Заявление Ольги Зайцевой после смешанной эстафеты о том, что ее тренер Вольфганг Пихлер больше не влияет на принятие ключевых решений в сборной России, заставило вспомнить о сложной структуре управления нашей командой. С кого мы сможем спросить после окончания пока что не слишком успешной для наших биатлонистов домашней Олимпиады?
Дмитрий СИМОНОВ
из Красной Поляны
В декабре после этапа Кубка мира в Хохфильцене я приехал в Пльзень на футбол. В холле гостиницы, где ЦСКА поселился перед лигочемпионским матчем с чешской "Викторией", мы столкнулись с Леонидом Слуцким. Узнав, что я с биатлона, главный тренер армейцев просиял. Выяснилось, что он обожает этот вид спорта, старается не пропускать телетрансляции и хорошо в нем разбирается – на уровне болельщика, конечно. Мы разговорились о невероятном Фуркаде, нестабильном Шипулине и нынешних принципах управления биатлонными командами в родном отечестве.
– Вот вы, Леонид Викторович, представьте, – начал я. – Допустим, вы тренируете русскоязычную диаспору футболистов ЦСКА – Акинфеева, Игнашевича, Дзагоева, братьев Березуцких. Другой специалист – условный Хуанде Рамос – готовит к матчам Тошича, Думбья, Хонду и прочих легионеров. У каждого игрока – личный наставник. Плюс над вами старший тренер Александр Бубнов, а еще выше – государственный тренер Анатолий Бышовец. Кого выпускать в основе, решается на совете. Интересно, что у ЦСКА получилось бы в такой ситуации?
Слуцкий промолчал.
Футбол, конечно, не биатлон. А догм в спорте, как и в жизни, не так много. Практически любая система управления имеет право на жизнь, если она приносит результат. Увы, если отталкиваться от медалей в Сочи, российский подход пока выглядит не слишком эффективным. Две эстафеты еще способны изменить впечатление, но пока что вспоминается лишь пословица про дитя семи нянек. А с одним глазом в биатлоне трудно прицеливаться и стрелять.
Истерика Зайцевой ("Вот такая у нас волшебная система, непонятно, на ком ответственность, а виноваты всегда спортсмены!") – одно из доказательств того, что не все принимают новые принципы управления. Которые, к слову, за последнее время уже дважды менялись.
ВОЖАКИ И ВОЗВРАЩЕНИЕ СЕЛИФОНОВА
В русском биатлоне незыблемы лишь две величины – им управляют президент СБР Михаил Прохоров и его правая рука, исполнительный директор Сергей Кущенко. Правда, в отношении команды на Олимпиаде они ведут себя иначе, чем четыре года назад. В Ванкувере Прохоров и Кущенко постоянно общались с тренерами, а журналисты после завершения гонок устремлялись за комментариями именно к этим руководителям. Сейчас Прохоров и Кущенко публично практически не высказываются. Хотя, не исключено, что их решение уйти в тень и глядеть на гонки с верхнего этажа стадиона связано с желанием снять лишнее давление с команды.
После провала на чемпионате мира-2013 в Нове-Место многие предрекали отставку тренера женской сборной Вольфганга Пихлера, но принятое решение оказалось половинчатым. Пихлер остался, но ему урезали полномочия. С должности старшего тренера женщин перевели в просто тренеры. По одной из версий, чуть ли не важнейшим фактором, спасшим немца от отставки, стала позиция Ольги Зайцевой, которая была довольна сотрудничеством с иностранным наставником. Существовала вероятность того, что мэтр затаит обиду на наше биатлонное руководство, но Пихлер, по крайней мере прилюдно, излучал позитив и заинтересованность в достижении результата совместными усилиями.
