Рио-2016. Виды спорта. Гандбол

Рио-2016

19 августа 2016, 15:15

А вы пропустили бы по рюмочке с Трефиловым?

Игорь Рабинер
Обозреватель

РИО-2016

Обозреватель "СЭ" – о выходе женской сборной России в финал Олимпиады-2016

Игорь РАБИНЕР

Самое сложное в наблюдении за этим космическим гандболом было не орать, чтобы в четыре утра не разбудить спящую в соседней комнате жену, которой надо было вставать в восемь. А просто молча вскидывать руку после каждого нашего гола, из последних сил сдерживая в горле так и норовивший вырваться рев. Что-то мне подсказывает, что я был такой не один.

Признаюсь честно: я крайне дозированно смотрю Олимпиаду-2016. Мне не нравится политическо-фронтовая тональность многого из того, что из Рио транслируется и говорится. Слишком много неспортивной истерии со всех сторон, лексики времен холодной войны – словно мы вернулись в Москву-1980 или Лос-Анджелес-1984. А циклические виды спорта не смотрю по другой причине. Потому что, как Станиславский, – не верю.

Но не посмотреть женский гандбольный полуфинал Россия – Норвегия, игру наших против чемпионок двух последних Олимпиад, было выше моих сил. Ведь это можно было сделать, только если совсем уж разлюбил спорт как таковой. А эта любовь во мне уже далеко не так наивна и восторженна, как в отрочестве, когда смотрел все возможные соревнования Сеула-1988, – но ее огонек все еще теплится.

Его, правда, чуть не загасили наши волейболистки, игру которых с сербками я сдуру решил посмотреть. И увидел... Уэльс, даже с тем же счетом, а главное – духом. Как будто мне всего этого в каждодневном футбольном бытописании не хватает. В те минуты, глядя на такого скучного и монотонного тренера Маричева, что от одного его вида скулы от тоски сводило и ко сну клонило, был нешуточный соблазн с этими Играми совсем завязать.

Но теперь, после гандбола, могу гордо заявить: эту Олимпиаду я не пропустил.

Даже если бы в конце концов проиграли – повторил бы то же самое. Ведь это было что-то запредельное по уровню, по накалу, по страсти. Ну примерно как финальная серия Кубка Канады по хоккею 1987 года между нашими и "Кленовыми листьями" – 6:5, 5:6, 5:6. Да, сборная СССР тогда самую малость уступила команде Гретцки и Лемье – но разве хоть у кого-то могло найтись в ее адрес хоть одно худое слово? Просто одни боги оказались чуть-чуть сильнее других.

А теперь на это самое чуть-чуть сильнее оказались российские олимпийские богини, Афины, Артемиды и Афродиты. И, думаю, всем вам вместе со мной хотелось проникнуть внутрь телеэкрана, расцеловать их всех и пропустить по рюмочке с неподражаемым Трефиловым...

Евгений ТРЕФИЛОВ. Фото AFP
Евгений ТРЕФИЛОВ. Фото AFP

Эти ночные эмоции выше любых эпитетов. И ты ныряешь с головой в ТАКОЙ гандбол в ту же секунду, как включаешь его. И время перестает для тебя существовать, и только после финальной сирены, когда коллективно плачут обе команды – одни с радости, другие с горя – ты вдруг замечаешь, что за окном уже светает. И что этот рассвет так же красив, огненен и бесподобен, как лица и взгляды наших гандбольных кудесниц.

Я люблю колоритных людей, особенно если помимо колорита, именуемого ныне харизмой, у них внутри есть что-то еще. То, что у Евгения Трефилова – есть, все очевиднее с каждой Олимпиадой, с каждой игрой его команды, а не только по его феерическим интервью и пресс-конференциям, которые, будучи порой прочитаны с утра, делают мой день.

Не всегда, понятное дело, я с огненными трефиловскими высказываниями согласен, особенно по допингово-политическим вопросам. Но из каждой его фразы бьет непереносимость к банальщине, безликости и фальши. И у площадки, и в интервью, и ясно, что во всей остальной жизни он не боится быть самим собой. Только такие, не пытающиеся переделать себя в кого-то другого, и выигрывают. Не только на спортивной арене. В жизни. Читаю сейчас биографию Стива Джобса, в которой характер создателя компьютерной реальности подан во всей его противоречивости и порой несносности. Но будь он другим – не был бы Джобсом.

