Дмитрий СИМОНОВ
из Рио-де-Жанейро
Это незабываемо – над Копакабаной звучит российский гимн. Звучит – хотя еще совсем недавно многие не верили, что нас вообще допустят на Олимпиаду. Но вот они мы. И вот она – наша первая золотая медаль. Как и четыре года назад – от дзюдоиста.
– Тяжелая она? – спросили мы у Мудранова.
– Легкая! – отмахнулся он.
– Обманываете. Такая легкой не бывает.
Беслан устало улыбнулся. Он стал олимпийским чемпионом в 30 лет, пропустив предыдущие Игры и едва не оставшись без нынешних из-за допинговых войн, не имевших к нему никакого отношения. По пути к золоту он победил лидера мирового рейтинга корейца и затем, уже в финале, действующего чемпиона мира казаха. Но медаль сейчас все равно, конечно, легкая.
Тяжело было все то, что до нее.
КАЖДОМУ ХОЧЕТСЯ ПОДЕРЖАТЬСЯ
– Честно говоря, пока не осознал, что случилось. Единственное ощущение – усталость. Хочется скорее в Олимпийскую деревню – и спать. Я, конечно, понимаю, что победил на Олимпийских играх. Но пока чувства такие же, как после обычных соревнований.
Мне, к слову, очень помогло, что я в прошлом году боролся на Европейских играх. Вся атмосфера, что в спортзале, что в деревне, один в один. В том числе поэтому мне было комфортно, я настроился психологически, не перегорел. Уже после финала увидел российских болельщиков. Такое ощущение, что только русскую речь слышал! Казалось, вокруг одни наши. Все аплодируют, кричат. Это было здорово.
– Сразу после вашей победы интернет облетела ваша фотография с Владимиром Путиным. Люди писали: "С таким спарринг-партнером невозможно проиграть". Когда и как произошла та встреча?
– Он приезжал к нам на тренировку в Сочи в этом году, в начале января. Нам сообщили, что будет тренировка с президентом такого-то числа в такое-то время. Собрались всей командой. Владимир Владимирович приехал. Тренировочку провели. С кем? Да почти все стояли с ним. Конечно, каждому хочется подержаться за президента. Я стоял тоже. Не бросал его, конечно, но поотрабатывали приемы.
– Чувствовалось по Путину, что он – дзюдоист, а не в первый раз кимоно примерил?
– Чувствовалось, сто процентов! Я даже не ожидал, что он такой крепкий. И броски хорошо делает. Находится в хорошей форме!
– Как вас и остальных напутствовал Путин?
– Он всю команду подбадривал: надо, мол, хорошо отбороться на Олимпиаде при любых раскладах. Реально верил, что мы можем хорошо отбороться. Сказал: понимаю, что есть реально очень сильные соперники – японцы, корейцы и так далее, но вы тоже не хуже них.
ЕСЛИ СЧИТАЕШЬ СЕБЯ СТАРЫМ – ПОРА ЗАВЯЗЫВАТЬ
– Вы впервые выступили на Играх в 30 лет. Неюный, мягко говоря, возраст. Особенно для легковеса.
– На возраст не обращаю внимания. Тот, у кого есть желание, может долго выступать. А если человек начинает считать себя старым, тогда зачем вообще тренироваться, пора завязывать. Знаю людей, для которых 30 лет – это вообще не возраст. Вот на прошлой Олимпиаде кореец выиграл в 34. Кстати, я и в дзюдо перешел в 22 года. Раньше занимался самбо.
– Что заставило сменить вид?
– Самбо – неолимпийский вид спорта, а дзюдо – олимпийский. Каждый спортсмен мечтает хотя бы попасть на Олимпийские игры.
– Был в жизни момент, когда руки опускались и мечта казалось недостижимой?
– Нет. Такие мысли не посещали никогда. Это мне сейчас 30. А начинал-то я готовиться еще в прошлом цикле, когда в итоге на Игры не попал. И очень сильно хотел эту медаль.
– В 2012-м это было решение Гамбы – отцепить вас от желанной Олимпиады в Лондоне. Удивительно, что вы продолжили ему доверять, не затаили обиду.
– То, что он меня не поставил, не означает, что он меня кинул. Арсен Галстян был призером чемпионата мира, чемпионом Европы. Он ту Олимпиаду заслужил. Так что никаких обид я вообще не держал. Мы и с Арсеном в очень хороших отношениях.
– Несмотря на то что конкуренты.
