12 августа 2016, 23:00
Наталья МАРЬЯНЧИК из Понтала
СТРАННАЯ ЛЮБОВЬ К ХОДЬБЕ
Это было целых четыре года назад, а кажется – вчера. По брусчатке олимпийского Лондона шатающейся, словно пьяной походкой шагал наш Валерий Борчин. Его ноги заплелись, голова запрокинулась, и спортсмен рухнул на землю. Носилки, "Скорая помощь", паника в российском тренерском штабе. Сам глава Олимпийского комитета Александр Жуков тогда осторожно заглядывал в медпункт: мол, все нормально, нужна помощь?
С Борчиным все в итоге обошлось, но мечта выиграть второе олимпийское золото так и не осуществилась. Тогда нам, наивным, казалось, что это трагедия. Чемпион потерял сознание и вместо пьедестала закончил заход под капельницей. Хотя список дисквалифицированных ходоков даже четыре года назад уже перевалил за десяток, массовые отстранения и возврат медалей еще никому не снились в страшных снах. Олимпийский турнир по ходьбе без сборной России – это же примерно как чемпионат мира по футболу без Бразилии. Такого никогда не было, и не может быть никогда.
Но как оказалось, в этой жизни возможно все. У мировой ходьбы теперь не мордовское, а латиноамериканское лицо. Жизнерадостные мексиканцы и эквадорцы вперемешку с китайцами составили основную массу зрителей этого странного турнира. Болели за своих, размахивали флагами, исполняли кричалки, совсем как на футболе. В плане организации и атмосферности, турнир по ходьбе стал лучшим из тех, что мне до сих пор удалось увидеть на этой Олимпиаде. Ходоки шагали по самому берегу океана, вокруг шумели пляжные кафе, светило солнце...
Об отсутствии русских тут никто переживать не собирался. Не кричит на дистанции на своих вечный тренер Виктор Чегин, не уходят, словно от стоячих, от соперников "каниськины" и "кирдяпкины". Ну и кого это трогает, кроме российских болельщиков, которых здесь в Рио и так днем с огнем не сыщешь?
Откровенно говоря, в легкоатлетическом мире ходьбу мало кто любит. Слишком специфичное и изматывающее это зрелище. Если бы не постоянные медали, многие бы у нас в стране прильнули к экранам, чтобы понаблюдать за "двадцаткой" или "полтинником"? Рио дал на этот вопрос правильный ответ – никто. Ни единого российского журналиста или зрителя на дисциплине, где на протяжении последних Олимпиад мы выиграли чуть ли не больше всего медалей. Странная получается любовь к ходьбе…
"ИААФ ПРИНЯЛА ПРАВИЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ"
На стартовых десяти километрах пелотон неожиданно возглавил англичанин Том Босуорт. Сидевший рядом его коллега-соотечественник грустно пошутил: "Знаете, почему англичане хорошо ходят? У нас проблемы с автобусами, вечно приходится пешком. Но не на 20 километров же, так что скоро ему конец".
В полном соответствии с прогнозом коллеги, на второй половине дистанции англичанин отстал, а лидерство захватил дуэт китайских ходоков. Абсолютная невозмутимость, с которой они штамповали свои одинаковые шаги, сразу напомнила "чегинцев". Собственно, в плане жесткости школы и требований к технике, российским и китайским ходокам действительно в мире нет равных. Третье место на заключительных километрах вырвал высоченный для ходока, под 1,90 м австралиец Дэйн Берд-Смит. После финиша он еле стоял, но эмоций было настолько много, что он делился своей радостью в диктофоны соотечественников, даже не дожидаясь вопросов. Но как только услышал про Чегина и русских, мигом насупился.
– Мне все равно, есть русские в стартовом протоколе или нет, я об этом даже не думаю, – заявил австралиец. – Считаю, ИААФ в отношении них приняло верное решение. Но это не значит, что без русских в ходьбе теперь легко завоевать медаль.
– Я не могу гарантировать, конечно, но надеюсь, сегодня был самый "чистый" заход за последние Олимпиады, – согласился с австралийцем представитель Канады Инаки Гомес, который финишировал 12-м. – Русские играли не по тем же правилам, что все остальные. Пусть я не попал в "десятку", но я рад, что проиграл "чистым" атлетам.
– Вы не верите, что в России существуют "чистые" атлеты?
– Просто легкоатлеты – возможно, но ходоки – точно нет. Это подтверждается на каждом большом турнире. Русские делали то, что больше никто себе не позволял. Так что ИААФ все решила правильно.
С Гомесом, конечно, можно не согласиться, но цифры говорят в его пользу. Такого количества дисквалифицированных и отстраненных ходоков действительно нет ни в одной стране мира. Неудивительно, что если иностранные легкоатлеты порой высказываются в поддержку Елены Исинбаевой, Сергея Шубенкова и других отстраненных от Рио россиян, то на ходьбе в пользу "чегинцев" вы не услышите ни слова. Эмоции их бывших соперников варьируются от безразличия до неприязни. И этих людей, на самом деле, где-то можно понять.
Рио-де-Жанейро (Бразилия). Олимпийские игры. Легкая атлетика. Мужчины. Ходьба, 20 км. 1. Ван Чжень (Китай) – 1:19,14. 2. Цай Цзелинь (Китай) – 1:19,26. 3. Берд-Смит (Австралия) – 1:19,37. 4. Бонфим (Бразилия) – 1:19,42. 5. Линке (Германия) – 1:20,00. 6. Босуорт (Великобритания) – 1:20,13