17 января 2014, 02:00
В первом из финалов чемпионата Европы Елена Ильиных и Никита Кацалапов проиграли битву за золото итальянцам Анне Капеллини/Луке Ланотте.
Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ
из Будапешта
Большую часть одной из стен пресс-центра в Будапеште занимает огромный оконный проем. За ним – разминочный зал, где фигуристы готовятся к выступлениям. Проем не застеклен так что при желании, встав рядом, можно протянуть руку в “другую жизнь” и даже дотронуться до пробегающего мимо спортсмена.
От разминки к разминке видно, как в фигурнокатательном “зазеркалье” меняется настроение. В первых группах – шутки, улыбки, то и дело кто-либо подходит к барьеру, чтобы обменяться с представителями прессы парой-тройкой фраз, принять в подарок какую-то безделушку. Совсем иное дело – сильнейшая группа. Спростмены и их наставники, оказывающиеся вблизи от проема, даже не поворачивают головы. Если же замечают повышенное к себе внимание, на лицах ощутимо проступает выражение недовольства.
Первые и последние разминки разнятся не только этим. Тем, кто в первых, как правило нечего терять. Они могут позволить себе любые программы и получать от них удовольствие. Иногда эти программы по силе воздействия на зрителя бьют точно в цель и сразу возникает вопрос: ну почему столь роскошных постановок не случается у тех, кто на вершине?
Пальма первенства в постановочном отношении в Будапеште была негласно присуждена Саре Уртадо и Адреа Диасу – первому в истории Испании танцевальному дуэту, выступившему в чемпионатах Европы и мира. Об этом сказала в один из первых тренировочных дней даже Татьяна Тарасова, настоятельно посоветовав обратить на испанцев внимание. Ее чешский коллега и известный в прошлом танцор Ростислав Синицын с такой точкой зрения согласился, заметив при этом, что еще сильнее испанцы нравились ему пару лет назад, до перехода к известным канадским танцорам, а ныне тренерам Мари-Франс Дюбрей и Патрису Лозону.
История возникновения испанской пары стандартна и одновременно уникальна: будущий партнер предложил Саре попробовать кататься в паре в 2006-м, но после этого фигуристам пришлось ждать целых два года пока испанская федерация найдет для них тренера: школы танцев на льду в стране никогда не существовало. Так фигуристы попали к выписанному федерацией в Мадрид Джону Данну, а после его возвращения домой в Великобританию перебрались в Монреаль и стали тренироваться у двукратных вице-чемпионов мира Дюбрей/Лозона.
Еще одна нетривиальная история – англичане Пенни Кумс/Никлас Бакленд. Которым врачи – после страшного падения партнерши в 2008-м вообще категорически не рекомендовали какие бы то ни было виды физической активности, где партнерша рискует удариться головой. Однако именно эта пара – уже под руководством российского специалиста, двукратного олимпийского чемпиона Евгения Платова – произвела в Будапеште фурор, опередив две российские пары из трех. На периодические упреки в том, что дуэт излишне увлечен акробатическим стилем (фигуристы даже привлекли к своей подготовке специалистов смертельно опасного на льду акробатического рок-н-ролла), обычно следует ответ: мы просто не хотим быть, как все.
Стиль “как все” сам Платов описал просто: “Посмотрели друг на друга испепеляющим взглядом, отвернулись, разъехались, бросились в объятия”. И добавил: “Но сейчас-то хочется летать. Как летает та же Лена Ильиных в своем “Лебедином озере”. Это ж классно!”
Вряд ли сильнейшая группа мыслила в Будапеште такими категориями. Слишком велико было напряжение. Даже Катя Рязанова заметила в одном из интервью, что слишком велики ставки.
Просто ставки эти у каждого были свои. У Рязановой и ее партнера Ильи Ткаченко такой ставкой была олимпийская сборная, куда они попадали лишь в случае более удачного выступления на чемпионате, нежели их более молодые соперники Виктория Синицына/Руслан Зиганшин. Но использовать шанс не получилось. Помимо того, что Катя с Ильей проиграли соотечественникам техникой более двух баллов, их еще и наказали второй оценкой – она оказалась на 2,8 ниже, чем у англичан, хотя на предыдущем европейском первенстве Рязанова и Ткаченко имели более высокий результат и теоретически должны были претендовать на несколько большую, в сравнении с английской парой, судейскую лояльность.
Вызов для Ильиных и Кацалапова заключался в противостоянии с итальянцами Анной Капеллини/Лукой Ланотте. В этом противостоянии, как правильно заметил в интервью Платов, большинство козырей было изначально в руках россиян. Но ожидаемого полета не получилось. Дело было даже не в том, что Лена упала в самом конце программы. В техническом отношении российские фигуристы проиграли больше балла – итальянскому дуэту и почти балл – английскому. Что именно стало причиной столь невнятного исполнения – заметно набранный партнершей вес, или недостаток концентрации, было уже неважно. Важно было то, что еще один шанс в карьере оказался упущенным.
Чемпионат Европы. Танцы. Произвольная программа. 1. Каппеллини/Ланотте (Италия) – 102,03. 2. ИЛЬИНЫХ/КАЦАЛАПОВ – 100,97. 3. Кумс/Бакленд (Великобритания) – 96,93. 4. СИНИЦИНА/ЖИГАНШИН – 93,10. 5. РЯЗАНОВА/ТКАЧЕНКО – 90,09. 6. Злобина/Ситников (Азербайджан) – 87,96. Итог. 1. Каппеллини/Ланотте – 171,61. 2. ИЛЬИНЫХ/КАЦАЛАПОВ – 170,51. 3. Кумс/Бакленд – 158,69. 4. СИНИЦИНА/ЖИГАНШИН – 153,73. 5. РЯЗАНОВА/ТКАЧЕНКО – 150,44. 6. Злобина/Ситников – 147,78.