Старшим тренером женской сборной стал Александр Селифонов, отставленный после Игр-2010, где российские девушки взяли золото эстафеты и серебро масс-старта. "Мы все будем решать вместе, – сказал тогда Сан Саныч в интервью "СЭ". – Но, конечно, я буду вносить коррективы, если меня что-то не будет устраивать. Уверен, совместная работа с Пихлером принесет результат. У нас одна цель! Может, будем работать двумя группами: одну буду возглавлять я, другую – Пихлер".
КОНКУРИРУЮЩИЕ ГРУППЫ И ТРЕНЕРСКИЙ СОВЕТ
Однако вскоре выяснилось, что на деле Селифонов превратился в посредника между двумя группами спортсменок, одну из которых возглавил Пихлер, а другую – приглашенный с Украины Владимир Королькевич. Биатлонистки получили возможность выбора, с кем из тренеров им работать. В итоге группу Королькевича составили Ольга Вилухина, Ирина Старых, Валентина Назарова, Екатерина Юрьева, Марина Коровина, Ольга Подчуфарова и Анастасия Загоруйко. Группу Пихлера – Ольга Зайцева, Екатерина Глазырина, Екатерина Шумилова, Светлана Слепцова и Яна Романова.
Кроме того, был сформирован тренерский совет из восьми человек – вече для принятия важных кадровых решений. Великолепную восьмерку составили Виктор Майгуров (вице-президент СБР по спорту высших достижений, причем при равенстве голосов в совете мнение Майгурова считалось за два и приносило победу), Владимир Барнашов (государственный тренер), Александр Селифонов (старший тренер женской команды), Вольфганг Пихлер и Владимир Королькевич (два руководителя тренировочных групп), а также Николай Лопухов (старший тренер мужской команды), Валерий Польховский (советник президента СБР) и Александр Касперович (тренер резерва).
ОТЪЕЗД СЕЛИФОНОВА И ВЗЛЕТ КОРОЛЬКЕВИЧА
Эта конфигурация просуществовала лишь до конца декабря прошлого года. Селифонов по-прежнему значится на сайте СБР как старший тренер, но в действительности уже не работает. На Играх-2014 его нет. По официальной декабрьской версии, "уехал просматривать резерв на Кубок IBU". Да так и не вернулся. Неофициальные источники говорят про некий конфликт внутри штаба.
Что означает отсев Селифонова? Это как если бы в хоккее за полтора месяца до старта Игр убрали из сборной Зинэтулу Билялетдинова и поставили на его место кого-то из ассистентов, допустим, Валерия Белоусова. Впрочем, учитывая итоговый результат хоккеистов, от такой перестановки вряд ли стало бы хуже.
После очередной рокировки наверх выбросило Королькевича. О его назначении старшим тренером женщин на Играх в Сочи было объявлено 22 января, хотя де-факто он начал исполнять обязанности раньше. Так был нанесен еще один удар по былому могуществу Пихлера. По сути, он теперь имеет косвенное влияние на спортсменок. Биатлонистки продолжают заниматься по его конспектам, но, получается, уже под надзором Королькевича. И голос Вольфганга окончательно превратился, по сути, в совещательный, а не командирский. Очевидно, что перемены не пришлись по душе и Зайцевой. У Вольфганга забрали часть рычагов для того, чтобы лоббировать интересы подопечной.
Тем не менее говорить об "отстранении" Пихлера неправильно. Он сохранил работу, просто проиграл в борьбе за власть. Зайцева на эмоциях после неудачной гонки запуталась в словах и неправильно выразила мысли. Немецкий тренер по-прежнему на Олимпиаде, он продолжает работать в команде и непосредственно с Ольгой. Он – часть сборной России. И, к примеру, перед женским спринтом я видел его на стрельбище с ноутбуком, где была отнюдь не компьютерная игра, а расклады по функциональному состоянию спортсменок и стрельбе.