И в данном случае не имеет никакого значения, откуда человек – из России, США, с Сейшельских островов. Важно, прогибается он под изменчивый мир "и жизнь его похожа на фруктовый кефир" – или ему хватает духу, чтобы не сломать свою личность в угоду обществу или кому-то конкретному.

Трефилов бывает неожиданным. Заметьте, он вообще не бесновался и не кричал в двух последних тайм-аутах, в решающие моменты полуфинала. Он знает, когда взбадривать, а когда успокаивать и не задевать команду за живое, а включать ей мозг. И как же шикарно видеть, как на исходе матча тренер за 30 секунд четко расписывает команде комбинацию – и девушки, которые, казалось, в таком состоянии уже не способны воспринимать какие-либо установки, делают все в точности как сказано. И забивают.

В эту секунду мне вдруг вспомнилось, что многие западные исследователи назвали "Анну Каренину" лучшим в мире романом о женщине и ее психологии от автора-мужчины. И пусть Трефилов не Лев Толстой, но он прибедняется, сожалея, что не может залезть своим игрокам в черепную коробку. Внешне такой простой дядька это давно уже сделал. И как же не видят за деревьями леса те, кто считает, будто метод у него, Карполя и других один – страх и крик...

А какие кадровые фортели он выкидывает! Я, конечно, ничего не понимаю в гандболе, но, по-моему, выход на дополнительное время не игравшей в основное ни секунды Маренниковой (ветерана трех Олимпиад, кстати) с последующим ее голом – это примерно как если бы в полуфинале сентябрьского Кубка мира по хоккею Олег Знарок выпустил в овертайме 13-го нападающего, условного Наместникова, который до того не играл в матче вообще. И тот бы забил. Простите за вопиющий дилентантизм, но мне кажется, что со стороны Трефилова это была очень, очень крутая штука. Специалистам в области гандбола разрешаю над собой громко смеяться. Не обижусь...

А автор победного броска Ильина? При том что до того она за весь турнир бросала всего один семиметровый, при одном голе сборной из пяти с 7 метров в финале, человек в решающие моменты, включая последнюю минуту основного времени и овертайма, выходит на точку и забивает норвежке-одноклубнице по "Ростов-Дон" три из трех! И все по-разному. Какое же нечеловеческое хладнокровие девушке надо для такого иметь! И опять же – какое звериное чутье у Трефилова, как он чувствует команду и знает, кого именно в такой момент надо было туда поставить. Отправить на Голгофу, как выразились комментаторы...

Эмоции россиянок после победы. Фото REUTERS
Эмоции россиянок после победы. Фото REUTERS

Но вот что меня пугает. Может, просто потому что я знаю эту команду недостаточно хорошо. В спорте часто бывает, что после эпической победы наступает эмоциональный откат, выхолащиваются эмоции. И на следующий матч их уже оказывается невозможно собрать. Так, например, было с нашими хоккеистами на двух Олимпиадах подряд, когда мы в четвертьфиналах побеждали действующих олимпийских чемпионов – Чехию в Солт-Лейк-Сити и Канаду в Турине. И на полуфиналы выходила другая команда.

Но позвольте мне верить, что эти девушки – из другого теста.

И еще. Вот что во всем этом прискорбно, парадоксально и, полагаю, неминуемо.

То, что после Олимпиады схлынут эмоции, мы, как всегда, перестанем быть больны гандболом – и в следующий раз после финала Рио-2016 мы вот так, от всей души и на пятой скорости нашей страсти, будем переживать за этих героических гандболисток через четыре года в Токио (очень надеюсь – все с тем же Трефиловым, уже 64-летним, во главе).

И эти четыре года им будет очень больно, что все их опять задвинули на информационные задворки.

Хотя они стоят переживаний не в сто, а в тысячу крат больше, чем кое-кто, о ком в этой колонке даже упоминать не хочется. Чтобы карму перед финалом им не испортить...

50
  • Lars Berger

    Игорь, иди куда шел...

    21.08.2016

  • ntsg62

    Отлично написано. С Трефиловым выпьешь, потом он вдруг что-то вспомнит и капут...

