21 февраля 2014, 00:09
"СЭ" попытался разобраться, к каким переменам в отечественном хоккее приведет провал сборной России на сочинской Олимпиаде.
Андрей КУЗНЕЦОВ
НА ОЧЕРЕДИ МОСКВА-2016
Вопрос первый. Что будет с Билялетдиновым?
Вчера днем спецкору "СЭ" стало известно, что добровольно подавать в отставку главный тренер сборной не намерен. Ни до, ни во время, ни после обещанного Владиславом Третьяком исполкома ФХР.
По моей информации, Зинэтула Хайдарович твердо убежден в одном: своего слова в национальной команде он пока так и не сказал. Желание отработать весенний чемпионат мира у специалиста есть. А мыслей об уходе у него не появлялось вообще. Ни в четверг, на эмоциях после позорного поражения от финнов, ни теперь, когда голова хоть чуть-чуть да остыла.
Узнав об этом, я, честно говоря, был шокирован. Принципиальным нежеланием Билялетдинова чувствовать на себе хоть какую-то ответственность за провал на сочинской Олимпиаде. Почему-то кажется, что тот же Анатолий Тарасов, вылетев в четвертьфинале домашних для страны Белых игр, на следующий день прилетел бы в Москву и написал заявление об уходе. Приняли бы ее высшие спортивные и государственные власти – вопрос другой.
Остается лишь обратиться к Владиславу Третьяку, другим членам исполкома и министру спорта проявить принципиальность, руководствоваться здравым смыслом.
Пусть Билялетдинов сколько угодно считает, что своего слова он не сказал. Мы насмотрелись, чем оборачивается его работа по перековке национальной команды. На Евротуре, на мировом первенстве в прошлогоднем Хельсинки, на домашней Олимпиаде. Закончить сезон еще одним позором, теперь уже в Минске?
Если нынешний главный тренер повезет сборную на чемпионат мира, никто дивидендов от этого, пользы на будущее или простой человеческой радости, скорее всего, не получит. Так зачем пускать под откос очередной полноценный большой турнир?
Таких, кстати, перед Москвой-2016 будет всего два. И что-то я не слышал, что мы отказываемся претендовать на золото домашнего ЧМ.
Вопрос второй. Почему об отставке Билялетдинова не объявили по горячим следам после фиаско?
Исполком, о котором говорит Третьяк, – только одна сторона медали. Суть еще и в том, что высокопоставленные поклонники сборной России пока своего мнения о сочинском провале не озвучили. По моей информации, никто из высших эшелонов власти хоккейным боссам по горячим следам не звонил. А без консультаций на таком уровне стратегический для главной команды страны вопрос не решается.
ИНОСТРАНЦА НЕ БУДЕТ
Вопрос третий. Если родится решение менять главного тренера, кто будет новым?
Здесь ситуация в точности копирует ту, которая сложилась в 2011-м после отставки Быкова. "Звать некого, кроме…" Только три года назад после "кроме" стояла фамилия Билялетдинов. Теперь – Знарок. По ходу этого олимпийского цикла выросший в лучшего клубного тренера страны, каким раньше считался как раз Зинэтула Хайдарович.
По моим данным, федерация в случае отставки нынешнего главного тренера в качестве единственной кандидатуры для переговоров будет рассматривать именно динамовского наставника. Причем понятно, что в плей-офф Кубка Гагарина он и предстоящей весной задержится по максимуму. Значит, времени на подготовку к чемпионату мира у специалиста будет в обрез. В этих условиях полезным может оказаться главный тренер золотой молодежки-2011 Валерий Брагин, который, судя по всему, может войти в штаб Знарка.
Освобожденный тренер в марте – апреле способен и хоккеистов по городам-весям КХЛ смотреть, и в Новогорске с национальной командой работать, и ездить на матчи Евровызова. При этом привести с собой в сборную своих любимых помощников Знарку никто, естественно, запрещать не будет.
Нельзя не порадоваться принципиальной позиции Третьяка, вчера в очередной раз напомнившего: "Нет ни малейшего шанса на то, что национальную команду возглавит иностранный тренер". Абсолютно согласен с президентом ФХР в том, что даже провальные итоги Сочи – не повод капитулировать и задвигать российскую хоккейную школу ради сомнительного профессионализма варягов.
А вот вопрос о том, должен ли новый главный тренер национальной команды обязательно работать на освобожденной от клуба основе, пока не поднимался вообще.
КОМАНДА КАПИТУЛИРОВАЛА
Вопрос четвертый. Что будет с игроками, в теплой компании восьми тренеров провалившими Олимпиаду?
