СОЧИ-2014
Вчера сборная России провела первую тренировку вместе с прилетевшими игроками НХЛ. Впрочем, в полном составе она так и не собралась – в занятии не принял участия капитан команды Павел Дацюк.
Юрий ГОЛЫШАК
из Сочи
ФОТО НА ПАМЯТЬ
Я нарезал мучительные круги вокруг "Большого". Сочинские волонтеры были бодры и услужливы – но помочь порой не в силах.
– Микст-зона? Микст? Кажется, туда, – отправляли меня в сторону олимпийского факела. На котором, у самого огня, копошились какие-то пироманы. У этих прекрасных людей, должно быть, своя Олимпиада. Кто выше заберется. Кто вернется живым.
Репортеры старой школы помнят, как испытывали главный факел то ли в Сиднее, то ли в Афинах. Перво-наперво выпустили белых голубей. И, не заметив, что половина голубей уселись по естественной нужде в чашу, дали команду: "Зажигай!"
Дальше рассказывать не стану. Газету вслед за мужьями пролистывают женщины тонкой душевной организации.
– А вам хоккей с шайбой нужен? – не был мне рад человек с рацией. – Здесь – с шайбой. А идти вам туда-а-а…
И указал в обратную сторону. Силы меня оставляли. Если б третий указал в сторону моря, в сторону берега турецкого – я б не удивился.
Я плелся, глядя под ноги. Еще медленнее брели три крепких мужика в красном. Уверенная поступь выдавала знатоков сочинских объектов. Возможно, это были прорабы. Или представители Госстроя. Если тот еще жив.
– Ребята, подскажите, пожалуйста…
– А можно сфотографироваться? – опередил меня кто-то. Вручив солдатику в оцеплении "мыльницу".
Самый крепкий, – тот, что посередине, – улыбнулся. Ответил что-то доброе в ответ. Даже, кажется, приобнял. Я узнал и не узнал Илью Ковальчука! Бог ты мой!
Еще утром я встречал у тренировочного катка женскую сборную – и думал: вот бы так ходили на тренировки и Овечкин с Ковальчуком. Пешечком, не спеша. Да ведь нет, не пойдут.
И вот тебе, корреспондент, ирония судьбы. Вот тебе живой Ковальчук. Да ещё и веселый, расслабленный и абсолютно довольный всем вокруг. Совсем не тот, что позавчера вылез хмурый из самолета, распугав встречающих.
Так быстро я не доставал фотоаппарат никогда. Люди по бокам расступились. Один из них оказался легендарным доктором Коновым, лечившим не одно поколение. И все шрамы помнящий – достаточно Валерию Евгеньевичу взглянуть на рентгеновский снимок.
Улыбнулся Ковальчук и мне. Впрочем, довольно сдержанно – не успел я войти в доверие. Войду к концу Олимпиады.
Ветер с моря дул, а Ковальчук тихонечко скрылся под трибунами…
В моих же руках осталась фотография на память.
СПИКЕР ТРЕТЬЯК
Кто-то в "Большом" разминался у микрофона, зачитывая состав шведской сборной. Ковальчук под трибунами, думаю, через десять минут и трех повторов выучил его наизусть.
От состава перешли к насущному – кто-то увещевал волонтеров:
– Спортсмены люди непростые…
"Золотые слова" – подумал я.
– Овечкин и Малкин сейчас находятся под большим давлением. Понятно, что у каждого из вас есть фотоаппарат и каждый хочет с ними сфотографироваться. Но давайте же делать это после игр, а не до. Договорились?
Мне показалось, каждый волонтер проверил телефон. В порядке ли камера. Впервые осознав, насколько Ковальчук с Овечкиным близки к народу.
– Заработало! – внезапно вмешался кто-то в микрофонные дела. И укоризненно продолжил:
– Не все успели на сегодняшнее собрание.
Думаю, Ковальчук, ознакомившись с составом сборной Швеции и узнав про собрание, вздрогнул. Не о нем ли речь? Для Зинэтулы Билялетдинова собрание – святое.