– Я ему и готовиться к Играм помогал, чтобы броски какие-то делать. Смотрите: ведь если его поставили по справедливости, он же в этом не виноват. Надо было выбирать одного из нас. Хотя, естественно, я очень сильно хотел на Олимпиаду в Лондон. Но поставили Арсена – слава богу, он выиграл. А я уже в тот момент начал настраиваться на то, чтобы попасть сюда.
ГАМБА ГОВОРИЛ: "ТЫ В ЛУЧШЕЙ ФОРМЕ! ТЫ ЛУЧШЕ ВСЕХ!"
– Тренерской работой Гамбы все вновь восхищены, как и четыре года назад.
– Это человек, который очень много вложил в российское дзюдо. Он сразу же заставил всех дзюдоистов поверить, что они могут выиграть и Европу, и мир, и Олимпиаду. Да, у нас раньше тоже были хорошие спортсмены. Но с появлением Гамбы уровень очень сильно вырос. У него свой специфический метод тренировок.
– Какой его совет запал вам в душу и помог победить?
– Эцио всегда находился с нами. Я тренировался с ним и за день до Олимпиады, и утром в день соревнований. Он умеет настраивать спортсмена. Каких-то громких пафосных слов никогда не говорит, но вот, к примеру, сегодня весь день находился рядом, настраивал, говорил: "Ты в лучшей форме! Ты лучше всех!" Он повторял мне это перед каждой схваткой.
– На каком языке?
– На русском. Он свободно уже разговаривает.
– Назовите одно самое главное качество тренера Гамбы, которое делает его волшебником.
– Могу назвать два. Во-первых, он профессионал своего дела. Во-вторых, очень-очень хороший человек.
– Важное сочетание.
– Сто процентов. Есть такие тренеры, которые свое дело знают, но от них исходит негатив. А Эцио наоборот – он притягивает всех, вся команда за него горой стоит.
Я НЕ ТАКОЙ НАГЛЫЙ, КАК КОКОРИН С МАМАЕВЫМ
– Вы, насколько мне известно, болельщик футбола. Как думаете, сборной России не хватило своего Гамбы?
– Да нет. У меня такое ощущение, что у футболистов надо начинать прямо с юношей и их готовить – только после этого результат какой-то будет. А сейчас – ну, есть пара человек. На самом деле, я сочувствую Акинфееву, который отлично стоял на воротах. Слуцкого жалко.
– То есть Акинфеева и Слуцкого вы высоко оцениваете в спорте, а других…
– Когда на Акинфеева два-три человека выходят, что он сделает? Ничего не сделает! А про остальных даже и не знаю что сказать. Может быть, хоть когда-то добавят. Должны же наши однажды нормально заиграть.
– На чемпионате Европы сборная по футболу стала худшей по выигранным единоборствам. Вы сегодня показали футболистам, как надо бороться.
– По правде сказать, я даже не надеялся на наших футболистов. Когда команда играет вничью, и они этому радуются – вообще такого не понимаю. Англичанам проигрывали, потом еле-еле сравняли счет и ликовали, как будто стали чемпионами Европы.
– Кстати, вы теперь после победы имеете полное право закатить вечеринку в Монако, как Кокорин с Мамаевым.
– Я не такой наглый, чтобы такую вечеринку закатывать.
– Считаете, подобное поведение недопустимо?
– Конечно, недопустимо. Ну что это такое. Человек проиграл на чемпионате Европы – и тут... Сколько тысяч долларов они потратили на это шампанское? Лучше бы, я не знаю, отдали деньги в больницу или в детдом. А эти – просто чтобы шампанское попить… Они же спортсмены, должны быть примером. Да их после такого могут запросто назвать алкоголиками. Спокойно могут назвать! А может, они считают, им все позволено? Я не знаю…
– У вас знакомые среди футболистов есть?
– Нет, вообще никого из них не знаю.
ЖЕЛАЮ СБОРНОЙ РОССИИ ПОЛУЧШЕ ТРЕНИРОВАТЬСЯ
– Вы болельщик заядлый?
– В основном смотрю матчи сборной. А за чемпионатом России особенно не слежу. Может, когда завяжу со спортом, то буду следить.
– Не понимаю, в чем взаимосвязь.
– Соблюдаю режим. В 10, максимум в 11 часов ложусь. Если даже не сплю, то в кровати нахожусь точно. Поэтому не успеваю матчи смотреть – бывает, игра начинается в двенадцать или полдвенадцатого, поглядеть хочется, а нельзя. Режим. А вот после спорта, может, и российскую лигу смотреть начну.
– А сами играть в футбол любите?
– Да. Хотя нам Эцио запрещает – говорит, можете травмироваться и из-за этого не поехать на соревнования. Так что я давно не играл.
