Сочи-2014. Хоккей

Сочи-2014

19 февраля 2014, 20:23

Больно…

Юрий Голышак
Обозреватель

СОЧИ-2014. 1/4 финала

В среду сборная России уступила в четвертьфинале команде Финляндии – 1:3 и бесславно завершила свое выступление на Олимпиаде.

ФИНЛЯНДИЯ – РОССИЯ – 3:1 (2:1, 1:0, 0:0)

1-й период – 2:1

Голы: Ковальчук – 3 (бол., Дацюк), 7:51 – 0:1. Аалтонен – 1 (Контиола), 9:18 – 1:1. Селянне – 2 (Гранлунд), 17:38 – 2:1.

Удаления: Ковальчук, 2:57. Гранлунд, 7:04. Терещенко, 13:43.

2-й период – 1:0

Голы: Гранлунд – 3 (Селянне, Тимонен), 25:37 – 3:1

Удаления: Емелин, 24:27. Аалтонен, 33:26.

3-й период – 0:0

Удаления: Кукконен, 45:42. Кулемин, 48:24.

РОССИЯ

 

Мин.

Обр.

Бр.

%

Штр.

"СЭ"

ВАРЛАМОВ

26:42

12

15

80,00

5,0

 

БОБРОВСКИЙ

32:12

7

7

100

0

6,5

 

 

О (Г+П)

Бр.

+/-

Штр.

"СЭ"

МАРКОВ

0

2

-1

0

5,5

ВОЙНОВ

0

4

-1

0

4,5

РАДУЛОВ

0

4

0

0

5,5

ДАЦЮК

1 (0+1)

2

0

0

5,5

КОВАЛЬЧУК

1 (1+0)

2

0

2

6,0

 

ЕМЕЛИН

0

1

0

2

5,5

МЕДВЕДЕВ

0

1

0

0

5,5

ПОПОВ

0

2

0

0

5,0

МАЛКИН

0

4

0

2

5,0

ОВЕЧКИН

0

3

0

0

5,0

 

БЕЛОВ

0

2

-1

0

5,5

НИКИТИН

0

3

-1

0

4,5

КУЛЕМИН

0

1

0

2

5,0

АНИСИМОВ

0

2

0

0

5,0

СЕМИН

0

4

0

0

5,0

 

ТЮТИН

0

0

0

0

5,0

ТАРАСЕНКО

0

1

-2

0

4,5

ТЕРЕЩЕНКО

0

0

-2

2

4,5

НИЧУШКИН

0

0

-2

0

4,5

ТИХОНОВ

0

0

0

0

б/о

Финляндия: Раск. Ватанен – Тимонен, Гранлунд – Иммонен – Селянне. Мяття – Сало, Рууту – О.Йокинен – Ю.Йокинен. Хиетанен – Леписто, Корпикоски – Контиола – Аалтонен. Вяянянен – Кукконен, Пилльстрем – Лехтеря – Комаров.

6

Штраф

8

1 (4)

Большинство

1 (3)

22 (9+8+5)

Броски

37 (13+11+11)

Судьи: Виннерборг (Швеция), Сазерленд (Канада).

19 февраля. Сочи. Ледовый дворец "Большой". 11 654 зрителя (12 000).

Юрий ГОЛЫШАК
из Сочи

ПОНДУС ОДИНАКОВЫМ НЕ БЫВАЕТ

Утро вышло хмурое. Три российских журналиста, подрагивая, наблюдали за раскаткой нашей команды. "Раскаткой", впрочем, все это назвать было трудно. Утренней гимнастикой – вполне.

Еременко с синими динамовскими вкраплениями в олимпийской амуниции, Свитов, Никулин, Семин – больше на льду не было никого. Ну, еще пара тренеров – Никитин и Мышкин.

Чуть позже к бодрой бригаде присоединился заспанный Ничушкин. Да внезапно выкатился на лед Варламов. Теперь худо-бедно можно было играть в хоккей. Два вратаря есть – самое главное.

Делать выводы по раскатке – дело пустое. Можно было искать сюжеты – например, застыла на синей линии шайба. Примерзла ко льду.

Камеры сосредоточились на ней. Ища драматургию – синий цвет, Финляндия… Черный цвет по корреспондентским ощущениям тоже лишним не казался. Силу и запал нынешней российской сборной никто уже не переоценивает.

Внезапно просыпался в катающихся юмор – Свитов вставал перед Еременко, Никулин расстреливал ворота. Еременко ловил все, и Свитов, обернувшись, делал страшные глаза. Расставлял пальцы, будто вот-вот сомкнет их на горле лучшего российского голкипера.

