ЕСТЬ ТЕМА
Завтра стартует мужской олимпийский хоккейный турнир, а в четверг состоится сочинская премьера сборной России. Выступление нашей команды во многом будет зависеть от вратарской бригады. А она в кои-то веки укомплектована на зависть соперникам: два молодых голкипера из НХЛ – чемпион мира-2012 Семен Варламов и лауреат "Везина Трофи"-2013 Сергей Бобровский плюс дважды подряд самый ценный игрок плей-офф КХЛ Александр Еременко. Кто из них станет первым номером, а кто запасными? Тренерскому штабу сборной России предстоит сделать нелегкий выбор. Тем временем "СЭ" вспоминает олимпийские вратарские интриги в сборных СССР и России.
Владислав ДОМРАЧЕВ
КАК ПУЧКОВА ПОГУБИЛ АНГЛИЙСКИЙ...
Наш первопроходец Николай Пучков играл на двух Олимпиадах. В Кортина д’Ампеццо-1956 сборная СССР катком прошлась по своим соперникам, всухую одолев американцев (4:0), канадцев (2:0) и не потеряв ни одного очка. Пучков провел семь из восьми матчей и пропустил всего семь шайб.
Однако через четыре года в Скво-Вэлли наши остались только с бронзой, проиграв канадцам (5:8) и будущим олимпийским чемпионам американцам (2:3). 19 шайб за пять игр в воротах Пучкова резко контрастировали с показателями Кортина д’Ампеццо. Почему случился такой обвал?
Дело в том, что в заключительном перед Играми контрольном матче против Денверского университета в Колорадо-Спрингс наш сильнейший вратарь получил травму. Его унесли с поля на носилках. Плюс Пучкова мучил давно больной левый локоть, на "ремонт" которого времени не нашлось. В Скво-Вэлли старший тренер сборной Анатолий Тарасов даже мысли не допускал, чтобы заменить основного вратаря, который с трудом мог держать клюшку.
После Игр-1960 Тарасов сделал Пучкова одним из главных виновников поражения. Однако тренера не поддержали его верные "солдаты".
– Надо учесть, что у Коли открылась старая травма мышцы бедра и болел локоть, – писал в апрельском номере журнала "Спортивные игры" за 1960 год армеец Вениамин Александров. – Мы с Альметовым и Локтевым считаем, что в Скво-Вэлли Пучков играл героически и сделал все, что мог. А вот тренеров надо спросить: как получилось, что на протяжении семи лет ворота сборной защищает один человек, и достойной замены ему не подготовлено.
Эти слова – камень в огород Тарасова. Он искусственно выдвигал в сменщики Пучкова габаритного динамовского вратаря Евгения Ёркина, но тот, увы, реальной конкуренции Николаю составить не мог.
– В Скво-Вэлли наше преимущество над главными соперниками в "физике" было сведено к нулю, – вспоминал Пучков. – В этом компоненте мы оказались на равных с канадцами. Но у нас было слишком много паса, они же играли экономичнее и за счет этого побеждали. Обо всем этом я говорил Тарасову на Олимпиаде, а он сделал удивительный вывод, решив, что я, начитавшись заокеанской хоккейной литературы, попросту боюсь канадцев, заранее снимаю перед ними шляпу.
После Скво-Вэлли Пучкова в сборную на крупные турниры не приглашали. Получается, вратаря погубил английский, который он самостоятельно выучил.
…А КОНОВАЛЕНКО – ФИННЫ
Пучкова заменил Виктор Коноваленко, простой парень из города Горький. Про таких говорят, "без нервов". Недаром главный снайпер сборной СССР всех времен Александр Мальцев именно его, а не Владислава Третьяка назвал лучшим вратарем в истории советского хоккея.
С именем Коноваленко связана знаменитая победная эпоха сборной, которая с 1963 по 1972 год на чемпионатах мира и Олимпиадах не знала других наград, кроме золотых. Правда, на ЧМ-1969 в Стокгольм Коноваленко, опоздавшего на подготовительный сбор из-за нарушения режима, не взяли и даже условно дисквалифицировали на год. Но потом амнистировали, и он выиграл ЧМ-1970 и 1971. На двух последних чемпионатах в дублерах у него ходил юный Третьяк, которому Виктор уступил свой фирменный 20-й номер. Более того, на решающий матч со шведами в Женеве-1971 (6:3) вышел именно Третьяк, а не Коноваленко.
На носу была Олимпиада-1972 в Саппоро, ставшая прощальным турниром в сборной знаменитого тандема тренеров Аркадий Чернышев – Анатолий Тарасов. Приз "Известий"-1971 рассматривался как генеральная репетиция перед Играми.
