18 августа 2016, 02:30
Александр ПРОСВЕТОВ
из Рио-де-Жанейро
У Валерии Кобловой-Жолобовой на спортивном костюме привлекла внимание большая брошь золотого цвета.
– Это моя собственная работа из бисера, – рассказала 23-летняя спортсменка из подмосковного Егорьевска. – Специально подобрала такой цвет. В этой вещице даже присутствуют несколько каратов золота. Так что приехала сюда готовой не только физически и морально.
К сожалению, на груди у россиянки висела серебряная медаль. Быть может, "к сожалению", в данном случае и не очень уместно, особенно если учесть, что против россиянки в финале боролась сама непобедимая Каори Ичо, выигравшая Олимпийские игры в четвертый раз, а в промежутках между ними неизменно побеждавшая на мировых первенствах – в общей сложности десять раз! Однако сама Валерия прямо заявила после соревнований, что рассчитывала произвести сенсацию.
– Вы улыбаетесь. Значит ли это, что серебро вас порадовало? Или все-таки обидно было упустить победу за несколько секунд до конца схватки?
– Вы же знаете, что женщины – коварные существа. Слезы надо в себе скрывать. Может быть, я еще не осознала до конца, что упустила свое золото и шанс совершить переворот в истории женской борьбы. Но меня ведь вообще могло здесь не быть. В последний год прошла через травмы и восстановление. Можно сказать, с нуля начала. Последние три-четыре месяца жила только Олимпиадой и надеждой на то, что я вообще буду здесь бороться.
После бакинских Европейских игр травмировала коленный сустав. Как сказали врачи, нужно было умудриться так оторвать колено. А в борьбе ногу постоянно крутят. Нужно было, чтобы восстановление прошло качественно. Операцию мне делали в августе в Германии, а реабилитацию проходила в Италии. Два-три месяца ходила на костылях, потом 6-8 месяцев восстанавливалась. Даже до сих пор восстанавливаюсь. На ковер вышла в феврале. И после этого не знала отдыха.
– Как вам виделась схватка до ее начала?
– Я была настроена только на золото, и это не просто слова. Тот, кто близок к борьбе, понимает, что мы чувствуем телом, чутко ощущаем соперника, словно в животном мире. И я почувствовала, что могу победить.
– Что позволяет Каори Ичо побеждать всегда и везде?
– Наверное, дело в системе тренировок и восстановления. Наш вид вообще молодой. Мы не успели еще эту нишу занять. Но, думаю, сегодня я доказала, что победить японку реально.
– Вы допустили какую-то ошибку?
– Конечно. Быть может, это и есть та потеря концентрации, которая отличает чемпиона от остальных. Почему-то я потеряла счет (в какой-то момент на табло зажегся счет 2:2 вместо 2:1 в пользу россиянки. – Прим. "СЭ"). Мне показалось, что проигрываю. Это никак не описать.
– Опасались, что судья вас оштрафует?
– Нет. Я боролось активно. Да, захватывала пальцы и волосы соперницы, но и она делала то же самое.
– На чемпионате страны в Санкт-Петербурге главный тренер женской сборной Юрий Шахмурадов говорил, что в вашей категории он больше, чем на серебро, не рассчитывает. А вы, между тем, настраивались на золото. Когда пришло желание стать первой?
- Когда на борьбу пришла. В школе в ответ на вопрос, кто кем хочет стать, всегда отвечала: "Олимпийской чемпионкой".
– Решение судей, которые присудили в концовке японке два очка, было верным?
– После драки кулаками не машут. Но в нашем виде спорта многое зависит от судей.
– Сказался авторитет вашей соперницы?
– Не думаю. Все было честно. Но я чувствовала, что была сильнее, и поняла это.
– За счет чего можно побеждать титулованных соперниц?
– Веры в себя. Русские сильны духом. Техника тоже важна, но, если ты силен духом, то можешь многих победить. Плюс многое решают секунды. В борьбе пять секунд – это много. Они поворачивают ход схватки и всю жизнь.
На самом деле в целом я довольна своим выступлением на олимпийских соревнованиях. Тренеры тоже. Отборолась на пятерку, хотя финал, конечно, подвел. Ничего – будет мотивация, чтобы работать больше.
- Каори будет бороться через четыре года в Токио?
– Надеюсь на это.