ВЫБОР ШИПУЛИНА
В мужской сборной, которая от и до готовилась под началом Лопухова, все понятнее и проще. Но и там есть свой скелет в шкафу. Перед стартом сезона "на самоподготовку" ушел ведущий спортсмен Шипулин. На деле же под самоподготовкой, как говорят, скрывается Валерий Польховский. Ситуация напрягает и Шипулина, и Лопухова. Тренер сожалеет о выборе, сделанном единственным за четыре года российским медалистом чемпионатов мира, и считает, что под его началом Антон стал бы триумфатором Сочи. Антон парирует: "Каждый вправе высказывать мнение, но я так не считаю". В отличие от Зайцевой, которая как женщина имеет право бить посуду, Шипулин не выносит в публичную плоскость внутренние противоречия.
В результате в сборной России сложилась уникальная ситуация. Есть два старших тренера, но в то же время два ведущих спортсмена занимаются у других специалистов. Более того, у женщин по ходу сезона несколько раз менялись начальники, и конкуренция между разными группами подготовки не всегда шла на пользу.
…Вполне вероятно, причины неудач нашей команды еще глубже или лежат совсем в другой плоскости. Но версия об управленческих просчетах тоже имеет право на жизнь. Разные тренировочные группы во время подготовки Сочи-2014 работали в наших сборных по многим видам спорта. Но только в биатлоне все это приобрело такие причудливые формы.
327669
молодец............гестаповец
22.02.2014
чимуренга
Эстафкту откомментировать не забудьте , идейные пораженцы.
21.02.2014
Sandro-Nec
Зайцеву - в тренеры сборной России!
21.02.2014
Далай-лама
Можно подумать, в других командах допинг никто не принимает, просто не раскрывают секреты своей фармакологии, а в связи с общим развалом в стране у нас она просто отстала. Странным также кажется большое количество "астматиков" в других сборных. Хотя без суперталанта и трудолюбия никакой допинг не поможет.
21.02.2014
sergio
только вот мир сильно изменился за последние двадцать лет ... а многие еще живут представлениями, как мы всех драли в 70-80 годы ... что в хоккее, что в биатлоне ... и очень многие сожалеют о том, что нельзя тоже самое сказать про футбол ... ну не драли никогда, что поделаешь ... а нет, все таки драли - но это было еще раньше ...
21.02.2014
sergio
Сергей1979 21 Февраля 2014 | 13:02 да кто бы спорил ... он конечно лучший ... заставлять умеет ...
21.02.2014
Сергей1979
чимуренга 21 Февраля 2014 | 13:02, Президентом РСБ,а не тем,про которого вы подумали,уважаемый.
21.02.2014
Сергей1979
чимуренга 21 Февраля 2014 | 13:02, Давай давай,тоже не отставай.
21.02.2014
Сергей1979
21 Февраля 2014 | 12:56, Не факт,что если бы они остались,также прогрессировали.Может поэтому и победили,что доказать хотели,мотивация была. А насчет Тихонова,я не знаю кто там что подписывал,только поверь,дружок,Тихонов получше разбирается в биатлоне,чем Мишаня Прохоров.Он мужик,с характером,заставил бы всех бегать и работать.
21.02.2014
чимуренга
Сергей1979 :"Александра Тихонова нужно назначить президентом". Это диагноз. Но пиши ещё :))
21.02.2014
Сергей1979
Зайцеву закормили,та аж на радостях,от мужа к любовнику с ребенком убежала.Знаю,некрасиво такое писать.Но бесит,просто бесит весь этот цирк.
21.02.2014
sergio
Сергей1979 21 Февраля 2014 | 12:54 да-да, именно Тихонова ... документы о смене гражданства Кузьминой и Домрачевой он подписывал, пусть и отвечает теперь за четыре золота ОИ ...
21.02.2014
Сергей1979
Александра Тихонова нужно назначить президентом,чтобы разогнал вся эту шоболу, Кущенко,Байдина,Губерниев.
21.02.2014
Сергей1979
Зажрались. Биатлон похерили наш. Зато Пихлеру благополучную старость обеспечили,давайте хоть за него порадуемся. Слепцовой уже и не надо ничего,Миша ей блинную купил.))