И первый же матч принес громкую сенсацию. Наши уступили финнам, причем впервые в истории. В первом периоде Коноваленко пропустил три шайбы и отправился на скамейку запасных. Выход Третьяка ситуацию не исправил (2:4). Матч с чехами (5:2) Виктор провел в запасе и вышел в третьем периоде на игру со шведами (12:1), приславшими в Москву юниоров.
На следующий день в Лужниках в товарищеской встрече наши с Коноваленко в воротах проиграли чехам (1:3). Участь прославленного вратаря была решена. На контрольные предолимпийские игры с финнами и шведами неожиданно пригласили голкипера Александра Пашкова из "Динамо". Сам Коноваленко в своей автобиографической книге "Третий период" объясняет это решение ведомственными интересами. Спустя годы ветераны шепотом поведали: под занавес карьеры Виктор все чаще прикладывался к бутылке, и тренерское терпение лопнуло.
За три недели до Саппоро "Торпедо" в Москве разгромило ЦСКА (8:3). Тарасову даже пришлось отправить Третьяка – редчайший случай – на лавку. Увы, это не помогло Виктору зацепиться за свои третьи Игры и сделать золотой олимпийский хет-трик. Коноваленко в глубине души еще надеялся пройти канадские университеты, сыграть в суперсерии-1972, однако новый наставник сборной Всеволод Бобров сделал ставку на Третьяка.
КАК ТРЕТЬЯК СТАЛ ЗАПАСНЫМ
Эра лучшего голкипера XX века растянулась на 15 сезонов. Она вместила четыре Олимпиады (пока это наш рекорд), 13 чемпионатов мира, два Кубка Канады, Кубок вызова-1979… Почти всю карьеру Третьяк считался незаменимым, а его статус первого номера – железобетонным. Только один раз незыблемые позиции вратаря республики сильно пошатнулись.
Все началось с третьего матча Кубка вызова-1979, в котором "Красная машина" в "Мэдисон-сквер-гарден" в пух и прах разбила звезд НХЛ (6:0). Ворота наших закрыл на замок Владимир Мышкин, сыгравший до того триумфа за сборную… одну встречу.
В декабре 1979-го "Крылья Советов" с Мышкиным в воротах в матче чемпионата страны разгромили ЦСКА с Третьяком (6:1). Что произвело сильное впечатление на старшего тренера армейцев и сборной Виктора Тихонова. После этого красно-синие и московское "Динамо", усиленное Мышкиным, отправились за океан на серию с клубами НХЛ. Третьяк там выступил без привычного блеска, а матч против "Баффало" и вовсе провалил (1:6). Однако никто не ставил под сомнение его статус в сборной.
Неприятности случились в Лейк-Плэсиде на Олимпиаде-1980 в первом периоде рокового матча с хозяевами. Сначала Третьяк пропустил несложную шайбу после броска с острого угла, и звездно-полосатые сравняли счет – 1:1. А за секунду до сирены на перерыв американцы, уступая 1:2, забили второй гол. Дэйв Кристиан от своей синей линии щелкнул по воротам, Третьяк, выкатившись далеко вперед, щитками отбил шайбу. И вдруг на нее коршуном налетел Марк Джонсон и, к изумлению защитников Василия Первухина и Зинэтулы Билялетдинова, застывших в ожидании сирены, завез в пустые ворота. Тихонов немедленно заменил Третьяка. На вбрасывание за доли десятых секунды до сирены вышли три наших игрока и голкипер Мышкин. Он же продолжил матч, что якобы вдохновило американцев, для которых сам факт отсутствия Третьяка стал своеобразным психологическим допингом. Впоследствии в США выпустили книгу "Один гол", посвященную победе на Играх-1980. В ней утверждается, что именно эта шайба перевернула ситуацию на поле.
Чушь! Во втором периоде Александр Мальцев с присущим ему изяществом вывел наших вперед, а Мышкин уберег свои владения. Хотя хозяева имели два стопроцентных голевых момента, промахнувшись по пустым воротам. После 40 минут борьбы даже самый ярый болельщик хозяев вряд ли предполагал, что звездно-полосатые способны отыграться.
– Считаю замену Третьяка решающей ошибкой, – заявил в недавнем интервью "СЭ" капитан сборной СССР Борис Михайлов.
Ой ли? Тихонов на Кубке вызова-1979 тоже, всем на удивление, поменял вратаря и оказался на коне. Другое дело, Третьяк обладал уникальным свойством не "разваливаться" даже после самых курьезных шайб и в решающие моменты обескураживать соперников непробиваемостью.