Следующая шайба залетала под самую перекладину. Впечатлительный Еременко на всякий случай не ловил.

По всему выходило, что тренеры сборной остановились наконец на Бобровском как вратаре номер один. Иначе с чего бы он отдыхал в номере – а Варламов неспешно потягивал мышцы на утреннем льду?

Кто-то – вроде меня – спешно сочинял заметки: играть с финнами выйдет Бобровский!

– Вот сейчас раскатка закончится, – вяло переговаривались три репортера. – Выйдет пресс-атташе и скажет, что первым будет Бобровский. Хотя я бы доверил Еременко…

Надо было взрывать тишину. Я взорвал – как мог:

– А я бы выпустил против финнов Мышкина Владимира Семеновича. Чтоб поблескивал золотыми очками под маской. Те бы отшатнулись: это что за чудо на льду?!

Никто даже не усмехнулся. Все помнили, как играл Вестерлунд против Билялетдинова в этом сезоне.

Утро было хмурым.

– А играть-то будет… Варламов! – пресс-атташе, общающийся с непосредственным начальством посредством секретных телефонограмм, казался обескураженным. Как и все мы. Кто-то бросился звонить в редакцию, исправляться – Бобровский сыграет, но на лавке.

Мне так и не была понятна логика российских тренеров: почему матч проводит Варламов, матч – Бобровский? Зачем эта странная очередность? Или мы Олимпиаду рассматриваем как этап подготовки к чемпионату мира в Минске?

Пондус одинаковым не бывает, заметил бы на это магистр Игорь Захаркин. И был бы тысячу раз прав.

В Сочи мы с магистром не встретились, а жаль. Зато Вячеслав Быков мило общается с корреспондентами. Открывает самые заповедные уголки души. Заставляет одним своим видом ностальгировать – сборная Быкова была, может, и не сильнее. Но как-то понятнее.

А знаменитый журналист, безошибочно предсказывающий результаты, сообщил мне шепотом – проиграем 1:2.

Я вжал голову в плечи…

КТО РАЗОБЬЕТ ТАРЕЛКИ?

За час с четвертью кто-то трижды отрывисто свистнул. За час кто-то пустил над пустым льдом гнетущую мелодию. Из которой прорывались – или чудились – горькие вкрапления Шопена. Казалось, этот мотив тревоги нашей не имеет ни начала, ни конца. Странно было думать в пустом дворце, что приковано к нему внимание всего хоккейного мира. А ведь приковано.

Хотел бы я знать, какие слова в этот момент произносились в раздевалке сборной России. От каких наши должны были проснуться.

На Олимпиаду-76 в Монреаль моя коллега по "СЭ" и олимпийской бригаде Елена Вайцеховская ехать не хотела. Смертельно устав от спорта. О чем и рассказала дома маме. Мама стояла с тарелками в руках – и первая стопка этих тарелок полетела на пол:

– А ты подумала, сколько в твою подготовку государство денег вложило?

После паузы полетела вторая:

– А сколько сил тренер в тебя вложил?!

Елена Сергеевна "не те" мысли оставила той же секундой. В Монреаль поехала. Стала чемпионкой.

Вот есть ли в сборной по хоккею-2014 человек, способный расколотить тарелки в нужный момент, – и должен был ответить вчерашний день.

Разбивать тарелки, друзья, – это не устало занудствовать над ухом. Вовремя бить тарелки – большой и светлый дар.

…Сборная выскочила из-под трибун, будто такой человек и впрямь нашелся. Александр Овечкин припал на колено, словно де Тревиль. Так на колене и проехался перед ложей прессы. Мы вас тоже любим, Александр Михайлович.

По трибунам шелестела новость – утром следующего дня, в 10.40, первый чартер с игроками НХЛ отправится в Америку. Свободных мест хватало – никто в этот самолет с серебристым крылом не торопился. Ни наши, ни финны.

По флагам первых рядов можно было изучать российские просторы: Волгоград, Барнаул, Курск, Кострома, Омск, Раменское, некое Кондрово.

Из-под одного такого флага наполучал странных персональных приветов перед матчем финн Лео Комаров:

– Леня, Леня Комаров, эээээ…

ДУЭЛЬ БЫВАЛЫХ

Если уж потряхивало перед матчем корреспондентов – могу представить, что творилось в душах игроков. Но финны так ловко уходили от силовой борьбы, прерывали всякую передачу в свою зону, что стало совсем тревожно.

Но вели игру наши. И очень скоро Ничушкин с Тарасенко создали у финских ворот моментище. Эх, Володенька, как же ты не забил?! Минута пролетела – Дацюк!