21.02.2014
sergio
Сэр Майкл 21 Февраля 2014 | 11:43 Категорически поддерживаю. Прохоров начал процесс с детских школ, т.к. во взрослом биатлоне все уже было развалено до него: в Ванкувере законным было только золото в женской эстафете, добытое старой гвардией ... шальное золото Устюгова - не в счет, его последующие результаты показали случайность успеха ... кстати, в мужской команде дела не намного лучше обстоят - снизу тоже практически никто не подпирает сборников ... -- Док. 21 Февраля 2014 | 11:42 Согласен, пример отличный: наличие свадебных генералов бессмысленно ... А Мутко здесь вообще ни при чем ... он вообще главный свадебный генерал ...
21.02.2014
Сэр Майкл
Вся эта "шобла" действительно получает нехилые деньги. Но не за счет пенсионеров, инвалидов, образования и пр, как в других видах, например во всеми "любимом" футболе в половине команд "вышки" и во всех ниже. Это деньги Прохорова. По вопросу их происхождения истерить надо на других ветках, здесь речь идет о том, что он не смог наладить эффективную систему управления и подготовки спортсменов высокого класса. Но все напрочь забывают, что большая часть его денег ушла в создание ну оччень дорогостоящих специализированных биатлонных центров. А это - не , там стрельбище, безопастноть (зеваки всякие, любопытные, люди с оружием, ответственность за каждый патрон и пр.). И вот это в конце концов даст свои плоды. За 6 лет можно построить стадионы и трассы к Олимпиаде, но нельзя с нуля вырастить олимпийского чемпиона. Тем более, и Прохоров об этом говорил, вся "молодежь" заколота напрочь, ее нельзя было выпускать никуда, где есть хоть какой-то допинг-контроль. И это тоже причина, что за 6 лет не появилось практически новых имен, их "чистить" надо всех, а это - годы. Вот такие "пироги" в биатлоне. Гнать легко, тем более, что сам может бросить все и уйти в любой момент. Только он же не полный идиот, как тут все считают, и содержать тогда наших биатлонистов будем мы. А меня бесит уже то, что на мои деньги содержат наших местных "футболистов" борющихся за право остаться в ... ФНЛ.
21.02.2014
Док
Больше всего понравилось упоминание про Бубнова и Бышовца))! А также удивило - почему нет соплей за Мутко?
21.02.2014
neolinguist
Прохоров умудрился развалить самый благополучный, в плане результатов, вид спорта. Выстроив систему где непонятно с кого спрашивать, а виноваты спортсмены... Так бы и в стране было, полный развал, а виноват народ. Так что голосуем за Прохорова товарищи, он приведет вас в светлое будущее без коррупции=)
21.02.2014
Гаттузо крут!!!
Лопух, Лопух почему молчишь?! Прием. Вопрос, вопрос номер один, один, как слышишь?! Даю ответ на первый вопрос, вопрос.... ...всех в вет. лечебницу и усыпить вместе с Псом!
21.02.2014
чимуренга
MVD1969: "Учитывая атмосферу в нашей биатлонной организации, а также замшелость и внезапность появления допинга, появляются мысли о том, как появился допинг в пробах Юрьевой и Старых". :)Уморил рассказом "из санок".
21.02.2014
edka72
MVD1969 21 Февраля 2014 | 08:16 Вчера Иванова (из санок) рассказывала, как на юношеских соревнованиях ее конкурентки сговаривались подсыпать ей допинга. Учитывая атмосферу в нашей биатлонной организации, а также замшелость и внезапность появления допинга, появляются мысли о том, как появился допинг в пробах Юрьевой и Старых. Похоже, что самое обидное, что здесь гадили свои. ______________ Допинг, на котором попались наши, нельзя подсыпать. Он вводится внутривенно. Но это так, к слову.