Наши проиграли – 3:4. А на последний матч турнира против шведов, когда судьба золота уже была решена, вышел Мышкин. Его же Тихонов поставил на решающую игру с чехами на Кубке Швеции – этот турнир проводился в олимпийские сезоны вместо чемпионата мира. Владимир был неподражаем, обеспечив победу (2:1). После чего золотой голос Союза Николай Озеров сделал заключение: "Теперь у нас два равноценных вратаря".
На самом же деле Третьяк, по его собственному признанию, превратился в запасного и даже подумывал об уходе из хоккея. Правда, только до матча с чехами на "Призе "Известий"-1980. Поражение за несколько секунд до финальной сирены (4:5) с Мышкиным в воротах вернуло Третьяку статус основного голкипера. Вплоть до завершения карьеры.
На следующей Олимпиаде-1984 он в шести матчах позволил уязвить ворота лишь четыре раза, насухо отыграв с чехами (2:0) и канадцами (4:0). А Мышкин вообще мог не поехать в Сараево. Дублером Третьяка должен был стать его одноклубник по ЦСКА Александр Тыжных, которому уже выдали олимпийскую экипировку. Однако в самый последний момент пришла разнарядка – вторым вратарем едет динамовец Мышкин.
В КАЛГАРИ С БОЛЬНИЧНОЙ КОЙКИ
Игры-1988 в Калгари должны были стать Олимпиадой Евгения Белошейкина. К 20 годам он стал основным вратарем ЦСКА и сборной СССР, двукратным чемпионом мира среди молодежи, выиграл взрослое первенство планеты в Москве. На ЧМ-1987 в Вене провел все 10 матчей от первой до последней минуты, и не его вина в том, что наши завоевали только серебро. Проиграли не проиграв – сделав всего две ничьи. Уверенно Белошейкин защищал ворота в турнире "под названием Рандеву-87" в Квебек-сити, в котором "Красная машина" дважды сразилась со сборной НХЛ (3:4, 5:3).
Но на старте Кубка Канады-1987 наши уступили шведам – 3:5. Виктор Тихонов крайним сделал вратаря, который к тому же не отличался образцовым поведением вне льда. Белошейкина отправили в запас, место в воротах занял Сергей Мыльников из Челябинска. Голкипер-хорошист, как называли его ветераны. Но для победы над Марио Леьме, Уэйном Гретцки и Ко надо быть отличником. В финальной серии Мыльников, выходивший в первом и третьем матчах, не выручил. И Тихонов стал наигрывать необстрелянного рижанина Виталия Самойлова. Мыльников же в ноябре травмировал колено. Знаменитый хирург Зоя Миронова в ЦИТО определила – разрыв мениска, но на операционном столе диагноз не подтвердился. Просто растяжение связок.
– Колено почистили, месяц после этого учился заново ходить. Декабрьский "Приз Известий" пропустил, – вспоминал в интервью "СЭ" Мыльников. – На лед вышел за две недели до Олимпиады. У Тихонова из вратарей – Белошейкин, Самойлов, Шундров и я. Лишним оказался Юрий Шундров из Киева, хотя, по слухам, отцеплять действительно собирались меня. Полетел я в Калгари третьим номером.
За несколько дней до Олимпиады выбыл Белошейкин.
– В конце тренировки Каменский остается на льду побросать Белошейкину буллиты, а я в раздевалке сижу рядом с Тихоновым, – рассказал Мыльников. – Вдруг забегает массажист: "Белый сломался!" Следом его заносят на плечах. Разрыв крестообразных связок. На последний контрольный матч с Канадой Дэйва Кинга выпустили меня. 2:3 продули – но в итоге я отыграл всю Олимпиаду. Спасибо Виктору Васильевичу за то, что поверил в меня. Ну а уж я постарался не подвести. Удивительно, что Самойлову он не дал сыграть ни минуты. При том что заключительный матч с финнами ничего не решал.
Вернувшись в Ригу, Самойлов потерял место в основе, которое застолбил Артур Ирбе. А жизнь Белошейкина после Калгари и вовсе пошла под откос. Свой путь он завершил трагически.
"ЖИГУЛИ" ЗА МЕДАЛЬ
Альбервилль-1992 – последняя наша победная Олимпиада. Время было смутное. Союз развалился. Сборная СНГ выступала под белым олимпийским флагом. Вратарскую бригаду составили московские динамовцы – Михаил Шталенков и Андрей Трефилов. Причем номером первым стал Шталенков, который в клубе формально был запасным. Почему? Дело в том, что Трефилов в решающем матче ЧМ-1991 не выручил, пропустив роковую шайбу от юного в те годы Матса Сундина.
