3 февраля 2014, 08:30
Третий номер вратарской бригады сборной России и первый – московского "Динамо" Александр Еременко вернулся в игру за пару дней до олимпийской паузы. Голкипер залечил травму и был готов выйти на лед раньше, но в клубе решили поберечь MVP розыгрыша Кубка Гагарина двух последних сезонов. Ведь впереди Олимпиада в Сочи. И даже попадание на нее далось вратарю непросто.
"ЧЕГО ТЫ ПЛАЧЕШЬ..."
Когда разговаривала с Еременко прошлым летом, он говорил, что вопрос о сборной для себя закрыл. И только вздыхал, когда в очередной раз интересовались: "Не звонил ли кто из национальной команды?" В расширенном списке кандидатов на Олимпиаду его фамилия не значилась. Он не был в сборной три года и, похоже, вряд ли мог появиться в ней снова. В клубе не ладилось – бело-голубые плохо провели почти все предсезонные матчи...
Во время одной из игр на старте чемпионата я встретилась на арене с семьей голкипера "Динамо". Супруга Анна с детьми и родители Александра почти постоянно приходили его поддержать.
– Саша всегда переживает, – делилась жена. – Сравниваю со старшим сыном. Максим тоже вратарь. Как-то он не играл, вышел другой голкипер. Команда уступила. И он плачет. Я говорю: "Чего ты плачешь?" Знаете, есть дети: "Я не играл – и ладно". А этот: "Мы проиграли..." – и в слезы. И Саша у нас такой же. Он за все переживает. Всю вину берет на себя. На предсезонке встречались со "Спартаком". Говорил: "Не пропусти я пять, может, было бы все по-другому..."
ПРОШЕЛ СТОРОНКОЙ…
Еременко дебютировал в сборной давно, в 2004 году. Он два раза становился чемпионом мира. Но голкиперу до сих пор припоминают московский ЧМ-2007. Полуфинал против финнов. Овертайм. Хоккеисты Суоми поднимают Еременко клюшку и заводят победную шайбу в ворота. Мама Галина Ивановна до сих пор говорит о том моменте с тревогой в глазах:
– Мы как раз были на арене. Саня вышел… Сторонкой прошел и встал за столбом. К телефону не подходил, весь день молчал. Только вечером перезвонил. Очень тяжело было. Мы думали, что его снимут, не дадут принять участие в матче за бронзу. Но все-таки Владислав Третьяк поверил в него и сказал, что будет играть. И Саша был доволен, что завоевали бронзовые медали. Это его заслуженная награда. Вышел – и доказал. Как умеет.
Ведь в Уфе последние полгода он вообще не играл. Как только пригласили иностранца, Сашу посадили, не объясняя ситуации. Было очень тяжело. Как-то дожил тот сезон. А затем вернулся в "Динамо". И опять пришел и доказал.
ЗАСТЫЛ В 2005-м
Первый раз делала большое интервью с Александром в 2010 году на динамовской базе в Новогорске. Улыбчивый и скромный голкипер тогда отмечал:
– Только сейчас потихонечку начинаю что-то менять в своей жизни. Я по себе осознал, что застыл в других годах – в 2005-м или 2006-м. Не переключился. Пока. Но теперь стал все делать неспешно, но и правильно – у меня хорошо получается. А раньше я дергался, и ничего не выходило.
Саша говорил эмоционально, взахлеб. Как спортсмен, не всегда подбирая нужные выражения. "Давай напишем аккуратнее, – попросил после интервью. – Я ведь взрослый человек, у меня дети..." А они повторяют все за папой.
"Когда Максим был еще совсем маленький, вышел на лед, – рассказывал Александр. – Была первая игра. Все смеялись. Сын встал с клюшкой, стукнул по одной штанге, по другой – и еще перекрестился. Все выпали. "Максим, ты вообще понимаешь, что делаешь?" Отвечает: "Ну так же делает папа!"
В нынешнем сезоне к Еременко, очередной матч отыгравшему на ноль, подошли журналисты с просьбой об интервью. На колено голкипера опирался белокурый Максим. "Еще ничего не сделано", – помотал головой Александр, переключившись на сына. И от интервью отказался. И так теперь почти всегда.
ОДИН В УФЕ
Четыре года назад Еременко был разговорчивее.
– В голове вертелось: "Уйти. Просто уйти из команды". Реально понимал, что я там лишний.
Так было в Уфе. В 2011 году Еременко то брали на выезд, то не брали. Потом на тот момент трехкратный чемпион России и вовсе сел в запас, выходя на лед только на тренировках.
– Говорил руководству: "Отпустите меня. Не хочу больше находиться здесь". Я был готов покинуть "Салават" в период дозаявок. Но меня уговаривали подождать, сказали, что, возможно, ситуация изменится. Руководство-то нормально ко мне относилось. Я ни с кем не ссорился, отношения не испортил. Но какой смысл сидеть и тупо получать деньги?
– Больших усилий стоило продержаться тот год?
– Огромных. Это что-то с чем-то. Тем более я был не дома, один там, в Уфе. Трудно пришлось, но понимал, что есть цель – моя, других игроков. Помогал на тренировках. Мне все равно, что там говорили "специалисты", я работал для ребят. А остальное… Стали чемпионами – и это самое главное.
С того года Еременко не появлялся в сборной. Двукратный чемпион мира как бы начинал все заново. Учился играть в современный хоккей, усиленно работал с тренером вратарей "Динамо" Рашитом Давыдовым, стремился справляться с эмоциями. Говорил, что хочет научиться меньше нервничать.
И в итоге набрал ход. Два года подряд стал самым ценным игроком плей-офф КХЛ. Но в сборную Еременко по-прежнему не звали.
Когда, казалось, Александр уже смирился с тем, что на Олимпиаде-2014 не выступит, его вызвали на финский этап Евротура. А через месяц – на российский, в Сочи. И 7 января, когда опубликовали состав национальной команды, все увидели, что Еременко главного тренера убедил.
"ЕГО ЗА ДВЕРЬ, ОН – В ОКНО"
До старта олимпийского хоккейного турнира осталось 10 дней. Александр только восстановился после травмы, и в клубе его берегли для сборной.
– В олимпийский год фактор национальной команды мы держим в уме. Тем более что речь идет о лучшем голкипере лиги, – рассказывал "СЭ" генеральный директор московского "Динамо" Андрей Сафронов.
– Но, возможно, он на Играх не проведет на льду и минуты…
– Еременко уже не раз всем все доказывал. Можно сказать, его за дверь, а он – в окно.
– У Саши нет игровой практики? – переспрашивал журналистов на пресс-конференциях главный тренер динамовцев Олег Знарок. – Давайте будем откровенными: там есть два вратаря. Вы знаете, что Еременко – боец. Он в любом случае выйдет и отыграет так, как надо.
Еременко, не сомневаюсь, в Сочи выложится по полной, ему по-прежнему есть что доказывать. Ведь Олимпиаду будут смотреть его дети Максим и Леша.