    20.08.2016

  • Anahit2000

    Игорь, спасибо за статью! Не только бы с Королем "Треф" выпил бы, была бы возможность! Но уже! Коньячку рюмочку за него бахнул! А вот про "информационные задворки" - так кто же мешает-то?! Вот Вы и пишите, дорогой! А то все про "ного-мяч", да Федуна! Как же хочется чтоб девчонки выиграли!

    20.08.2016

  • zzzqqq

    посмотрел повскидывал руки написал статейку получил гонорар молодец ,ля патриот

    19.08.2016

  • Thomas Boy

    Антимайдан ___________ Вот убрать из статьи этот снобизм про "рюмочку" и прочий "словесный понос", оставить "эти девушки – из другого теста" - и будет нормальная статья :) __________ Еще добавить немного про западных врагов, про величие Исинбаевой, поблагодарить Владимира Владимировича - и такая статья как раз по нутру Антимайдану.

    19.08.2016

  • Клавдий Клавдиан

    Я не смотрю ночью олимпиаду...но вчера меня что-то потянуло не пропустить этот полуфинал. Это было какое-то счастье...Спасибо девочки, спасибо тренер!!!!! Ваши слёзы после финала- это то, что останется в моей памяти от этой ТЯЖЁЛОЙ ОЛИМПИАДЫ. Ещё раз огромное СПАСИБО!

    19.08.2016

  • Grai.78

    Молодцы девчёнки. Сейчас посмотрел в записи. Вывод один футболисты-уроды зажравшиеся. Проснусь ночью на волейбол. Мужики за вас кулаки держим, удачи вам.

    19.08.2016

  • blue-white!

    И не только своим...)

    19.08.2016

  • blue-white!

    И как же не видят за деревьями леса те, кто считает, будто метод у него, Карполя и других один – страх и крик...--------------а-ха-ха, это я сравнил Трефилова с Карполем...))) Получается они читают комментарии к своим статьям!)))

    19.08.2016

  • Антимайдан

    waleriy А Трефилов пропустил бы с вами по рюмочке ? ================== Точно! Этот сноб Рабинер про что только здесь не написал - вплоть до Анны Карениной и Стива Джобса. Вот убрать из статьи этот снобизм про "рюмочку" и прочий "словесный понос", оставить "эти девушки – из другого теста" - и будет нормальная статья :)

    19.08.2016

  • **гость**

    Почему ? КУЧМИЙ !!!

    19.08.2016

  • **гость**

    СПАСИБО ДЕВОЧКАМ !!! СПАСИБО ТРЕФИЛОВУ !!! рабинер пиарщик ! Владимир Михайлович Ку́чмий !!! Как Вас не хватает !

    19.08.2016

  • megas

    "...И эти четыре года им будет очень больно, что все их опять задвинули на информационные задворки. Хотя они стоят переживаний не в сто, а в тысячу крат больше, чем кое-кто, о ком в этой колонке даже упоминать не хочется. ..." Уважаемый Игорь! Во-первых, спасибо за статью, хорошо написано. Во-вторых, а не Вы ли с коллегами эту ситуацию и создаете? Вы же ведь сами заполонили весь "Эфир" Спартаком и Ко. Ваш портал для меня уже из-за этого сполз с 1 места так на 4-5. И если так будет продолжаться, то это не предел. Это не угроза - факт. Взгляните, что у Вас "вист" на главной сейчас? Рубин-Анжи... Депортиво-Эйбар... Каррера со с Спартаком, а потом Вы с гандболом....

    19.08.2016

  • Ж и в о й

    "И эти четыре года им будет очень больно, что все их опять задвинули на информационные задворки". Ну, насмешил) А кто создает информационный фон? Не вы ли, господа журналисты? Так почему же в лучшей спортивной газете страны вы так мало пишете о многих замечательных видах спорта, об их героях, об их тяжелейшем труде. Помнится, одно время вы совместно с Асикс начали посвящать читателей в тонкости бега, а потом забросили этот проект. Про легкую атлетику как собственно спорт вы весь последний год кормили читателей исключительно допинговыми скандалами. Нет ни одного подробного репортажа хотя бы с этапов Бриллиантовой лиги. На этой Олимпиаде в Рио уже прошли несколько интереснейших финалов. Где подробный рассказ о ван Никерке, о Керроне Клементе, о Рудише и т.д.? Зато про Клишину написали море заметок)

    19.08.2016

  • Як Цидрак

    ЛюблюЛаду 16:51 Редкий хороший комментарий. Удачи нам всем.