И тут микрофон оказался в руках златоуста нашего хоккея – Владислава Третьяка. Невесть откуда появившегося перед трибуной. Словно чеширский кот.
Президент ФХР был свеж в наставлениях:
– Я был на четырех Олимпиадах как игрок, еще на двух – как тренер. Знаю по себе, как это важно – видеть улыбки волонтеров. Улыбайтесь всем нам, как своим парням и девчатам.
Я насторожился. Стало интересно, куда все это выведет. Вывело Третьяка в плоскость неожиданную:
– У нас ведь самые красивые девчата, и они сегодня посмотрят на самых интересных мужиков…
Аплодисменты заглушили окончание мысли.
– Сложно говорить после таких спикеров, – отобрали микрофон у Третьяка.
Лучший вратарь прошлого века стоял, не уходил. Возможно, про себя развивая тему.
ЛЕГЕНДА РЕНИК
В этот волшебный день я повидал Катю Пашкевич из женской сборной и узнал, что ее свитер висит в Торонто. На самом почетном месте. Повидал двух могучих стриков – астронавта Томаса Стаффорда и космонавта Алексея Леонова. С двумя звездочками Героя на лацкане. Увидел Яну Рудковскую в смешной шапочке. Ждал-ждал, хотел поздороваться, но очередь из репортеров выстроилась к ней несусветная. Думаю, вы читаете эти строчки – а Яна все отвечает и отвечает.
Узнал, что Билялетдинова неизвестно какими хитростями заманили в студию. Переводил Владимир Познер, а задавал вопросы человек, бывший диктором в Лейк-Плэсиде-80. Комментировал хрипло, как Джигурда, тот самый матч, "чудо на льду"…
После такого похода потрясенный тренер терзал жвачку столь неистово, что я испугался за мосты главного тренера хоккейной России.
На лед вытаскивали стулья и скамейки. Сборная под трибунами перемигивалась, готовясь фотографироваться. Дело важное, дело полезное.
Я вспомнил, какое шоу устроили из фотографирования девчонки канадской сборной. Прыгали на ворота, хохотали. Наши – люди строгих правил. Впрочем, посмеивались и здесь. Я обратил внимание – скромник Александр Еременко жался где-то позади, в ряду номер три. Но был принудительно пересажен вперед. Пресс-атташе руководил процессом, словно нейрохирург:
– Стул!
Несли стул.
– Скамейку…
Несли и ее. Всякий стул пресс-атташе ощупывал, и правильно делал. У моего соседа по номеру из стула торчал гвоздь, поразив самую нежную часть. Сборной такого не нужно – не стоит нелепо пополнять список имени Соина-Кокарева.
Монитор выхватил на трибуне доброе лицо Бориса Майорова.
– Как почетно, как лестно, – услышал я за спиной ироничный голос. Оглянулся – Борис Александрович.
Кто-то тянулся к нему с диктофоном.
– Беседовать? – Майоров картинно задумался. – Пять минут для беседы мало.
– Десять? – предложил юнкор.
– А десять – много, – развел руками Майоров.
Я подумал – этот бы артистизм нашей сборной. Хоть чуть-чуть.
– Знаете, кто это прошел? – указал сидевший рядом Сергей Гимаев на плотного гражданина с бриолином в волосах. – Джереми Реник, легенда! Он парень веселый. Интервью дает – зачитаешься. Твердовского как-то поколотил.
Я этого не помнил. Вспомнил лишь, как Реник собрал пресс-конференцию по поводу своего ухода из хоккея.
– Однажды я мальчишкой пришел на тренировку. Великий Горди Хоу меня заметил, тихо подъехал сзади. Набрал клюшку снега и сыпанул мне за пазуху. В этот момент я понял, что хоккей – мое.
