11 февраля 2014, 21:59
СОЧИ-2014
Гонку преследования выиграла белоруска Дарья Домрачева, прошедшая дистанцию с неприличной скоростью. Россиянки на этот раз остались без медалей.
Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ
из Красной Поляны
Мужской лыжный спринт, завершившийся за пару часов до женского биатлонного преследования, погрузил в депрессию. Четыре года адской работы, удачная квалификация, четвертьфинал, полуфинал. А в финале тебе под ноги падает кто-то в белом. Ты кувыркаешься, вырываешься из всего этого Содома, но ломаешь палку, а подать новую некому. За что, боги и дьяволы?!
И ведь в биатлоне падают точно так же. Трещат приклады, лыжи, палки, судьбы. Одна ошибка, причем не всегда твоя, – и здравствуй, обочина.
Развивая мысль, собрался было написать, что жесть заключалась для нас не только в этом. Что была сегодня у России надежда – Вилухина, но была, увы, в единственном числе. И что это мало, очень мало для домашней Олимпиады, – иметь в преследовании одну лишь беззащитную российскую претендентку среди своры голодных соперниц. А потом подумал: почему одну-то? Романова отставала от первого стартового номера на 47 секунд, Зайцева – на минуту десять. Что мы, минуту десять никогда не отыгрывали?
Когда-то отыгрывали. Теперь нет.
Лидер Настя Кузьмина стартовала спокойно, даже меланхолично. Все, от 2-й Вилухиной до 28-й Зайцевой, отъели у нее на первом круге по 6, 7, 9 секунд. И гордились собой, должно быть, потому что из двадцати первых номеров промазали единицы. Это позволило Домрачевой после первого рубежа догнать Кузьмину, а Вилухиной – максимально к ней приблизиться. Гонка покатила дальше, обозначив тренд: все лучшее, нервное, страшное еще впереди.
Вторая стрельба расфасовала гонщиц куда пристрастнее. Из тех, кто котировался в медальном отношении, промахнулись Кузьмина, Вита Семеренко, Вилухина. Но не Домрачева. И это прозвучало для остальных сообщением о ядерной угрозе. Если каток способен набрать скорость, его нельзя остановить. Если Домрачева начинает попадать, держите ее семеро, – все равно затопчет и ускачет.
Глаза еще успели отметить, что где-то там, в глубоком тылу, с двумя нулями обозначает присутствие в ней жизни Зайцева. Но затем глазам, да и мозгам тоже стало не до этого. Домрачева, выигрывая после второго рубежа у француженки Бесконд 15 секунд, к середине третьего круга увеличила этот отрыв ровно вдвое. И это была уже не угроза, а натуральная ядерная бомбардировка. Попав под которую, Вилухина с более чем минутным отставанием проследовала на 18-ю позицию.
Все стало ясно. Шьорт побьери, доннерветтер, ха-ха-ха. Наши – обычные люди. Домрачева – ужас, летящий на крыльях ночи.
На третий рубеж она пришла одна, как перст. Попала пять из пяти. Ушла. За этот промежуток времени отрыв в десять световых лет не стал меньше. И если бы Домрачева вдруг закурила на трассе, это вряд ли бы значительно ей помешало. Впрочем, Дарья не курит.
Последний огневой рубеж не изменил для нас и для Домрачевой ничего. Зайцева и Вилухина были меткими, а некоторые другие еще и быстрыми. Они поделили между собой что-то, что не сожгла напалмом белорусская гонщица. Пришли к финишу в гоночном месиве. Валя сменила Виту. Тора сбросила с телеги Настю и Габриэлу. А Зайцева вместе с норвежкой Флатланд и Хрусталевой из Казахстана сформировали тройку, миновавшую преследование без единого промаха.
И еще о Зайцевой. Давайте на секунду забудем о ее возрасте, странных французских лыжах и абсолютной скорости. Вы представляете ее, часто отстраненную, почти холодную, да? Вы требуете от нее побед. Но любой спортсмен, не только Зайцева, устроен таким образом, что не может исторгать из себя победы. А может лишь оставлять на дистанции силы. Все – или часть.
Ольга в среду стартовала в конце третьего десятка. Пронеслась по сочинским горам с шестым в гонке временем хода. Попала двадцать из двадцати. А после финиша упала. Скорчилась, отвернулась от всех, насколько это вообще возможно в финишной зоне. И принялась рожать на свет дикий крик. Он вываливался на снег через открытый рот, он не мог больше сидеть у нее внутри. Зайцеву трясло и гнуло. Она не думала в тот момент, что есть ее проигрыш – вина или беда. И чьи они, эти вина с бедой, – она тоже не думала. Все, что ей хотелось, – просто вернуть себе жизнь.
Знаю, такие разговоры в пользу бедных. Но даже футбол, где цинизма и черствости через край, прощает проигравших за борьбу, искренность и волю. Давайте признаем за нашими хотя бы это право. Они десятки раз в год умирают и воскресают на трассах. Остальное от них почти не зависит.
Вернемся, однако, к прозе. Нельзя сказать, что две лучших россиянки были медленными. Напротив, на четвертом круге, где многие берегли дыхание перед последней стрельбой, Зайцева показала 4-й ход, Вилухина – 10-й. Романова, на всякий случай, 14-й. Шумилова – 20-й. Бяка в том, что медали выигрываются на пятом, решающем круге. То есть там, где серебряная Тора Бергер и бронзовая Тея Грегорин просто размазали всех по горам тонким слоем. Еще пуще махала конечностями канадка Зина Кочер, занявшая 25-е итоговое место. Что ее гнало вперед? Ведь есть же известная нам тактика: не пошла гонка – суши весла!
Вилухина и Зайцева посоперничать на пятом круге с канадкой, норвежкой и словенкой не смогли. Про Романову и Шумилову говорить излишне. Скажу лучше о себе. Жду появления в заявке одной из сочинских гонок Подчуфарову. Хуже не будет. А для самой Подчуфаровой так и лучше.
Почти последнее. Микст-зону своим минутным присутствием почтила из четырех россиянок только Шумилова. Хотя, если биатлонный пресс-центр переполнен (стульев во вторник здесь хватило далеко не всем, не говоря уж про столы), от спортсменок явно ждут другого. Можно ли что-то с этим поделать? Простого ответа не существует. Ясно лишь одно: ваши ожидания побед и интервью – это ваши проблемы.
...Сразу после награждения на "Лауру" упал жестокий туман. Лишний раз напомнив: в нем наш биатлон на этой Олимпиаде пока и находится. Кругом не то чтобы совсем сумеречно. Но и не светло.
Олимпийские игры. Сочи. Женщины. Гонка преследования 10 км. 1. Домрачева (Белоруссия) – 29.30,7 (1 штрафной круг). 2. Т. Бергер (Норвегия) – отставание 37,6 (1). 3. Грегорин (Словения) – 41,1 (1). 4. Соукалова (Чехия) – 47,6 (1). 5. Вал. Семеренко (Украина) – 52,9 (1). 6. Кузьмина (Словакия) – 58,4 (2). 7. ВИЛУХИНА (Россия) – 1.02,2 (1)... 11. ЗАЙЦЕВА (Россия) – 1.12,8 (0)... 23. РОМАНОВА (Россия) – 2.24,4 (2)... 47. ШУМИЛОВА (Россия) – 5.03,5 (3).