20 августа 2016, 21:00
Олег ШАМОНАЕВ
Итак, Елена Исинбаева вчера де-юре стала политиком. Возможно, это случилось немного раньше, но, если до вчерашнего дня у нее было "основное место работы", то после официального завершения карьеры, звезду можно официально представлять как "двукратную олимпийскую чемпионку, бывшую спортсменку и политического деятеля".
На данный момент Елена является членом МОК и членом комиссии спортсменов Международной федерации легкой атлетики (ИААФ). Но мало кто сомневается, что она в ближайшее время окажется депутатом Госдумы России, войдет в Совет по развитию физической культуры и спорта при Президенте РФ, а также возглавит Всероссийскую федерацию легкой атлетики (ВФЛА). Возможно, это будет самый стремительный карьерный взлет для отечественного экс-спортсмена на общественно-политическом поприще.
ИМПЕРИЯ АТАКУЕТ
Чем конкретно займется Исинбаева на внутренней арене, конечно, тоже очень важно. Но пока об этом можно только догадываться. Зато Елена достаточно конкретно обрисовала свои внешнеполитические задачи – добиться снятия дисквалификации с ВФЛА и защитить интересы "чистых" спортсменов (надо полагать, что не в западном понимании – от нечестного соперничества с "грязными", а в нашей российской трактовке – от несправедливых дисквалификаций и нападок антидопинговых борцов). Задачи – прекрасные, но в том, что их можно быстро и технично реализовать, есть некоторые сомнения. Во всяком случае, первая реакция на избрание Исинбаевой в МОК и ее первые заявления в новом качестве показывают, что мы говорим с нашими оппонентами на разных языках.
Некоторые западные СМИ (например, немецкая S?ddeutsche Zeitung) опубликовали комментарии о том, что Исинбаева завершила карьеру ради того, чтобы проводить в МОК линию Владимира Путина. Член МОК и глава Олимпийского комитета России Александр Жуков, который работает в команде Путина уже 13 лет, по мысли немецких коллег, полноценно представлять в МОК президента России, видимо, не в состоянии. Канадский пловец Марк Тьюксбери после избрания Исинбаевой в МОК опубликовал в твиттере гневный пост о том, что на спортивном олимпе не место спортсменам в допинговым прошлым. Олимпийский чемпион 1992 года (как, видимо, и многие другие люди на Западе) не сделал различия между отстранением от Игр-2016 настоящих допингеров и дисквалификацией скопом всей российской команды по следам "доклада ВАДА".
В последствие Тьюксбери удалил своего скандальное высказывание, но не потому, что раскаялся и понял свою неправоту, а потому что испугался угроз в свой адрес от российских пользователей. "Страшные хакеры из России" в эти дни также вынудили Всемирное антидопинговое агентство (ВАДА) срочно усилить меры защите своих информационных баз, в том числе – системы ADAMS (в ней атлеты всего мира оставляют информацию о своем местонахождении для внесоревновательного допинг-контроля). Поводом якобы стала попытка взлома аккаунта "осведомителя" Юлии Степановой. Похоже, что ВАДА всерьез верит, что наши спецслужбы поставили своей целью парализовать работу агентства, а также физически устранить "информаторов". Хотя после прочтения детективных историй от беглого экс-главы Московской антидопинговой лаборатории, поверишь и не в такое.
В ПОИСКАХ ПЕРЕВОДЧИКА
На угрозы в свой адрес сегодня жаловался глава ИААФ Себастьян Коэ. Причем, эти угрозы якобы поступают ему на русском языке. Вероятно, таинственные хулиганы не заморачиваются переводом на английский, рассчитывая, что Коэ напугается от одного лишь вида кириллических букв. При этом глава ИААФ пока так и не удосужился ответить на резкие выпады Исинбаевой в свой адрес, не попытался сгладить ситуацию и пригласить Елену за стол переговоров. Не исключено, что Себ настроен и дальше воевать с Россией, либо он окончательно утратил самостоятельность в принятии политических решений, и делает только то, что ему велят в ВАДА (история с Дарьей Клишиной заставляет подозревать именно второй вариант).
Что делать в этой ситуации Исинбаевой? Совершенно точно не уповать на один лишь свой авторитет и чемпионский характер. Биться в стену непонимания бессмысленно – мы сейчас говорим с ИААФ на разных языках, и такого кошмара не было даже во времена холодной войны. Нам срочно нужен посредник, который бы помог нам с "переводом". Альтернативой может быть только война против ВАДА, которая наверняка растянется на несколько лет. Сегодня выяснилось, что это агентство окончательно вышло из-под контроля МОК, и отказывается предоставлять своему учредителю и главному инвестору даже ключевую информацию. Это означает, что нам на государственном уровне необходимо срочно сколачивать международную коалицию, и добиваться лишения ВАДА всех полномочий, каких только возможно.
При этом не надо забывать, что в осенью нас ждет вторая часть "доклада Макларена" и американский фильм, снятый на основе показаний Родченкова (где нам, наконец, покажут, как открывались неоткрываемые пробирки с биопробами). После этого наверняка будет поставлен вопрос об отстранении всей нашей сборной от зимней Олимпиады в Пхенчхане. И мы опять совершенно не готовы к подобной перспективе. Конечно, данный вопрос не совсем по профилю Исинбаевой, но добиваться восстановления прав легкоатлетов на таком фоне будет очень тяжело. И главное: мы сейчас не находим понимания не только у западных радикалов, но даже у людей со схожим менталитетом.
Например, прыгунья с шестом Елизавета Рыжих, родившаяся в Омске и выросшая в семье русских эмигрантов в Германии, накануне заявила, что российскую сборную отстранили от Рио "не просто так", а два олимпийских титула не дают Исинбаевой права "унижать других спортсменов" заявлениями о неполноценности легкоатлетического турнира на Играх-2016. В общем, очевидно, что поднять волну гнева спортсменов всего мира против антидопинговых чисток Елене будет очень и очень тяжело. Все это не значит, что надо сидеть, сложа руки, и ждать пока нас еще за что-нибудь накажут. Просто сейчас планка со всеми нашими проблемами установлена на рекордной высоте, и Исинбаевой надо долго и тщательно готовиться для того, чтобы покорить и эту вершину.