Рио-2016. Виды спорта. Футбол

Рио-2016

4 августа 2016, 00:15

ВАДА наносит ответный удар

Олег Шамонаев
Шеф отдела спорта

Вчера появилась информация о том, что 11 российских футболистов упомянуты в скандальном докладе Ричарда Макларена. Документы уже переданы в ФИФА, которая начала полномасштабное расследование применение допинга в российском футболе.

Олег ШАМОНАЕВ

Похоже, война между Всемирным антидопинговым агентством (ВАДА) и Россией перешла из холодной в горячую фазу. Во вторник руководство ВАДА пережило несколько неприятных часов, попав под огонь критики на предолимпийской сессии МОК. Претензии к агентству высказывал и глава Олимпийского комитета России Александр Жуков, и представители других стран, и президент МОК Томас Бах. Босс ВАДА Крейг Риди пообещал своим критикам быстрый ответ, и ответ этот оказался крайне жестким. По крайне мере в отношении нашей страны.

Правда, анонсированного Риди оглашения полного списка олимпийских чемпионов Сочи-2014, которые упоминаются в докладе Ричарда Макларена, на момент подписания этого номера не случилось. Зато грянул скандал в футболе – как из-под земли появился документ с именами российских игроков, положительные допинг-пробы которых якобы скрыты нашими спортивными властями. И беда здесь не в том, что теперь этих футболистов ждет дисквалификация, – это частная проблема конкретных спортсменов и их команд. А вот расследование по поводу нарушения антидопинговых правил в российском футболе, начатое ФИФА, может больно ударить по всем нам.

Махинации с допинг-пробами – это очень серьезно. Если хоть малая часть вины Российского футбольного союза или Минспорта будет доказана, могут последовать санкции вплоть до дисквалификации РФС, запрета на выступление сборной России, изгнание клубов из еврокубков и лишение нас права на проведение чемпионата мира-2018. И это не пустые опасения. На примере других видов спорта мы видим, что никаких юридических процедур ВАДА для признания нашей вины не требуется. Порой достаточно показаний экс-руководителя лаборатории РУСАДА Григория Родченкова, бежавшего в США. И оспаривать информацию из доклада Макларена в спортивных судах очень сложно.

Ричард МАКЛАРЕН, чей доклад доставил массу хлопот олимпийской сборной России, теперь взялся за наш футбол. Фото REUTERS
Ричард МАКЛАРЕН, чей доклад доставил массу хлопот олимпийской сборной России, теперь взялся за наш футбол. Фото REUTERS

Направление "ответного удара" Риди – по российскому футболу – надо признать очень умелым ходом. Ведь тень здесь снова падает на Виталия Мутко, который как министр спорта РФ за допинговые дела уже лишен аккредитации на Олимпиаду в Рио. Поскольку Мутко одновременно занимает и пост главы РФС, западным спортивным функционерам и обывателям будет очень легко поверить в то, что этот человек распространил "государственную допинговую систему" и на футбол. Закономерные вопросы: "Как и зачем?" – в нынешней ситуации наших прокуроров особо не беспокоят. Это для нас футбол – больше, чем просто спорт. Для ВАДА он – лишь еще один плацдарм, на котором можно развернуть наступление против России.

А поскольку ФИФА формально входит в Международную олимпийскую систему и признала Всемирный антидопинговый кодекс, ситуация для нашей страны складывается опасная. Технично вытащив на свет еще один компромат, ВАДА как бы отправляет россиянам ультимативное послание – если критика агентства и призывы к созданию в МОК альтернативной антидопинговой структуры не прекратятся, пожар может перекинуться даже на те уголки, которые мы до сих пор считали свободными от допингового безумия. Впрочем, гарантии, что от нас отстанут, если мы продолжим смиренно сносить атаки из Монреаля, тоже нет.

Цель группы спортивных функционеров из США, Канады, Великобритании и Австралии, фактически превративших ВАДА в свою частную организацию, в общем-то давно ясны. И эта точно не помощь России в избавлении от допинговой чумы, а нанесение нашей спортивной системе такого ущерба, от которого она уже не сможет оправиться. У нас с Риди сейчас идет война до полного истребления, на которой все средства хороши. И, попытавшись дать сдачи в Рио, нельзя снова прятать голову в песок – исключительно из чувства самосохранения.

158