь все всерьез. Драмы почище мужских.

Ну как не любить женский хоккей? Вы бы посмотрели, как камера выхватывает эти лица в раздевалке за пять минут до выхода на лед. Обожаю такие кадры. Вот Виктория Кулишова сидит, держит перед собой шлем как череп бедного Йорика. Лоб в лоб. О чем-то ему нашептывает. Смотрит, не моргая. Красота!

Корейцы же то ли загнали полные трибуны детишек, то ли те набежали по доброй воле. Голосят не пойми что. Иду и учу их – те с наслаждением подхватывают:

– Руссия, Руссия!

Вот так-то лучше.

Вратарь сборной России Надежда МОРОЗОВА (слева). Фото AFP
Вратарь сборной России Надежда МОРОЗОВА (слева). Фото AFP

ПОЖАРЫ ВОЗЛЕ ВОРОТ

Пожары возле наших ворот такие, что мне становится дурно. Хочется переключить программу. Впрочем, со швейцарками два периода было не легче.

Но здесь-то, здесь – сразу гол! Ну за что нам такое? Не буду говорить, что прочитал по губам отбывавшей штраф Марии Баталовой. Не осуждаем! Мы с корейцем Далтоном высказались бы на ее месте точно так же. Согласны и с первой частью в этом простецком предложении, и со второй.

Как же моя любимица Белякова махнула шайбой в локоть вратарю, выйдя один на один? Уж лучше в шлем. Пугать так пугать.

Главный тренер Алексей Чистяков всплескивал руками при каждой финской атаке. Еще один гол – и можно ему самому исполнять "Черные подковы". Два у этих крепких блондинок не отквитать.

Но вот попадаем во вражескую штангу. Уже что-то. Наиграли не на гол, так на комплименты в отчетах. Пусть финки посмеиваются ехидно на скамейке, пусть отхлебывают водичку. Пусть хлопают ресницами нахальными. Пусть Мишель Карвинен пытается на пятаке устроить цирковой трюк. Получилось бы – тогда и поговорили бы, и Гранлундом назвали бы эту Мишель. Задумано-то было хоть куда – проехала мимо лежащей на пятаке шайбы, перебросила клюшечку из руки в руку. Попыталась закинуть из-за спины, не глядя.

Мишель – не Эммануэль, нас не околдовать. Хоть финки если хороши, то – дьявольски. Но мы любим только Шохину. Ну и Белякову. Кто ж не любит Белякову. Жаль, я лишен всего, что может ее покорить.

Второй начался хуже первого – там-то наши минуту крепились, а здесь запустили сразу. Вот только разыграли с центра – и финки, позабыв приличия, начхав на дух и букву хельсинкских соглашений…

Словом, забили.

Людмила БЕЛЯКОВА празднует гол. Фото REUTERS
Людмила БЕЛЯКОВА празднует гол. Фото REUTERS

ПРЕМИЯ В СТО РУБЛЕЙ

Алексей Чистяков стыдил своих. Говорил, должно быть:

– Подумайте о Станиславском, о сверхзадаче…

А может, как-то иначе стыдил. Главное – прониклись, забегали.

Вот и отыграли одну, вот и смогли! Любимая моя связка Белякова – Сосина разродилась голом в "девятку". Финки удалятся – одна, другая… Не успевают, добрый знак!

Но вот и у нас разглядели удаление. За хорошее зрение – 100 рублей премия. Игра-то равная. Ровнее и быть не может. Ничего общего с первым матчем. Эту мысль хочется подчеркнуть розовым маркером. Финки недоумевали: откуда что взялось? Смотрели со злобой. Гафт словно про них высказывался: "Глазки серо-голубые. Каждый добрый, вместе – злые…"

Но вот стоит выровнять – и пропускаем. Линда с лицом ребенка обвела всех, кого могла. Сорвала наш успех. Получайте, распишитесь. Чистяков стоял насупленный – Владимир Ильич с таким видом декреты подписывал. Вместо 2:2 хлебнули лиха, получили 1:3!

А вот Белякова и убежала ото всех, и обыграла вратаря. Ах ты, голубушка. 2:3! Нина Пирогова расплакалась прямо на скамейке, не дожидаясь сирены. Нахлынули чувства!

Что, финские друзья, не ждали? Сейчас вообще отыграемся. Какой же я счастливый, что вижу это. Вместо предсказуемого хоккея в соседнем дворце. "Пришло время напрячься до предела", как был озаглавлен отчет о матче в еженедельнике "Футбол-Хоккей" давным-давно.

Наши девочки напрягались. Сделали даже больше, чем умеют. "Бронза" уплыла, но вы прекрасны. Спасибо вам.

?Результаты и сетка плей-офф олимпийского женского хоккейного турнира – здесь