Сегодня сборная России матчем 1/8 финала против команды Норвегии вступает в решающий раунд олимпийского турнира. До заветного финала осталось провести три игры. Ошибаться теперь нельзя. Неудача тут же поставит крест на мечтах о медалях.
Андрей КУЗНЕЦОВ
"Матч против Норвегии нельзя рассматривать как дополнительную тренировку перед "настоящей" стадией плей-офф. Это полноценная и обещающая быть очень трудной игра. Силу соперника моя сборная уже успела почувствовать на чемпионатах мира".
Так говорил Зинэтула Билялетдинов, подводя итоги группового этапа. В тот момент только глухой не уловил бы ноток беспокойства в голосе пытавшегося выглядеть категоричным главного тренера. Сам он поспешил объяснить его нервным опытом предыдущих мировых первенств.
И звучало вроде бы логично. Весной 2012-го Россия действительно встречалась с Норвегией. Интересно, что, как и в Сочи, на первой стадии плей-офф. Автор этих строк наблюдал за тем матчем вживую и не забыл, каких тревог и нервов стоила нам два года назад победа над скандинавами. Достаточно сказать, что после второго периода счет встречи с младшими по классу был 2:2. Звезды российской атаки отбегали 60 минут вхолостую (Овечкин, например, отметился в протоколе как голеадор только благодаря невероятному рикошету после своего броска от пятой точки находившегося в стороне защитника). А решающие шайбы в итоге оказались на счету людей, в наступательных схемах сборной исполнявших в лучшем случае роли второго плана: защитников Никулина, Емелина и еще не оформившего тогда окончательный развод с понятием "спортивный режим" Жердева.
Нельзя не признать, что Билялетдинов сыграл очень изящно. Когда свел всю нервозность сегодняшних олимпийских ожиданий к памяти о том волнительном матче. Но разве все ограничивается "приветом из 2012-го"? Не сложилось ли у вас ощущения, что накануне плей-офф олимпийского турнира главный тренер сознательно умолчал о чем-то более важном? У меня сложилось – причем уже по ходу беседы с наставником сборной после воскресного матча Россия – Словакия.
ГДЕ АТАКА ДЛЯ "ЧЕТЫРЕХ ФИНАЛОВ"?
Побеседовав с легендарными хоккеистами прошлых лет, понял, что не у меня одного.
– Я человек терпеливый и не тороплюсь с негативными оценками. Особенно когда речь идет о нашей сборной. Не могу не отметить, что на этой Олимпиаде многие команды играют в откат. И победить их можно только за счет агрессии в атаке. А не хоккейными шахматами, которые мы успели увидеть в Сочи по ходу матчей с участием России, – дипломатичными штрихами набросал свое видение проблемы Игорь Ларионов.
– Вопросы к стилю российский игры есть, но сборной простят даже то, что она временами бывает неяркой. Простят, если в Сочи-2014 станем первыми, – отшутился Вячеслав Фетисов. Лукавая искра в глазах сенатора обещала продолжение из серии "еще надо стать", но похожая фраза из губ двукратного олимпийского чемпиона не вырвалась.
– Я не понаслышке знаю, что такое олимпийский финал. И субботний матч против США напомнил мне именно такой финал, – поделился впечатлениями президент ФХР Владислав Третьяк. – Так, как действовали соперники в той встрече, обычно ведут себя во время поединков за золото. Никто не хочет ошибаться, команды побаиваются друг друга, уделяют повышенное внимание обороне, лишний раз перестраховываются. Американцы вообще исполняли классический "откат", систему "один впереди – четыре сзади". Мы на правах хозяев вроде бы давили, навязывали инициативу, но открытым хоккей все равно стал только в овертайме.
Вот она, суть проблемы. На пути к золоту Сочи нашей сборной осталось провести еще четыре таких "финала". В том смысле, что обороняться против Малкина и Ко соперники будут именно в описанной Третьяком манере. Норвежцы и (не сглазить бы сегодняшний подвиг по расписанию!) ждущие нас в четвертьфинале финны уж точно. И прорвать эти фьорды реально только инициативной, активной, наработанной игрой нападения.
Ее отсутствие пока и есть главная проблема сборной России. Что, кстати, косвенно заявил и сам Билялетдинов. Признавшись: в воскресенье его команда отстроенный Владимиром Вуйтеком словацкий капкан вскрыть так и не сумела.
СВЯЗАННАЯ МОДЕЛЬ
Вглядимся внимательнее в атаку, с которой хозяева Игр подходят к плей-офф. Наступательное великолепие Овечкина, к сожалению, закончилось вместе с первым периодом матча Россия – Словения. Малкина можно похвалить за желание и старание, да только во что-то большее они пока не выливаются. Игра Семина – хоккейная интерпретация поговорки про короткое одеяло. Автор двух дублей в золотых финалах ЧМ наводит шороху в чужой зоне лишь тогда, когда партнеры по пятерке берут на себя его оборонительную работу. Как только штаб начинает требовать от форварда "Каролины" помощи тылам, он с этой задачей справляется неплохо – но совсем перестает создавать впереди.
Ковальчук с Дацюком занимаются творчеством сами по себе. Радулов непредсказуем. В каждый игровой день приходится гадать, какую роль выберет себе форвард армейцев.
Как ни грустно это признавать, но модель Билялетдинова с двумя ударными звеньями и двумя сдерживающими на Олимпиаде пока себя не оправдывает. Связки Кулемин – Анисимов и Попов – Терещенко перед каждым матчем получают инструкции "защита прежде всего". Единственным реальным итогом такой специализации пока является пугающая неспособность третьего и четвертого звена создать хоть что-нибудь острое впереди.
