9 августа 2016, 20:30
Дмитрий ЗЕЛЕНОВ из Рио-де-Жанейро
Когда поединок Яны Егорян и Софьи Великой достиг кульминации, в фехтовальном зале, замершем в молчаливом ожидании, вдруг тихонько заиграла музыка – точнее ее отзвуки. Работники стадиона переглянулись. Я увидел бразильских волонтеров, прильнувших к экранам в подтрибунных помещениях, и все стало ясно. В здании соседней арены на полную мощь играл гимн Бразилии – на высшей ступени пьедестала там стояла дзюдоистка Рафаэла Силва. Несколькими минутами ранее она победила в весовой категории до 57 килограммов.
Наутро портрет темнокожей девушки, широко улыбающейся брекетами в бразильских цветах, попал на первые полосы главных национальных газет. Рафаэла Силва стала героем Бразилии, затмив в этот день все и вся – футболистов, кризис в стране, битву гигантов в медальном зачете.
Рио просыпался, ехал на работу и читал историю 24-летней дзюдоистки – в метро и автобусах, в кафе и парикмахерских, в офисах и на складах. Ее имя летало от дома к дому, от района к району – из Копакабаны в Ипанему, из Ипанемы на холмы фавел, с холмов – на север к Маракане и на запад к Олимпийскому пару. А громче всего это имя звучало в Городе Бога – фавеле, прославленной одноименным фильмом. В этой фавеле Рафаэла родилась и выросла.
Хорошо, когда в семье есть девочка, говорят в Бразилии, – она всегда будет с родителями. Плохо, если в семье только одна девочка – родители состарятся и будут зависеть от чужих людей, родни мужа дочери. В семье Луиса и Зенилды родилось две девочки – Рафаэла и Ракел.
В Городе Бога развлечений мало. Для ребенка, а тем более для девочки на жизненном пути расставлена целая куча ловушек, каждая из которых ведет в тупик. Тупики эти зовутся наркотиками, проституцией, бандами, тюрьмой. Когда соседи видели, как пятилетняя Рафаэла возятся в какой-нибудь луже с другими сорванцами, они сочувствовали Луису с Зенилдой. Жди беды, когда девочка хочет быть похожей на мальчика.
Спасением в таком случае может быть только спорт. И если уж Рафаэла так любит бегать с ватагой мальчуганов, пусть играет в футбол. Она и играла. Целыми днями напролет, пока над фавелой не сгущалась темнота. А когда соседи стали жаловаться, что девочка, как только ей что-то не нравится, разбивает носы их мальчикам, родители отдали Рафаэлу в секцию дзюдо, как раз открывшуюся рядом с Городом Бога в рамках программы социальной адаптации трудных детей. Туда уже несколько лет – и небезуспешно – ходила ее старшая сестра Ракел.
Неизвестно, чем бы это все закончилось, если бы девочек на одном из занятий не увидел известный тренер Жералду Бернандеш. Он разглядел в агрессивных подростках талант, и взял их под свою опеку.
В Городе Бога на увлечение сестер поглядывали с недоверием. "Какой стыд для семьи", – шептались соседи и снова сочувствовали Луису с Зенилдой. Над девочками смеялись и кричали вслед обидные вещи подросшие мальчики. Правда, со временем, смеяться стали уже за спиной – чем старше Рафаэла и Ракел становились, тем меньше людей хотели с дзюдоистками связываться.
– Я знаю, многие считали позором то, что мы занимается дзюдо, – сказала Рафаэла после своей победы. – Меня эти разговоры всегда злили, хотелось им ответить всем. Но тренер говорил, чтобы я ответила своими победами. Теперь я показала, что ребенок из фавелы может стать чемпионом. Для этого нужно упорство и немного удачи. Нужно встретить правильных людей на своем пути.
Но даже профессиональная карьера дзюдоистки не является гарантией спокойной жизни. Фавела есть фавела. Ракел в 15 лет забеременела – не по своей воле, и 12-летняя Рафаэла долгое время помогала сестре скрывать это от тренеров и от родителей. Обладавшая огромным потенциалом Ракел продолжала ходить на тренировки до тех пор, пока тайное не стало явным даже постороннему человеку. Она боялась подвести тренеров, которые так на нее рассчитывали, но конкретного плана у нее не было – она просто тянула время. Уж очень не хотелось снова вызвать сочувствие у соседей.
Несмотря на море слез, Ракел решила рожать. Сегодня ее дочери 10 лет.
Ракел считалась более перспективной спортсменкой, но после беременности она на два с половиной года выпала из тренировочного процесса. Все усилия наставники теперь направили на Рафаэлу.
За короткое время из нее сделали настоящий бриллиант. В 16 лет она выиграла несколько этапов Кубка мира, в 18 – стала второй на пан-американских Играх. А в 20 поехала на Олимпиаду.
Первая попытка реализовать свою олимпийскую мечту провалилась. В Лондоне молодая и агрессивная Рафаэла не справилась с собственными эмоциями. Уже во второй схватке ее дисквалифицировали за использование запрещенного приема в поединке с дзюдоисткой из Венгрии Хедвиг Каракаш. Рафаэла в слезах поехала в гостиницу, где зачем-то открыла социальные сети. Одно из первых сообщений было таким:
"Эй, обезьяна, твое место в клетке!".
Рафаэла ввязалась в переписку – ответила всем обидчикам так, как привыкла, не выбирая выражений. Предложила каждому "убиться об стену", это если переводить на литературный русский. Переписка попала в федерацию дзюдо, и Силву дисквалифицировали за неэтичное поведение. Учитывая то, что сначала имела место провокация, срок был символичным, но спортсменка все равно была в ярости. В тот день, когда было принято решение, она решила бросить дзюдо.
Тренер, родители и сестра потратили немало дней, прежде чем уговорили Рафаэлу остаться.
Здесь, в Рио, в четвертьфинале она вновь встретилась с венгеркой. Круг замкнулся, шанс, упорхнувший от нее два года назад, предстал в том же самом виде. Теперь никаких запрещенных приемов – Рафаэла победила и ее, и следующих соперниц. Победила без всяких вопросов и осчастливила свою огромную страну.
– Мне говорили, что мое место в клетке с обезьянами, а я доказала, что мое место – в спорте, – сказала Рафаэла после победы. – Я горжусь тем, что сделала для своей страны, для своих друзей, для того места, где я выросла. Я всегда любила лазать по стенам с другими ребятами, забираться на крыши и запускать воздушных змеев. Я надеюсь, что моя победа вдохновит детишек из самых разных уголков Бразилии, какими бы бедными они ни были. Я хочу, чтобы дети смотрели вверх, в небо, и стремились к своим мечтам.
Эти августовские дни навсегда войдут в историю всех членов семьи Силва. Дни, когда соседи в Городе Бога больше им не сочувствуют.