21.02.2014
Lesha85
ержан21 Февраля 2014 | 05:59 Добрый день! Королькевич обязан был уйти сразу после обнаружения допинга у его подопечных, Юрьевой и Старых. Иначе возникают вопросы к его компетентности. ______________________________________________________ ___ Я сильно сомневаюсь, что указанные биатлонистки употребляли допинг и знали об этом. Тут дело не чисто.
21.02.2014
LexSM
Барнашов проиграл всё что можно...Пора освободить место.
21.02.2014
MVD1969
Вчера Иванова (из санок) рассказывала, как на юношеских соревнованиях ее конкурентки сговаривались подсыпать ей допинга. Учитывая атмосферу в нашей биатлонной организации, а также замшелость и внезапность появления допинга, появляются мысли о том, как появился допинг в пробах Юрьевой и Старых. Похоже, что самое обидное, что здесь гадили свои.
21.02.2014
Лютик
Да и спортсмены подавляющего большинства стран в практически любом виде спорта, полагаю, пищали бы от восторга, если бы их под крыло Прохоров взял. А нашим, оказывается, он мешает.
21.02.2014
Лютик
Наверное, всё сказано и правильно, но вот слов Зайцевой о непонятной системе управления биатлоном, которая, видите ли, мешает нашим мегазвёздам забираться на подиум, а сами эти звёзды ни в чём вообще-вообще не виноваты - никогда не пойму. Потому что искренне уверен, что запихни в нашу биатлонную клоаку Фуркада с Соукаловой - всё равно будут всех дрюкать, даже и не подозревая, что им руководство палки в колёса усердно вставляет.
21.02.2014
alexmerkush
Прохорова в топку! А еще в президенты хотел?! Если уж в биатлоне порядок навести не может, что уж там о стране говорить!
21.02.2014
vasili s
Посмотрите, друзья - какие спортсменки побеждают в биатлоне- Домрачева, Бергер и другие. Они тоненькие, сухенькие как былиночки. А у некоторых же команд, в том числе и за которую болеем мы, комплекция биатлонисток такая, как будто они из борьбы сумо. В сборной кто то следит за весом спортсменок(понятно, что сами они этого не делают)? Надо установить жесткие весовые параметры ко всему прочему- не соответствуешь- гуляй лесом.
21.02.2014
bereza63
Допинг проба В в 99 случаях подтверждает результаты пробы А. Поскольку когда ее вскрывать, решает сам спортсмен, думаю, Старых просто запретили делать это до конца Олимпиады во избежание ненужной шумихи.
21.02.2014
hovawart
Кошмар. Это получается, что Прохоров, раз он типа платит бабки, "что хочу, то и ворочу". Так получается? У Абрамовича личная игрушка - Челси, а у Прохорова - весь наш биатлон? Ну что, наигрался? Н-да, надо бы натурализовать Фуркада, Свендсена, Домрачеву - каждому по паспорту и по квартире в Саранске))) Да,vosovets, прав, а еще хотел всей страной рулить...
21.02.2014
ержан
Добрый день! Королькевич обязан был уйти сразу после обнаружения допинга у его подопечных, Юрьевой и Старых. Иначе возникают вопросы к его компетентности.
21.02.2014
xxx5
И вся эта шобла получает зарплату, и не маленькую. А за что ???
21.02.2014
Arbro
Все, к чему прикасается рука любого "эффективного менеджера" превращается в навоз.
21.02.2014
Главврач Маргулис/телевизор запретил
И вся вот эта 3,14здабратия получает зарплаты!!!
21.02.2014
This
Непонятно одно - почему до сих пор не вскрыта вторая проба Старых и Юрьевой на допинг. Ведь если в ней его не обнаружится, девушки могли бы прилететь на эстафету. Даже если они не тренировались, понятно, что они все равно пробегут ее лучше, чем Глазырина и кто там ещё... чего тянуть-то?
21.02.2014
vosovetz
Доруководились... Но, если с Кущенко какой спрос - он отличный менеджер и только, то Прохоров хотел руководить страной. Вот мы бы все набегались и настрелялись тогда...
21.02.2014