ЕСТЬ ТЕМА
10 сентября закончился 12-летний срок пребывания бельгийского барона Жака Рогге на посту президента МОК. Что нового привнес он в олимпийское движение? Чем запомнится?
Александр РАТНЕР
Эпоха Рогге началась в июне 2001-го в Москве, когда своеобразную эстафету ему передал Хуан Антонио Самаранч, который возглавлял МОК без малого 21 год и с именем которого связаны революционные преобразования, позволившие МОК преодолеть кризис олимпийского движения и занять лидирующие позиции в мировом спорте.
О деятельности Самаранча написаны десятки книг и научных трактатов, сюжетную линию которых можно коротко охарактеризовать как "олимпийская революция". Попытаемся представить себе, что будут писать и говорить о заслугах его преемника. Для начала постараемся понять, что Жак Рогге сам себе ставит в заслугу? Творческий план по постоянному обновлению олимпийской программы. Системный подход к выбору столиц Олимпийских игр. Учреждение Юношеских олимпийских игр. Существенное повышение доходов от продажи телеправ и создание резервного фонда МОК. Последовательную борьбу с допингом и другими негативными явлениями, в том числе незаконным тотализатором в спорте.
Попробуем выступить в роли оппонентов, начав анализ с планов по модернизации олимпийской программы. Единственный конкретный результат - замена бейсбола и софтбола на регби и гольф. И то с первой попытки, в 2005 году, полностью осуществить задуманное Рогге не удалось. Тогда только исключили бейсбол с софтболом из программы Игр 2012 года. При этом, я думаю, большое влияние на данное решение оказал выбор столицей этих Игр Лондона. В британской столице всячески старались избежать лишних затрат на строительство спортсооружений. В 2009-м регби и гольф дополнили программу Олимпиады-2016 в Рио-де-Жанейро. Но пошло это во благо или во вред, мир узнает только через три года.
И уж полным провалом так называемой модернизации следует считать свежую историю с работой над программой ОИ-2020. Согласно планам один вид спорта из числа тех, что были представлены в Лондоне, надлежало исключить, а один из множества претендентов - включить. Исполком МОК, помнится, сначала предложил исключить борьбу. Потом, осознав ошибку и ощутив на себе реакцию общественности, сам изменил правила кампании - и, как следовало ожидать, недавняя сессия МОК в Буэнос-Айресе отдала борьбе предпочтение перед бейсболом с софтболом и сквошем.
В итоге никаких изменений в программе Игр 2020 года по сравнению с Играми-2012 не будет. Если, конечно, новый президент МОК не решится на радикальные меры. Он, кстати, еще в предвыборной кампании говорил о необходимости изменить подход к олимпийской программе, назвав ее "разномастным пазлом", который нужно умудриться собрать. Удастся или нет, посмотрим. Но к Рогге это уже отношения точно иметь не будет.
Теперь о выборе столиц Олимпийских игр. Этот процесс в последние годы шел в три этапа. Сначала, за 9 лет до Игр, собирались заявки всех желающих. Потом, за 7 с половиной, отсеивались неудачники и выявлялись города-кандидаты, которые попадали в финал конкурса и допускались до решающей фазы - голосования на сессии МОК.
При этом возможности претендентов на проведение Олимпийских игр определялись по целому ряду параметров - от наличия заслуг страны в спорте до гостиничного фонда в городе и возможности обеспечить безопасность участников. Рискну предположить, определение этих параметров и критериев их оценки легло в основу не одной диссертации. Хотя зачастую и вставали прозаические вопросы типа: "А почему?"
Не стану комментировать итоги выборов столиц Олимпийских игр 2010 - 2020 годов, когда Рогге возглавлял МОК. Но не могу не процитировать слова Томаса Баха, сказанные сразу после его избрания новым президентом МОК: "Мы слишком рано начинаем требовать от людей слишком многого. Поэтому у нас до решающего голосования доходят практически одни и те же кандидаты, а заявочные книги всех претендентов пишут одни и те же агентства и люди. Мы должны сделать этот процесс творческим. Дать возможность желающим показать, как проведение Игр благотворно скажется на развитии города и региона, какое наследие оно может оставить. А не оценивать всех по единому стандарту".
Жизнеспособность Юношеских олимпийских игр еще должна пройти проверку временем. Особенно учитывая их направленность. Если это Олимпийские игры, наверное, во главе угла все-таки должен быть спорт. Если это фестиваль культуры и образования, какой смысл устраивать отборочные соревнования и заставлять НОКи тратить время и деньги на формирование команд?!
Но не могу согласиться с тем, что Рогге приписал себе авторство этой идеи. Как будто не было I Всемирных юношеских игр 1998 года в Москве и попыток придать им статус олимпийских соревнований! МОК в свое время, при Самаранче, придерживался позиции, что Олимпийские игры могут быть только одни. Именно поэтому Игры 1998 года были названы Всемирными юношескими, хотя МОК и предоставил им свой патронат. В общем, попахивает плагиатом. Хотя, конечно, большое спасибо Рогге за то, что помог идее реализоваться.
Тема борьбы с допингом и другими негативными явлениями в спорте была актуальна до Рогге и останется после него. То, что применение допинга должно быть наказуемо, сомнений не вызывает. Вопрос только в том, как эту борьбу вести. Не собираюсь защищать или оправдывать тех спортсменов и тренеров, которые нарушают правила, но, как это стали делать в последнее время - использовать в качестве дамоклова меча вариант с проведением повторного анализа проб через восемь лет после того, как они брались, - тоже представляется весьма спорным. Хотя бы потому, что такой метод подрывает веру болельщиков и зрителей в достоверность того, за что они заплатили деньги.