– Вы же болеете за "Реал", правильно?
– У меня два клуба любимых, но они враги между собой. "Реал" и "Барселона".
– А как же ФК "Автозапчасть" из Баксана?
– Ха-ха, что-то давно за ней не слежу.
– За кого же переживаете во время испанского класико?
– Да без разницы, кто выиграет. Главное, чтобы был красивый футбол.
– Закрывая футбольную тему: на правах олимпийского чемпиона, что хотели бы пожелать сборной России по футболу?
– Чтобы они получше тренировались. И смотрели на других футболистов, как они играют. Сколько бы денег ни получали иностранцы, хоть миллиард, хоть два – все играют. А нашим, такое ощущение, главное – деньги получить, а результат не нужен.
– То есть деньги всех испортили.
– Получается, что да. Столько денег получают – а игру не показывают. Знают, что хоть выиграют, хоть не выиграют чемпионат Европы – разницы нет, все равно будут получать столько же.
– А вас деньги не испортят? Сейчас, после золотой медали, они появятся.
– Надеюсь, что нет. Я не любитель наглости. Мне лучше скромно посидеть где-то в уголке.
БРАТУ ПРИСНИЛОСЬ, ЧТО У МЕНЯ СЕРЕБРО
– Галстян говорил, что уже в девять лет знал, что станет олимпийским чемпионом. Когда предчувствие впервые появилось у вас?
– Со мной по-другому. Для меня в 22 года стать чемпионом России по дзюдо, где конкуренция выше, чем в самбо, было фантастикой. Помню, перед соревнованиями просматривал диски – и восхищался, какие они, броски в дзюдо. В тот момент казалось, даже это непреодолимо. А уж чтобы олимпийским чемпионом стать…
– Но все же ваша мечта сбылась. Какая следующая?
– В спорте олимпийское золото – максимально возможная вершина. О чем мечтать дальше? Даже не задумывался над этим вопросом.
– На следующий олимпийский цикл пойдете? Или, может быть, смените весовую категорию?
– Чтобы переходить в другую категорию, придется потратить два года минимум. Плюс надо еще рейтинг завоевать. Так что смысла вообще не вижу. А буду ли бороться? На данный момент – собираюсь. Пока здоровье есть. А когда перестанет получаться и молодые начнут у меня выигрывать – тогда задумаюсь.
– Кому посвящаете победу?
– Прежде всего родителям. И нашей стране, на которую захотели надавить психологически. Но ничего у них не получилось. Уверен, это не последняя золотая медаль.
– Расскажите про город, в котором вы родились.
– Это Баксан, в Кабардино-Балкарии. Город маленький, население меньше пятидесяти тысяч. Сейчас там живут мои родители. А я больше десяти лет назад переехал в Краснодарский край, выступаю за него. Сейчас живу и тренируюсь в Армавире. В Баксане теперь бываю редко. У меня самые лучшие условия. Они делают все, чтобы у нас развивался спорт. Министр спорта наша – самый лучший министр спорта в России, сто процентов!
– Огласите фамилию.
– Людмила Александровна Чернова. Она тоже олимпийская чемпионка, по легкой атлетике. И губернатор нас тоже всегда поддерживает.
– В Армавире на матчи футбольного "Торпедо" не заглядывали? У этой команды еще тренер такой заметный был…
– Карпин! Нет. Я дома бываю пять дней в месяц. Постоянно на сборах. На футбол ни разу не попадал.
– И слава богу. А правда, что в детстве вы скрывали от родителей, что пошли заниматься самбо?
– Да. Родители запрещали: мол, учеба на второй план уйдет, забросишь. Пришлось тренироваться втихаря. Но длилось это недолго. Через месяц надо было ехать на соревнования. Пришлось рассказать…
– Ваш папа – дальнобойщик, верно?
– Это старая информация. Так раньше было.
– Во время церемонии в Доме болельщиков вас связали по скайпу с родителями. И вы сказали, что отец только золота от вас требовал.
– Было так. Где-то полгода назад брат говорит: "Мне приснилось, что ты вторым стал на Олимпиаде". Я отвечаю: "Да уж, хорошо бы было!" А отец одернул: "Какое второе место! Только золото, и все!" Вообще серебро не признавал. Но вы знаете что хочу сказать – я с самого утра ощущал себя очень спокойным. Волновался совсем чуть-чуть. Как будто чувствовал, что смогу победить.
