12 февраля 2011, 00:05

От передачи флага к спортивным трансляциям

Главного режиссера Первого канала, известного постановщика шоу и телевизионных программ, обладателя премии ТЭФИ 38-летнего Андрея Болтенко по праву можно назвать самым спортивным телевизионным режиссером. Именно он занимался режиссурой церемонии передачи флага Сочи-2014 на закрытии зимних Олимпийских игр-2010 в Ванкувере.

Причем тема постановок спортивного шоу оказалась для Андрея настолько перспективной, что он может принять участие в подготовке некоторых мероприятий Олимпиады-2012 в Лондоне.

Ну а ближайшие планы режиссера включают в себя презентацию Олимпийских талисманов-2014, которая состоится 26 февраля на Первом канале.

- Расскажите о подготовке церемонии передачи флага Сочи-2014 на Олимпиаде в Ванкувере. Как получилось, что вас пригласили участвовать в этой работе?

- Организационный комитет "Сочи-2014" проводил соответствующий тендер. Было довольно много конкурентов, но наш проект сочли наиболее убедительным, и мы начали работать.

Отрадно, что предпочтение отдали российской творческой группе. Ведь конкуренцию нам составили итальянцы и французы. Тут надо отметить, что восприятие России западными людьми существенно отличается от нашего. Мы себя видим по-другому и с иронией относимся к тем же матрешкам и балалайкам.

- Какой была ваша первая реакция, когда вы выиграли тендер?

- Я обрадовался. Хотя и недооценил уровень сложности, с которым пришлось столкнуться. Причин тому множество. Но основная  - впервые мы работали на чужой площадке, в рамках чужого, уже кем-то придуманного шоу. Но нам помогали справиться наши коллеги, с которыми нам довелось познакомиться на других проектах. Скажем, у нас был английский художник по свету, эстонский продакшн-менеджер, шведский технический директор. При этом на номер, который в эфире занимает две с половиной минуты, мы потратили два месяца (не говорю о том, что на подготовку самого проекта ушло больше года). Репетировали, кстати, в трех разных городах - Новосибирске, Санкт-Петербурге и Москве.

- Чем была обусловлена такая география?

- Сотрудничеством с артистами балета трех ведущих российских театров. И, кстати, увиделись все вместе мы только в Ванкувере. Сначала нам нужно было "все это одеяло разрезать на куски", а потом "сшивать" в Канаде в крайне сжатые сроки.

- В чем заключалась сложность работы?

- Во-первых, в процесс создания маленького эпизода было вовлечено порядка пятисот человек. Во-вторых, мы работали за границей, где все силы были подчинены тому, чтобы сделать церемонию закрытия, и время для репетиции нашего фрагмента предоставлялось по остаточному принципу. В-третьих, политический аспект. Нам надо было создать образ страны, причем образ этот определялся и утверждался на самом высоком уровне. При этом Международный олимпийский комитет, представляющий собой бюрократическую организацию, тоже высказывал свои пожелания, которые нам надо было учитывать. Наконец, постановку церемонии необходимо было осуществлять так, чтобы она хорошо выглядела и на стадионе, и по телевизору. А это непростая задача.

- Какими творческими наработками при постановке церемонии передачи флага в Ванкувере вы остались довольны?

- Не склонен заниматься самолюбованием. В рамках тех условий мы сделали все, что могли. Бесспорно, Ванкувер хороший город, но стадион, на котором происходила церемония закрытия, оказался удивительным образом неудобным для проведения подобного рода мероприятий. Зная все это, мы придумали удачный, на мой взгляд, ход с прямым эфиром, когда дирижер Валерий Гергиев, который находился в Ванкувере, руководил оркестром на Красной площади. И в Сочи одновременно под эту музыку танцевали Навка и Костомаров. Мы сумели сделать современную акцию по своей фабуле, но при этом продемонстрировать самое лучшее, что есть в России – стране великой классической музыки. Мы старались объединить культурные символы, поскольку Олимпиада – это праздник не только для всех спортсменов, но и для всего мира.

Могли быть и более изящные решения, но они не реализовались в силу технологического фактора. Досадно, что службы, которые заняты подготовкой программы, с одной стороны, и трансляциями церемоний - с другой, порой не находят взаимопонимания.

- Какие из спортивных проектов вы можете назвать состоявшимися?