А там и тяжелые времена подкрались. Ковальчук на лавке, финны проверили Варламова на стрессоустойчивость. Семен держался. Куда деваться?

Но тогда-то и стало понятно: финны нервничают не меньше нашего. Торопились бросить абы как. Ручки дрожали у самых знаменитых.

А Россия играла просто здорово! Откуда что взялось? С градусом у этой игры было все путем. Градус высок.

Когда-то юный гений Гранлунд на чемпионате мира нас крепко огорчил – забил такой гол, что потом на почтовых марках печатали. Как несет шайбу на крюке – и закладывает в самую "девятку" ворот Барулина.

Прошло время – и уже здесь, в Сочи, Гранлунд так вовремя удалился. И Ковальчук всю душеньку русскую, всю силу вложил в бросок. Чуть сетку не порвал, чуть клюшку не утратил – вот вам, 1:0!

Вестерлунд и обмозговать не успел, что теперь делать – а его команда уже отыгралась. Просочился так и не доехавший до "Трактора" Аалтонен сквозь оборону, бросил в Варламова. А получилось – в сетку.

Наши, казалось, устали. Финны – почему-то нет. Мысли в их игре было, может, не столько, зато свежести – вагон и маленькая тележка. Кто знает, что важнее? Даже не у ворот Варламова то и дело вспыхивали пожары, а за ними. Штаб по развитию атак у финнов хоронился где-то там.

Вторую шайбу в ворота России привез Войнов. Вот его особенно жаль – и парень замечательный, и хоккеист. Что не помогло удержать того же Гранлунда у борта. Как ни стелился Марков у ворот, свою дуэль бывалых проиграл 43-летнему Селянне – 1:2. На лице Билялетдинова отразилось такое страдание, будто этот момент разделил его жизнь на "до" и "после". Валерий Белоусов для верности протёр очки. Белов жестикулировал так, будто подавал знак каторжнику на болотах.

Радулов, доехав до ворот Раска, внезапно забывал бросить. Но страстью своей и злостью заставил думать – в следующий раз бросит непременно. Атаки сборной России, увы, были печальны и предсказуемы. Проблески казались эпизодами. Мог забить Овечкин. Не замкнул.

Не клеилось у России каким-то мистическим, нелепым образом. Емелин у своих ворот получал по физиономии до крови, и сам же за этот момент удалялся – вот это было очень характерно. И прискорбно.

А Гранлунд с Селянне загоняли России еще одну шайбу, довольно издевательскую. Выглядел по такой игре гол концом полным и неизбежным. Хоть шесть тренеров смотрели на табло – и табло им отвечало: еще играть и играть. Половину матча!

ПОТ, ПОХОЖИЙ НА СЛЕЗЫ

Команду надо было встряхивать, и лучше всех с этим справился бы Свитов. Но он смотрел матч с трибуны. И тогда Билялетдинов выпустил Бобровского. Которого сочинские трибуны полюбили на уровне Дацюка. Видеть надо было, как ни в чем не виноватый Варламов обнимал своего сменщика!

Камера выхватывала лицо Ничушкина. Катились по нему капли пота. Так похожие на слезы. Ни корреспонденты, ни Билялетдинов не могли понять, почему соперник настолько свежее. Почему 38-летний Тиммонен проворнее любого юниора. Почему финны накрывают буквально каждый бросок. Иронично давая швырять от синей: да пожалуйста…

Мог забить Семин, момент имел хоть куда. Мог Малкин. Большой вопрос – перевернули бы эти шайбы игру. Вроде сборная России давила, но чтоб Раску пришлось выручать – и не было особо таких моментов. Броски принимали на себя финские защитники, до вратаря ничего не долетало.

Можно разбирать игру сборной России по мелочам – размышляя, например, почему не ладилось ничего в связке Малкина с Овечкиным. Но главная беда была в чем-то большем. Нет куража, нет легкости. Сила воли есть. Сборная играла, скрипя зубами – тут вопросов никаких. Выкладывалась полностью. Но на одном лишь зубном скрипе и "морально-волевых" таких легконогих финнов не обыграть.

Билась сборная отчаянно. Поставив на третий период все на свете. Ковальчук кидался на Комарова. Которого в этот вечер не признавали другом даже динамовские фанаты.

Я смотрел и понимал, что очень люблю эту команду. Ни у Дацюка, ни у Маркова с Тютиным Олимпиады уже не будет. Малкин с Овечкиным на следующих Играх будут хоккеистами в возрасте.

Мне не в чем упрекнуть сборную России. Даже за безволие последних минут этого проклятого матча, лишившего нас мечты. Это канадцы могут собрать и вторую, и третью команду – не слабее первой.

У нас с вами другой сборной нет.