ВЫБИТЫ СУСТАВЫ НА ЛЕВОЙ КИСТИ, СВЯЗКИ НАДОРВАНЫ
– Ваш тренер Рудольф Бабоян рассказывал, ваша дурная черта – перебарщиваете с тренировками и порой загоняете себя перед важными стартами. Как боролись с привычкой перед Играми?
– Я с этим не борюсь. Просто тренируюсь. А Рудольф Михайлович все время останавливает, чтобы отдыхал, когда нельзя переусердствовать. Перед Олимпиадой работали по специальному плану. Провели сбор в Португалии.
– Какой поединок на Олимпиаде дался сложнее всего?
– Первый. Даже и не знаю, почему. С этим соперником (голландцем Мореном. – Прим. "СЭ") я много раз боролся, и он всегда действовал одинаково, в правую сторону. А тут вдруг взял да и перестроился. Пока я понял, чего он пытается добиться, время уходило. Вымотался эмоционально – а когда нет эмоций, то устаешь и физически. Ту схватку я выиграл изначально, просто соперник все время атаковал – и тоже уставал. Просто обычно я побежал его "чисто", а здесь не получилось.
– В дальнейших схватках вам несколько раз попадали в глаз. Как считаете, целенаправленно?
– Не-не-не. И кореец, и казах так сделали ненамеренно. Просто в схватках бывают случайности.
– На финал вы выходили с повреждением руки. Что случилось и повлияло ли это на схватку?
– У меня выбиты суставы на левой кисти, связки чуть-чуть надорваны. Без тейпа не держится, выскакивает. Чтобы избежать ситуаций, когда в схватке вдруг не смогу произвести какой-то бросок, я зафиксировал кисть.
– Вам через боль пришлось бороться?
– Когда так делаешь, боли нет. А вот когда я кисть повредил, было больно. Она у меня выскочила и моментально обратно встала в схватке. А у нас же нельзя пойти ко врачу замотать – разве что когда кровь идет. Если же без крови идешь к доктору, то сразу снимают со схватки, ты проиграл. Так что мне пришлось с такой кистью дальше бороться. Правда, проиграл. Но доборолся.
– Соперник по финалу, казах Сметов, на семь лет моложе вас, но в концовке вы были гораздо бодрее. Тренер ваш даже сказал: "Беслан и после схватки мог бы еще бегать и бегать". В чем секрет?
– Знал, что он после третьей минуты устает, а вот в первые три – очень сильный. Поэтому попытался сбивать его первые атаки и побороться так, чтобы меня не наказали. А через три минуты почувствовал, что он устал и просто делает вид, что борется. Я видел все: что он сделал, что он собирается сделать.
И все же мне повезло, что в дополнительное время я смог провести бросок. Но поймите: это же не человек с улицы пришел на татами. Это действующий чемпион мира. Он даже если устал, мог бы бросить.
– Вы готовили решающий бросок или он получился спонтанно?
– Нет, просто так сложилось по ситуации. На автомате. Что за бросок? Да подсечка по-моему. Я даже не понял, как все произошло.
ЖАЛЬ ИСИНБАЕВУ, НО, НАВЕРНОЕ, ТАКОВА СУДЬБА
– На что собираетесь потратить премиальные за победу?
– Пока не думал. Потому что пока ничего не получил! – рассмеялся Мудранов.
– Вы известный любитель быстрой езды. А как известно, нашим олимпийским чемпионам всегда дарят автомобили. Какую машину попросили бы вы?
– Я, конечно, автомобили и правда люблю. Но насчет этого не задумывался.
– До последнего существовал большой риск, что от Игр отстранят вообще все виды спорта, всю Россию. Такая близкая уже мечта об Олимпиаде могла испариться. Как вы это пережили?
– Наша сборная вообще не сомневалась, что нас допустят. Эцио все время нас настраивал на позитив. Он каждому послал смс: чтобы настраивались на участие. Более того, только на золото. Было бы несправедливо со стороны МОК отстранять всех, кто вообще никак не причастен к допингу. А убрать целую страну – вообще просто невозможно.
– Можете поставить себя на место Исинбаевой?
– Мне ее очень жалко. Двукратная олимпийская чемпионка, она четыре года потратила на подготовку к Олимпиаде. И вдруг раз – за два-три месяца ее отстранили. Но, наверное, такова судьба.
– Сборная по дзюдо лишь 14 августа вернется в Москву. Для вас лично соревнования завершены – чем собираетесь заниматься все оставшееся время? Куда пойдете погулять?
– Я в Рио в пятый раз. Так что даже и не знаю. На самом деле, мне будет гораздо приятнее целый день в зале находиться и болеть за наших, чем по Рио гулять.