Представьте себе: атлет завоевывает олимпийскую медаль, его награждают, чествуют, восемь лет превозносят, а потом оказывается, что историю надо переписать. Получается скандал мирового масштаба, который бьет прежде всего по престижу самих Олимпийских игр и руководителей олимпийского движения. Есть наглядный пример. То, что происходит сейчас в велоспорте после разоблачения Лэнса Армстронга.
А объявленная Рогге борьба с незаконными ставками? Мало кто помнит, но, когда он впервые озвучил проблему, ссылался на подпольный тотализатор в борьбе сумо и в крикете. Какое прямое отношение все это имеет к Олимпийским играм, судить не берусь.
Деньги всегда были темой сложной и скользкой. Рогге ставит себе в заслугу и то, что при нем резервный фонд МОК вырос до полумиллиона долларов США. Это правда. Но правда и то, что повысилась стоимость телеправ на крупные соревнования мирового масштаба. С развитием новых технологий и новых возможностей получения информации потребителем стоимость прав на трансляции - не только телевизионные - Олимпийских игр будет расти и дальше.
При оценке 12 лет, проведенных Рогге на высоком посту, мне вспоминается его соотечественник, третий президент МОК граф Анри де Байе-Латур. Тому довелось возглавить организацию после 29 лет президентства Пьера де Кубертена. В такой ситуации всегда сложно не только поднять планку, но и хотя бы удержать ее на прежнем уровне. При Байе-Латуре зимние Игры получили олимпийский статус, состоялись Олимпийские игры 1928, 1932 и 1936 годов, несмотря на давление германских национал-социалистов, удалось объяснить, что даже фюрер должен соблюдать требования Олимпийской хартии.
С другой стороны, Байе-Латур исключил из членов МОК американского адмирала Ли Джанке, который настаивал на переносе Игр-1936 из Берлина, и принял в члены МОК германского генерала Вальтера фон Рейхенау, который потом командовал армией, оккупировавшей Бельгию и Голландию, занимал Польшу, брал Киев.
В общем, при Байе-Латуре олимпийский факел не погас. Но и вспоминают о нем только тогда, когда перечисляют всех бывших президентов МОК…
Но вернемся к Жаку Рогге. При нем прошли Олимпийские зимние игры-2002, 2006 и 2010, летние - в 2004, 2008 и 2012-м. В целом успешно. Хотя с каждыми были свои сложности, на каждых случались скандалы. В 2009 году состоялся Олимпийский конгресс. О его итогах сейчас не вспоминают. Складывается впечатление, что к концу своего президентства он не только сдал физически, что, в общем-то, естественно, но и устал от той ответственности, которая лежала на его плечах. Не потому ли решил не вмешиваться в выборы девятого президента МОК? Иначе чем объяснить, что он безучастно следил за тем, как пост его преемника оспаривали два вице-президента МОК - Сер Мьянг Нг и Томас Бах, два члена исполкома - Сергей Бубка и Чинг куо Ву, а также председатель Финансового комитета МОК Ричард Каррион? Если эти предположения верны, у вновь избранного президента не должно быть никаких обязательств перед Рогге. И, стало быть, он с легким сердцем может подвергнуть ревизии все то, что тот ставит себе в заслугу…
Уже после сессии МОК в Буэнос-Айресе прочитал одно из последних интервью Рогге. "Вы знаете, как меня называют в Олимпийском движении? - задал он вопрос журналисту и сам же на него ответил. - Мистер Нет. У меня все постоянно что-то просят: дополнительных спортсменов, медали, новые виды соревнований, поддержку при выдвижении кандидатур и т. д. И я вынужден всем отказывать. Говорить "нет".
Наверное, в этом и состоит его главное отличие от предшественника, которому удалось заметно больше. Хуан Антонио Самаранч старался всем сказать "да".
Деметриус ВИКЕЛАС Греция |
1894 - 1896 |
Пьер ДЕ КУБЕРТЕН Франция |
1896 - 1925 |
Анри ДЕ БАЙЕ-ЛАТУР Бельгия |
1925 - 1942 |
Зигфрид ЭДСТРЕМ Швеция |
1942 - 1952 |
Эвери БРЭНДЕДЖ США |
1952 - 1972 |
Майкл КИЛЛАНИН Ирландия |
1972 - 1980 |
Хуан Антонио САМАРАНЧ Испания |
1980 - 2001 |
Жак РОГГЕ Бельгия |
2001 - 2013 |
Томас БАХ Германия |
2013 - |
ОПРОС "СЭ"
КАКОЕ ИЗ СОБЫТИЙ, К КОТОРОМУ БЫЛ ПРИЧАСТЕН БЫВШИЙ ПРЕЗИДЕНТ МОК ЖАК РОГГЕ, ВЫ СЧИТАЕТЕ САМЫМ ВАЖНЫМ?
Ответило 3797 человек
Сочи получил зимнюю Олимпиаду – 54% // Борьба с допингом ужесточилась до предела – 16% // Появились Юношеские Олимпийские игры – 10% // Подписан рекордный контракт по продаже телевизионных право на ОИ – 9% // В олимпийскую программу включен женский бокс – 3% // Другое – 8%