В Альбервилле опять разрешили заявлять третьего голкипера. На эту роль претендовали Алексей Червяков из "Химика" и его тезка Ивашкин, сменивший ЦСКА на нижегородское "Торпедо". Вскоре их отцепили.
– Ты что, рассчитываешь поехать на Олимпиаду? – рассмеялся Ивашкину в лицо знаменитый селекционер армейцев Борис Шагас. – Поедет Хабибулин.
Николаю Хабибулину, свежеиспеченному герою молодежного чемпионата мира-1992, было 18 лет. В ЦСКА, куда он перешел из "Автомобилиста", Николай числился третьим вратарем, на лед выходил только на тренировках. И вдруг – вызов на Олимпиаду!
За победу на Играх-1992 игрокам заплатили солидную по тем временам премию – по 8 тысяч долларов. "Половину надо отдать", – приказала Хабибулину одна из VIP-персон нашего хоккея. Но Николай ничего отдавать не стал. Вернувшись в Москву, купил на все деньги зеленые "жигули", восьмую модель. "Тогда не получишь золотую медаль", – передал непослушному вратарю чиновник.
Впрочем, это еще не все. Хабибулина негласно дисквалифицировали, играть в чемпионате Межнациональной хоккейной лиги за ЦСКА он начал только в сезоне-1993/1994, тоже олимпийском. Однако в сборную приглашения не получал. В Лиллехаммер поехали вратари-середняки Сергей Абрамов из Казани, Андрей Зуев из "Трактора" и Валерий Иванников из Санкт-Петербурга.
Медаль благодаря настойчивости ФХР нашла героя спустя 10 лет, в Солт-Лейк-Сити-2002, где Хабибулин, ставший к тому времени величиной в НХЛ, провел все матчи. И один из них – четвертьфинал с олимпийскими чемпионами чехами – гениально. Сборная России взяла зеркальный реванш за поражение от Доминика Гашека и Ко в финале Нагано-1998 – 0:1.
После победы в матче за бронзу над белорусами нашей команде помимо медалей вручили удостоверения и значки заслуженных мастеров спорта. Всем, кроме третьего вратаря Ильи Брызгалова, который начинал в качестве первого номера позорный для России питерский ЧМ-2000. В Турине-2006 Брызгалова унизили вторично, повесив на него всех собак после поражения в стартовом матче от словаков 3:5 и отправив в глухой запас. На вторых ролях Илья оказался и в Ванкувере-2010, хотя в НХЛ выбился в элитные голкиперы и котировался за океаном выше основного стража ворот сборной России Евгения Набокова.
20 ВРАТАРЕЙ СБОРНОЙ СССР/СНГ/РОССИИ НА ОЛИМПИАДАХ
Вратарь |
Олимпиада |
Матчи |
ПШ* |
1. Владислав ТРЕТЬЯК |
1972, 1976, 1980, 1984 |
19 |
33 |
2. Михаил ШТАЛЕНКОВ |
1992, 1998 |
13 |
20 |
3. Виктор КОНОВАЛЕНКО |
1964, 1968 |
12 |
19 |
4. Николай ПУЧКОВ |
1956, 1960 |
12 |
26 |
5. Евгений НАБОКОВ |
2006, 2010 |
11 |
18 |
6. Сергей МЫЛЬНИКОВ |
1988 |
8 |
13 |
7. Андрей ТРЕФИЛОВ |
1992, 1998 |
6 |
6 |
8. Владимир МЫШКИН |
1980, 1984 |
6 |
9 |
9. Николай ХАБИБУЛИН |
2002 |
6 |
14 |
10. Андрей ЗУЕВ |
1994 |
5 |
15 |
11. Борис ЗАЙЦЕВ |
1964 |
3 |
1 |
12. Евгений ЕРКИН |
1960 |
3 |
4 |
13. Сергей АБРАМОВ |
1994 |
3 |
5 |
14. Илья БРЫЗГАЛОВ |
2006, 2010 |
3 |
8 |
15. Виктор ЗИНГЕР |
1968 |
2 |
1 |
16. Александр СИДЕЛЬНИКОВ |
1976 |
2 |
4 |
Максим СОКОЛОВ |
2006 |
2 |
4 |
18. Григорий МКРТЫЧАН |
1956 |
1 |
2 |
19. Александр ПАШКОВ |
1972 |
1 |
3 |
20. Валерий ИВАННИКОВ |
1994 |
1 |
4 |
ПШ – пропущенные шайбы.