    19.08.2016

  • Svarjich

    Главное, чтобы как в 2000 Россия-Испания не получилось, когда команды в потрясающем полуфинале съели друг-друга и на следующий день были никакими,

    19.08.2016

  • s.petr

    Гандбол ,кстати , смотрю, когда его показывают - всегда .

    19.08.2016

  • s.petr

    Опус в пятьдесят тысяч слов и ни слова о спартаке ,уж не заболел ли великий теоретик .

    19.08.2016

  • Vasiliy1404

    Девчонки супер, Трефилов великий. Не разочаруйте нас, пожалуйста, в финале!

    19.08.2016

  • Igrok Igorek

    bolivar161 +100500

    19.08.2016

  • bolivar161

    После выигрыша в финале у француженок и Ростова у Аякса ,я буду самый счастливый человек на земле.

    19.08.2016

  • RT

    Спасибо нашим девчонкам за эту победу. Дай Бог вам удачи в финале, дорогие!

    19.08.2016

  • KhSL

    Рабинер, начни с себя: пиши про гандбол хотя бы раз в неделю...

    19.08.2016

  • Lunatic Pride

    Когда показывают, всегда с удовольствием смотрю женскую гандбольную сборную - это всегда эмоционально и интересно. Так что пускай показывают - смотреть мы будем всегда :)

    19.08.2016

  • ЛюблюЛаду

    На одном из финалов подчеркиваю Чемпионата России между Ладой и Звездой, мой друг итальянец, находясь на трибунах переполненного дворца спорта в Тольятти после матча стоял и аплодировал. Он сказал, что такое ощущение что я на матче Милан - Интер и Милан только что в очной встрече выиграл скудетто. Вот что такое наш российский женский гандбол. И страна этого не видит. Зато видит всякую несусветную тоску с чемпионата по футболу! Норвегия - Россия говорите. Да таких супер матчей за последние лет 15 наши девочки выдали с полусотни! В разных турнирах в том числе и во внутреннем чемпионате. Кстати во внутреннем чемпионате играют в одной команде (в Ростове) две Кати: Ильина и Лунге. Это они сегодня на последней минуте сошлись с глаз на глаз. Оцените болельщики эту красоту. И эту игру надо возвращать на экраны! Любить и поддерживать. А девочкам нашим сил и успеха! Любим вас!

    19.08.2016

  • waleriy

    А Трефилов пропустил бы с вами по рюмочке ?

    19.08.2016

  • freak

    Жаль что эта победа больше всего на руку мутко. Вы то через неделю опять спартак обсуждать будете, а он уже с докладом наверх бежит, кресло сохранять

    19.08.2016

  • Лев Красоткин

    Как точно Игорь написал! Я тоже давил в себе крики... Особо трудно было за десять секунд до конца, когда всё стало ясно!

    19.08.2016

  • Лев Красоткин

    РОССИЯ - НОРВЕГИЯ - 38:37!!! Стоя на прогнозе тонком, Я в гробу бы их видал, Действующим чемпионкам Все пророчили финал. Мол, в гандболе нету круче, Мол, сильнее в мире нет, Мол, темней свинцовой тучи Выйдет этот тет-а-тет. Ставили все без опаски Деньги на норвежский стяг, Но не вышло лютой пляски На российских на костях! Наши девы (между нами Не соврёт ни грамма Лев) Атакующим цунами Развенчали королев! От такого от цунами В сердце наступает сыть*. Вся страна рыдала с вами! Эту радость не забыть! *) сыть - сытость, умиротворённость #левкрасоткин #стихи

    19.08.2016

  • Lars Berger

    "А какие кадровые фортели он выкидывает! Я, конечно, ничего не понимаю в гандболе, но, по-моему, выход на дополнительное время не игравшей в основное ни секунды Маренниковой (ветерана трех Олимпиад, кстати) с последующим ее голом – это примерно как если бы в полуфинале сентябрьского Кубка мира по хоккею Олег Знарок выпустил в овертайме 13-го нападающего, условного Наместникова, который до того не играл в матче вообще. И тот бы забил. Простите за вопиющий дилентантизм, но мне кажется, что со стороны Трефилова это была очень, очень крутая штука. Специалистам в области гандбола разрешаю над собой громко смеяться. Не обижусь..."./// Тревожно. Этим абзацем Рабинер четко и ясно дал понять, что разбирается в футболе. Разночтений быть не может. Более того, он заявляет, что является футбольным специалистом. Господи, храни российский футбол!