И такой восхитительный человек наблюдал за сборной России. Что-то чирикал в блокноте, пока не подкралась дама в бирюзовом с восхитительным декольте. Подставила диктофон. Джереми играл желваками, не отводя глаз от разреза на груди. Кажется, старина Реник в Сочи не первую неделю.
Я спустился на три ступеньки, навел фотоаппарат. Джереми поморщился, напряг бицепс. Еще секунда – и я повторил бы судьбу Твердовского. Третий там не нужен.
ВОСТОРЖЕННЫЙ ВАРЛАМОВ
Если на фигурном катании сидели в рядок звезды сцены от Урганта до Филина, то на хоккейную тренировку собрались специалисты. Я прислушивался к разговорам – вынося новое:
– Все говорят, что Канада сильнее. Да не сильнее она! Просто канадцы могут собрать несколько таких сборных, а у нас она одна…
Сборная тем временем каталась. Быстрее всех – Валерий Белов. Хоть выпускай его в звене с Ковальчуком и Радуловым. Но нет – играть там будет Александр Свитов. Саша оглядывал трибуны тяжелым взглядом. Высматривая словенцев. Что-то будет.
Я пригляделся – Бог ты мой, а где Дацюк? Нету! После точно так же недоумевать будет под трибунами Зеттерберг – пришел смотреть на Дацюка, а того след простыл. Не было и Ничушкина – натянув свитер для фотографии, тут же его снял. Отправился отдыхать после самолета.
Владимир Мышкин что-то втолковывал Семену Варламову. Поблескивал очками столь задорно, будто вспоминал один день из 79-го года. Матч СССР – Канада, счет 6:0. Варламов кивал восторженно.
Наши разыгрывали у ворот лихие пируэты, не щадя вратарей. Вот так бы всю Олимпиаду. А под трибунами вели себя непринужденно. Лишь Ковальчук проскочил мимо камер:
– Я уже наговорил…
Впрочем, если б ухватили за рукав Ковальчука – поговорил бы и он.
Овечкин со смехом притормаживал Малкина:
– Все, меняй меня.
Малкин, усмехнувшись, занимал место перед микрофонами. Я поражался: кто ж это провел воспитательную работу? К кому ж все до единого прислушались? Немного я знаю в стране людей с таким даром убеждения…
ВЕСЕЛЫЙ МАРКОВ
– Как долетели? – уточнили у Андрея Маркова.
– На самолете, – поразил трезвостью мышления Марков.
Микст-зона угодливо хихикнула.
– Самолет хороший, просторный. Жаловаться не на что. Но все равно, нужно отдохнуть от перелета. Атмосфера здесь такая позитивная, что на лед с трапа самолета – а всё равно хорошо. Все ребята довольны, что собрались вместе. Чем ближе была Олимпиада, тем больше становилось тепла. Надо сосредоточиться на игре. Пока никаких собраний не было – все понимают, что такое долгий перелет. Сегодня легкий день. Отоспимся – и будем готовы работать на полную.
– В какой вы форме?
– Не мне судить. Чувствую себя хорошо. Стараюсь получать удовольствие от хоккея. Настроение отличное! Мы все едины, все 25 человек!
– Вы – самый опытный защитник, долго играете в НХЛ. Вы будете играть особенную роль в большинстве…
– Может, вы мне подскажете? Я постараюсь оправдать.
– Сегодня не катался ваш капитан. Это не сказалось на настроении?
– Да все мы знаем уровень Паши. Знаем, почему он не катался. Рано об этом говорить! Остальные, обещаю, будут кататься больше и за себя, и за него. Все будет хорошо!
– Сборной играть через два дня. Как говорят – это пик акклиматизации. Как будете бороться?
– Кофе станем пить…
Ha6JIlOgaTeJIb
Я начал весь этот сыр-бор, мне наверное и заканчивать. Принципиально прочитал статьи Юрия (что нашел). По-видимому стиль такой. Как близнецы - вроде разные , но очень похожие. И сдобрено все легким ГЭГом, по Фрейду. Style Резко отличается от общей концепции сайта и газеты, наверное, в целом. Юрий пишите пожалуйста, оттачивайте мастерство пера, только плиз, любите своих читателей, мы же обращаем внимание на ваше творчество. А доброжелателей своих придерживайте, могут оказать медвежью услугу. С наилучшими пожеланиями!