Надежных спецбригад меньшинства сборная России в групповом турнире не имела, закрываться при минимальном преимуществе в счете у нее тоже получается плохо. В то же время ударные тройки вяжутся по рукам и ногам. Американцы с помощью прессинга успешно решали задачу "заставь Ковальчука и Радулова катать шайбу по собственной зоне". Словаки не давали связке Овечкин – Малкин хоть полметра свободного пространства. Финны, будьте уверены, "прихватывать" умеют еще лучше.
КАНАДОЙ ПРОСТО ТАК НЕ СТАНОВЯТСЯ
Больше всего беспокоят даже не сами эти недочеты, а неактивная политика борьбы с ними. По окончании группового турнира хорошим тоном стало говорить, что Россия в Сочи повторяет путь Канады в Ванкувере. Точно так же проиграла американцам, точно так же довела дело до буллитов в поединке с аутсайдером. В этом, мол, плюс для дела строительства команды – через тернии к звездам, через преодоление себя.
Так-то оно так – если работать на это преодоление. "Кленовые листья" четыре года назад пусть и просидели всю первую половину Игр в яме, зато и все свободное время посвящали кризис-менеджменту. Их главный тренер Майк Бэбкок постоянно тасовал звенья, экспериментировал с большинством и количеством ледового времени разных звезд. Даже Кросби из первой тройки убирал! То же самое, кстати, делает штаб родоначальников хоккея и на нынешней Олимпиаде.
А вот наш штаб почему-то предпочитает консервативно и шаблонно гнуть свою линию. Безмерно уважая предматчевую работу тренеров по анализу соперника и обучению собственных хоккеистов, хочу спросить Билялетдинова: почему же во время самих матчей наша лавка не занимается ничем, кроме просмотра хоккея? Почему главный с тремя скамеечными помощниками (Белоусов, Юшкевич, Белов) за 180 минут группового турнира ни разу не попытались переставить игроков в тройках, отказаться от идеи выпускать Овечкина защитником в бригаде большинства? Почему в глухом запасе маринуют Тихонова со Свитовым, не решаясь на эксперименты даже во встречах со Словенией и Словакией? Почему у человека, наблюдающего за сборной России с трибун дворца "Большой", складывается впечатление полного отсутствия тренерской работы с командой?
Разве не очевидно, что канадцы в Ванкувере преобразились не только за счет морали и психологии "ни шагу назад"? Но и потому, что их мозговой центр не переставал что-то искать, менять, бороться? Ледовые проблемы Малкина, Овечкина или Ковальчука тоже не исчезнут сами собой. Тренерскую помощь в деле их искоренения хочется видеть уже сегодня. В последнем из проходных поединков сочинской Олимпиады.
ЗОЛОТЫЕ ПОДСКАЗКИ ДЛЯ ТРЕНЕРА
На самом деле это даже хорошо, что наша сборная не попала в число сеяных и не пробилась в четвертьфинал напрямую. Матч с Норвегией бесценен для России – поскольку продлевает экспериментальную стадию Игр еще на один день. Будто бы хоккейные боги возвращают Билялетдинову часть упущенного по ходу группового этапа времени.
Самое интересное в том, что в борьбе с кризисом нападения и выдумывать что-то гениальное не нужно. Достаточно вспомнить тот самый золотой чемпионат мира. В 2012-м Малкин играл в одной тройке с Пережогиным и Поповым, связку Дацюк – Овечкин смело разлучали во время игры в большинстве, а Широков, Жердев и Кузнецов "блуждали" между звеньями. В итоге соперники России просто не знали, на кого "набрасывать пиджачки".
Теперь, когда в распоряжении штаба находятся вообще все лучшие форварды страны, поле для творческого поиска куда шире. Не идет модель "два ударных – два сдерживающих"? Не беда. Воссоединяем Попова с Малкиным, а правым в это звено добавляем, к примеру, Кулемина, прекрасно сыгравшегося со звездным центром еще в локаутной "Магнитке".
Право на жизнь имеет и вариант с воссоединением другой обкатанной в КХЛ тройки – Тарасенко – Тихонов – Ковальчук. Дацюка можно определить в диспетчеры к Овечкину. Радулова – испытать в "энерджайзер"-связке со Свитовым, наконец! Богатейший кадровый выбор позволяет тасовать звезд как козыри в колоде. Зря, что ли, именно Россию эксперты и соперники признают командой с сильнейшим олимпийским нападением? Нужно только захотеть "порвать" шаблон и изобрести нечто новое и оригинальное.
– Пусть канадцы в один голос отрицают, что их овертайм на финише группового турнира никак не был связан с желанием "убежать" от России и не встречаться с ней до финала. Я все видел, меня не проведешь, – так Вячеслав Фетисов комментировал турнирное лукавство "Кленовых листьев", окопавшихся в не нашей части сочинской кубковой сетки. Главное, чтобы тренерский штаб сборной России не сделал из предпринятых родоначальниками хоккея хитростей неправильные выводы. Канадцы опасаются нас не потому, что мы сейчас сильны, а потому, что знают, какими мы можем быть сильными. Боятся не сегодняшней формы команды, а ее завтрашнего потенциала. Не понимать этого преступно – поскольку с мыслями "нас уже боятся" до гипотетического финала с триумфаторами Ванкувера точно не доживешь.
Дожить можно, лишь захотев меняться. Преображение себя и сборной – трудная, непривычная, рискованная работа. Но если тренерский штаб впряжется в нее на совесть, благодарна Билялетдинову и Ко будет вся страна.
Потому что никто не забыл одного. Сегодняшним кубковым матчем с норвежцами началась самая важная в судьбе российского хоккея неделя.
Сочи