- Проект "Король ринга", ставший, на мой взгляд, удачным. Я и сам систематически занимаюсь боксом в клубе при Горном институте.

- Нравится?

- Мне импонирует то, что это своего рода джентльменский клуб. Кроме того, бокс позволяет в течение достаточно непродолжительного периода времени освоить технику и почувствовать себя физически более совершенным. Как в танце, здесь также важна координация  и пластика тела, а главное -  понимание, что основной соперник - это ты сам. Нужно самого себя победить, свой страх, свои болевые ощущения. На мой взгляд, фитнес не дает таких ощущений.

- Недавно Россия выиграла право проводить чемпионат мира по футболу. Как вы воспринимаете это событие?

- С большой радостью. Видимо,  будет много работы у всех, в частности у работников спортивной индустрии.

- Допускаете, что вы будете причастны к церемонии открытия этого спортивного мероприятия тоже?

- Это, знаете, дело такое: если Бог даст – буду счастлив! Признаюсь, мне было бы интересно. Ведь от сознания, что ты делаешь какую-то масштабную постановку, которую смотрит весь мир, дух захватывает, невероятно наполняешься энергией.

- Как вы считаете, в России сегодня существует спортивное телевидение как таковое?

- Я не являюсь заядлым поклонником футбола, а также фанатом какого-то ни было вида спорта, несмотря на то что плаванием занимался профессионально. Долгое время спорт у нас не был интересен широкой аудитории. Возможно, сейчас все изменилось: благодаря некоторым телепроектам – к примеру, "Звезды на льду" – люди невероятно увлеклись спортом и стали смотреть спортивные трансляции.

- Есть ли у нас свой путь развития?

- В силу отсутствия финансирования мы мало занимались спортивной трансляцией. Ведь за рубежом чемпионат мира по футболу или по плаванию уже сейчас смотрится как кино, с немыслимой телевизионной графикой, с разных ракурсов, одним словом, какой-то невероятный телевизионный жанр. Я не говорю уже о тележурналистике. Во время западных спортивных трансляций становится очевидным высочайший уровень мастерства наших коллег. У нас же много лет на этом никто не зарабатывал. Сейчас у нас есть попытки рационализировать спортивные трансляции, мы пытаемся преодолеть болезнь роста и, надеюсь, в скором времени сделаем это. У меня есть предвосхищение скачка в развитии на телевидении.

Спортивные трансляции – это очень интересная тема. Ведь каждый вид спорта имеет свою специфику. Для эффектной передачи футбольного матча нужно одно, для подачи стрелкового вида спорта – совсем другое.  Например, в последнее время мы уделяем большое внимание стрелковому спорту. Нам интересно работать над развитием культуры трансляции этого вида спорта, намерены вывести стрелковый спорт на более высокий уровень с точки зрения телевидения, показать его нашим зрителям в современном формате, с самыми интересными творческими решениями.

- В чем особенность подачи спорта на телевидении?

- Для получения коллективной энергии люди отправляются на стадион. А во время просмотра телетрансляций внимание сосредоточено на другом: это некая драматургия, где важны крупные планы. Эмоции коллективных схваток, преодоление. Это своего рода кино, которое нужно снимать, оперируя трансляционными камерами, но при этом у зрителя должно создаться ощущение, что он смотрит полную драматургии кинопостановку.

- В своей жизни вы, наверное, не раз встречались с известными спортсменами. Кто из них произвел наибольшее впечатление?

- На самом деле я не так много общался с известными спортсменами. Но однажды я встретился с Виталием Кличко, который произвел на меня неизгладимое впечатление.

- Чем же, если не секрет?

- Он удивительно не соответствует традиционному представлению о спортсменах, потому что очень умный, с удивительным чувством юмора и хорошей реакцией. Он вместе со своим братом ведет очень серьезный бизнес. И как-то мне довелось увидеть его на ответственных и непростых переговорах. Я был восхищен его способностью как бизнесмена вести диалог. Раньше разговоры о том, что он хочет стать мэром Киева, казались очень смешными. Но теперь я убежден, что у этого человека большое будущее вне бокса – это очевидно.  Так как те волевые и личностные качества, которые воспитал в нем бокс, оказались очень востребованными и в жизни.

Елена РЕНЖИНА