12.02.2014
BattleFish
Инфа интересная,но как вы пишите, читать невозможно... - не мне одному так показалось, еле дочитал!)
11.02.2014
Kasatonowww
Ещё раз спрошу, Юрий это вы у голандцев приобретаете? "Карл Май" вы наш.Инфа интересная,но как вы пишите, читать невозможно...
11.02.2014
Ha6JIlOgaTeJIb
А я и не настаиваю. Я не профи. Да и адресовано не вам дорогой мой, а автору, дабы он творит не ради своего а ради нашего с вами удовольствия. Я не в коем случае не хотел обидеть человека. Я рассказал лишь о том, что увидел, желая увидеть как раз другое. А тролить меня..? Имеет ли смысл? Из песни все равно уже слов не выкинишь.
11.02.2014
Bauer-One&Only
Юрий, блог Ваш про взгляд на игры изнутри заслуживает конечно внимания, как и блог любого чела добравшегося до Сочи с камерой и интернетом в телефоне. Это я на фоне гор, это девчонка классная мне мороженое продала, это я с ковальчуком, тока налезло впереди каких-то хмырей из норильска, это вот Третьяк, только его малость плохо видно. И стиль этот заискивающий перед нашими игроками, полный такого подросткового преклонения перед своими кумирами смешанный с обидой, что кумиры интервью не дают и куда-то без вас ходят, не признают, в лицо не знают и не обнимаются с вами при встрече, а сдобрено это все такой легкой иронией и стебом, призванными показать, что на самом деле Вы выше всей этой суеты, возвывашаетесь над этой беготней и посмеиваетесь. Это всё выглядит просто нелепо и комично. Простительно для простого чела приехавшего в Сочи , но не для профессионального журналиста. Простите за резкость.
11.02.2014
klezka
Ha6JIlOgaTeJIb, я заскучал уже в самом начале твоего опуса, так что...
11.02.2014
ФФла
Юра, спасибо ! Шикарный репортаж. Искромётный, весенний какой то....Читать -одно удовольствие
11.02.2014
Ha6JIlOgaTeJIb
Просматривал информацию о хоккее... Статья! "К кому прислушались Малкин и Ко?" название интригующее, тем более что с Павлом Дацуком еще не все понятно, а тут еще что-то. Стал читать и заскучал на середине текста. У меня сложилось такое ощущение, что я переписку в чате читаю. Скользкие намеки на Владислава Третьяка, веселые наблюдения за Волонтерами, все это так мелко показалось. Ожидал большего если честно. И не интриги как таковой, не скандала, а так, чтобы почувствовать себя частью олимпиады. Потому что каждый из нас болеет за свою страну и если не прямым участием, то морально готовы поддержать наших спортсменов. Ха ха ха волонтеры тупят, ха ха ха "лектор" упражняет память на предмет состава сборной Швеции, опа, а Билялетдинов то в возрасте, дык на те шутку от стоматолога... По моему каждый занимается своим делом, и текст учит чтобы язык потом не заплетался, и спортсменов тренирует, потому что богатый опыт не смотря на возраст. Я так понимаю. Или я что-то не понимаю? Если тем самым хотели подчеркнуть раскрепощенную атмосферу закулисья, то больше было похоже на бульварный вариант. Стенгазета. Наверное я не того ожидал, потому и остался не доволен.
11.02.2014
Dolphin75
Премия С.Довлатова (если бы такая существовала) была бы Вам обеспечена, Юрий ГОЛЫШАК.
11.02.2014
daf3000
атмосферно так, да
11.02.2014
Tapochek1
Ну вот, почаще бы такие интересные статьи!
11.02.2014