13 февраля 2014, 08:15
Мужской турнир, который в четверг вечером начнется в "Айсберге", обречен на максимальный интерес болельщиков, ведь там предстоит выступить самому титулованному фигуристу современности Евгению Плющенко. Кто из соперников поведет с россиянином наиболее непримиримую борьбу? И будет ли способен сам Плющенко сражаться в личном турнире за медали?
Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ
из Сочи
Четыре года назад, когда олимпийский чемпион Турина собирался на свою третью Олимпиаду в Ванкувер, предполагалось, что битвы за пьедестал поведет достаточно небольшая компания, куда помимо россиянина входили его "исторические" соперники – француз Брайан Жубер, швейцарец Стефан Ламбьель, а так же вице-чемпион мира-2007 японец Дайсуке Такахаси. Предолимпийский чемпионат мира в Лос-Анджелесе сначала добавил к этому списку имя чемпиона тех соревнований Эвана Лайсачека, а спустя год фигурнокатательное сообщество было вынуждено констатировать, что сильно недооценивало американца.
В Сочи Лайсачек приехал зрителем – болеть за вице-чемпиона мира Дениса Тена – тот уже целых четыре года катается под руководством Фрэнка Кэролла, тренера, с которым много лет работал сам Лайсачек.
Если вспомнить, что следующие три мировых первенства после ухода американца из спорта выигрывал Патрик Чан, именно его следует назвать главным претендентом на победу в Сочи. Козырем канадца является прежде всего совершенно уникальное скольжение. Двукратный олимпийский чемпион в танцах на льду Евгений Платов даже сказал, что испытывает особенное удовольствие, когда наблюдает за тренировками канадца не с трибуны, а стоя у борта. Такая близость ко льду позволяет не только видеть, но и прекрасно слышать катание. Точнее – не слышать, поскольку Чан катается совершенно бесшумно.
При этом в программах канадца есть абсолютно все, чтобы быть конкурентоспособным: весь прыжковый набор, включая два четверных тулупа, один из которых исполняется в каскаде с тройным, очень сложные шаги, хорошая скорость. Единственное, что способно насторожить – слишком уязвимая, как у любой творческой натуры, нервная система. Способность Чана падать по нескольку раз в одной программе в свое время стала поводом для постоянных шуток и издевок. Однако совершенно очевидно: если фигурист откатается в Сочи безошибочно, он, скорее всего, станет чемпионом.
* * *
Опередить Чана при идеальном прокате способен лишь один спортсмен в мире – японец Юдзуру Ханю. Ему принадлежит неофициальный мировой рекорд в короткой программе – 99,84 и именно Ханю может стать в Сочи тем самым спортсменом, кто сумеет преодолеть рубеж в 100 баллов. Вплоть до нынешнего сезона 19-летнему японцу нередко не хватало физических сил на то, чтобы на одинаково высоком уровне выполнить обе своих программы. Однако совершенно блистательное выступление Ханю в декабрьском финале "Гран-при", где он дважды оставил Чана вторым, дает основания полагать, что "проблемы роста" спортсмен окончательно преодолел. Японец продемонстрировал там достаточно интересный набор прыжков – два разных четверных (правда, один не получился) и два тройных акселя, которые были исполнены в каскадах во второй половине программы.
Плюс у Ханю очень умный и опытный тренер – канадец Брайан Орсер. Специалист, который подготовил олимпийскую чемпионку Ванкувера Юну Ким и (что немаловажно) имеющий богатый опыт собственных олимпийских выступлений: на Играх 1984 и 88 годов Орсер дважды становился вице-чемпионом.
* * *
Еще один ученик того же тренера – двукратный чемпион Европы и бронзовый призер последнего мирового первенства Хавьер Фернандес. Эмоциональный, взрывной, музыкальный и... Совершенно непредсказуемый. Привык наслаждаться жизнью во всех ее проявлениях и однажды провел в ужас администрацию катка Торонто, закурив прямо у крыльца на глазах нескольких десятков родителей, ожидающих своих малышей после тренировки. Способен выкинуть в программе любой фортель, в том числе прыгнуть четверной прыжок там, где никто этого не ждет. Например, на чемпионате Европы-2013 испанец потряс всех тем, что исполнил в произвольной программе три четверных прыжка, один из которых стоял во второй половине программы.
Если Хавьер в день выступления встанет с правильной ноги и у него все сложится, это может создать большие проблемы всем без исключения фаворитам.