    19.08.2016

  • кда

    Igrok Igorek ... И это не умение журналиста, а что-то другое... 15:44\\\\\Это называется "зарабатывать гонорары хоть на чем" и ничего более.

    19.08.2016

  • Lars Berger

    Игорь, об одном просим тебя - не пиши о гандболе. Не замазывай замечательных людей. Ну, пожалуйста!

    19.08.2016

  • Корс

    А книга про то, как убивали гандбол, будет?

    19.08.2016

  • pakha

    Когда уже повыгоняют этих писак из этой некогда хорошей газеты и сменят руководство, а сейчас превратившейся в желтую газетенку... Казалось бы причем тут ногомяч? Но нет, рабинер и тут его всунул, хорошо хоть не срамтак.

    19.08.2016

  • barbudos

    Самое смешное то, что еще каких-то год-два назад, многие обвиняли ЕВТ в развале российского женского гандбола, а некоторые игроки были против возвращения его на пост тренера сборной. Называли его методику устаревшей, противопоставляли ему одного датчанина пришедшего работать в Ростов. Говорили что это есть современный прогрессивный гандбол. В итоге, этот датчанин при атомном составе проиграл с Ростов-Доном все главные матчи сезона, ну а Василич, выиграв ЧР с Астраханочкой, и выведя сборную в финал ОИ всем заткнул рты. Дай бог ему тренерского долголетия!!!

    19.08.2016

  • BUROMAN

    Excalibur, у кого что болит...

    19.08.2016

  • SIZ170

    ..... всегда смотрю гандбол(когда показывают) , наверно потому что в своё время играл в ручной мяч))))

    19.08.2016

  • Excalibur

    серебро выиграют.. а потом снова плакать

    19.08.2016

  • ki

    всё было так здорово, пока не приперся рабинер и всё не испортил...

    19.08.2016

  • Fedor062

    Браво Рабинер!!!

    19.08.2016

  • AZ

    За финал тревожно. Если Равинер начинает кого-то хвалить, этот кто-то обязательно облажается.

    19.08.2016

  • Excalibur

    всегда одна мысль, с кем и что бухнуть

    19.08.2016

  • avel71

    Редкая вещь-согласен с автором.Одна просьба.К журналистам.Не трогайте вы девочек до финала.И уведите куда-нибудь в лес эту Скабееву-она же им житья не даст,любительница жареного....

    19.08.2016

  • gzina

    Все правильно! Дай бог удачи команде в финале!

    19.08.2016

  • Igrok Igorek

    В продолжение - Рабинер Рабинером, но женская гандбольная у меня на первом месте на этой Олимпиаде, вне всякого сомнения, в том числе - благодаря Трефилову!

    19.08.2016

  • Igrok Igorek

    Соглашусь с тем, что написано хорошо, но! Во-первых, впереди финал, а как у нас любят невовремя начинать хвалить! Во-вторых, создается впечатление, что Рабинеру все равно, про что писать - хоть про "Спартак", хоть про гандбол. И это не умение журналиста, а что-то другое...

    19.08.2016

  • kac35

    Гандбол по-любимости для меня далеко не на первом месте, но Трефилов создал супер-пупер команду. Девчонки МОЛОДЦЫ и КРАСАВИЦЫ!!!!!!!!!!!

    19.08.2016

  • shpasic

    а Рабинер не диванный боец в применении к гандболу? это тот же Мутко, только от журналистики - где какой успех, сразу себя примазывает. ждём совместных фотографий с Трефиловым.

    19.08.2016

  • freak

    Молодец Рабинер. Хорошо написал. Без истерии, нужные акценты расставил. Наши диванные бойцы конечно обкакают статью, та как не признаёшь как Трефилов, что Олимпиада это война

    19.08.2016

  • Крюков Сергей

    Кубок Канады в 86-м как предчувствие того, что Широков с деЦЦтва за Титова, а Дзюба раздаёт пасы Дзюбе

    19.08.2016