Впрочем, с такой же легкостью испанец может оказаться за пределами первой десятки.
* * *
Было бы совершенно несправедливо ничего не сказать о втором спортсмене канадской сборной Кевине Рейнольдсе. Этот спортсмен обратил на себя внимание еще в 2008-м, когда на чемпионате Канады удачно исполнил каскад 4+3+3. Два года спустя Рейнольдс вошел в историю фигурного катания как первый спортсмен, исполнивший на соревнованиях два разных четверных прыжка в короткой программе. Сейчас парню 23 года и он без труда исполняет свои “два четверных” в коротком прокате и еще три – в произвольном.
За минувший сезон Кевин невероятно прибавил в скольжении и выразительности катания, что совершенно не удивительно: его соотечественник, трехкратный чемпион мира Элвис Стойко сказал на этот счет, что в годы своих собственных выступлений брал уроки скольжения и шагов именно у нынешнего тренера Рейнольдса – Джоан Маклеод.
Выступая в произвольной программе командного турнира канадец почти на восемь баллов опередил Евгения Плющенко, а главное, его совершенно не заставил нервничать тот факт, что легендарный россиянин выступает в одной с ним разминке.
* * *
Стоит ли упоминать в компании претендентов на подиум Дениса Тена? Наверное, да, несмотря на то, что прошлогодний триумф казахстанского фигуриста на чемпионате мира мог показаться достаточно случайным. Однако тот же Лайсачек в разговоре со мной заметил, что, на его взгляд, для того, чтобы успешно конкурировать с соперниками, Денису вполне достаточно одного четверного прыжка в произвольной программе. Отсутствие второго фигурист вполне способен компенсировать качеством катания – приземляться со сложных прыжков столь же мягко, как Тен, способны очень немногие одиночники. И все-таки конкурентоспособность этого фигуриста в рамках Олимпийских игр представляется реальной лишь в том случае, если прочие лидеры начнут ошибаться – слишком высока конкуренция.
* * *
Ветераны фигурнокатательного цеха – отдельная и достаточно грустная история. Можно, конечно, восторгаться упорством чемпиона мира-2006 Брайана Жубера, для которого Игры в Сочи станут четвертыми, как и для Плющенко, можно сочувствовать тому, что над французом уже много лет довлеет некое олимпийское проклятие (в Солт-Лейк-Сити он был 14-м, в Турине – шестым, а в Ванкувере занял 16-е место), но нельзя не понимать, что шансов на успех в Сочи у Жубера нет никаких.
Переход фигуриста в этом сезоне к Николаю Морозову, как и смена программ, не меняет здесь ровным счетом ничего.
Выступление на Играх должно стать лебединой песней кумира всей Японии Дайсуке Такахаси. В своем стремлении попасть в олимпийскую сборную чемпион мира-2010, что называется, перегнул палку и стал жертвой своего же фанатизма: на одной из тренировок Дайсуке почти полсотни раз прыгнул четверной прыжок, с которым тогда испытывал большие проблемы, но более половины попыток закончились падениями на лед.
Именно это стало причиной травмы, из-за которой Такахаси на какое-то время вообще запретили тренироваться. Отборочный чемпионат страны он проиграл и был включен в состав команды в нарушение всех принципов – за былые заслуги.
* * *
Примерно так же многие иностранные фигуристы расценивают присутствие в российской сборной Евгения Плющенко. Не найти, пожалуй, человека, который бы не был в курсе того, что свое место в команде олимпийский чемпион Турина получил на основании закрытого от посторонних глаз проката. Над Плющенко заочно иронизируют, обсуждают его очевидные слабые стороны, но одновременно с этим все признают: если бы в Сочи не было Евгения, интрига мужского турнира не имела бы такого накала, как сейчас.
Насколько конкурентоспособным окажется россиянин – второй вопрос. Тренировка фигуриста в среду оказалась крайне неудачной. Складывалось ощущение, что спортсмена все-таки чрезмерно беспокоит его спина. Присутствовавший на катке Лайсачек даже написал в своем твиттере: "Никогда не видел, чтобы Плющенко так много падал".
Может ли случиться так, что Евгений вообще откажется выходить на старт? Вполне. Если же проблемы со спиной удастся за оставшееся время свести к минимуму, фигурист имеет все шансы завершить короткую программу с высоким результатом. Хотя здесь главное вовсе не спина. А нервы.