Понятно, что Малкина, Овечкина и прочую звездную рать клеймить позором и переводить во враги народа никто не собирается. Потому что Сочи-2014 проиграл в первую очередь тренерский штаб. И раскрыться по-настоящему нашим суперфорвардам не дала именно тренерская модель. Но абсолютно безвинными считать хоккеистов тоже нельзя. Из упреков, которые могут прозвучать в их адрес, лично мне самыми важными кажутся три.
Первый. Если вы забиваете по, как модно нынче писать в интернете, "стопятьсот" голов в НХЛ, то где по пути в Сочи потеряли свою снайперскую удаль? Понятно, что модель не та, но уж норвежцам со словаками можно было накидать полную кошелку и на голом классе. Миллион бросков, сделанных тем же Овечкиным из убойных позиций, но мимо ворот, – провал из тех, что лежит исключительно на совести игрока.
Упрек второй. Если вам так не нравилась тренерская модель, почему в первом или хотя бы втором перерыве четвертьфинального матча забитая звездами раздевалка не захотела взять его судьбу в свои руки? Почему нельзя было попросить тренера оставшееся до сирены время отстоять на скамейке с умным лицом, а самим разработать кризисный план да воплотить его на площадке? Позволительно ли было заражаться от штаба турнирным равнодушием?
В легендарном Квебеке-2008 Сергей Федоров был инициатором чудесного воскрешения в финале, призвав команду играть не по-тренерски, а по-своему. Почему новым Федоровым не захотел стать ни Ковальчук, ни Овечкин, ни приезжавший на свою последнюю Олимпиаду Дацюк, и команда предпочла капитулировать?
Упрек третий. После разгрома в Ванкувере звезды сборной перед тем, как расстаться, собрались и дали друг другу слово обязательно приехать весной на чемпионат мира и порадовать страну хотя бы там. Теперь же на такой порыв души те же самые хоккеисты оказались неспособны. Рассказывают, из Сочи улетала не команда, а разобщенная толпа игроков. В которой каждый был сам по себе.
Хотя в случае смены главного тренера проигнорировать вызов на минский ЧМ энхаэловцы вряд ли решатся.
На этом с критикой спортсменов все. Копаться в провальных сочинских гастролях можно сколько угодно, но как не прислушаться к Владиславу Третьяку? "Я потратил много сил на то, чтобы у сборной России больше никогда не было звездных отказников. Теперь ребята любят национальную команду, с удовольствием в нее приезжают. Это та ценность, которую у страны не отнимет никакой хоккейный олимпийский провал. Поэтому мы, разбираясь в ошибках Сочи-2014, не должны зайти очень далеко и превратить поколение Малкина – Овечкина в новых отказников", – сказал мне президент ФХР. И это правда. Им еще домашний ЧМ и следующую Олимпиаду для России выигрывать.
БЕСХОЗНЫЕ ПОДАРКИ
Вопрос заключительный. Что будет с ФХР и КХЛ?
Сначала о федерации. Самым нелогичным решением в процессе разборов итогов Олимпиады было бы увольнение Третьяка. И не только из-за того, что никто из хоккейных легенд не сможет выполнять работу президента качественнее. Но и потому, что именно Владислав Александрович больше всех заслужил несостоявшейся победы в Сочи-2014.
Создал для нее все условия, которые мог. В его фразе "разве что в ворота не встал" нет ни капли преувеличения или позерства. Разве не Третьяк победил НХЛ в переговорах о дате подачи олимпийских заявок? Выбив для Билялетдинова десять важнейших, потраченных на турне по Северной Америке дней? Пусть главный тренер не распорядился подарком с пользой, но возможность-то имел.
А вспомните истребованное у президента ИИХФ Рене Фазеля право на позднюю январскую замену Варламова, который в этом сезоне страдал не только от билялетдиновской, но и от другой модели. Слава богу, что эта лазейка нам не понадобилась – а ведь ох как могла!
Нелегко было и договориться с МОК о разрешении провести на олимпийском объекте Кубок Первого канала-2013. Выигрышем Третьяка закончился спор с НХЛ, желавшей играть в Сочи-2014 на катках американского формата – в противном случае шансы Канады и США взять золото стали бы определению выше российских.
Я называю только главные козыри из всех добытых для сборной России президентом ФХР. О суперкомфортном календаре, щедром расширении тренерского штаба, условиях жизни и работы, в которых команду разве что птичьим молоком не кормили и в 10-звездочные отели по причине отсутствия таковых не прописывали, и без того известно всем.
Поэтому потерять такого сильного руководителя для российского хоккея было бы просто смертельно. И очень хочется, чтобы понимание "Третьяк в олимпийском провале точно невиновен" было у всех.
Ну а если говорить о лиге, любопытен прежде всего такой факт. Работа над новым регламентом будет вестись в условиях жесточайшего постолимпийского похмелья. Весьма интересны предвкушения процесса влияния выводов из Сочи-2014 на основополагающий документ клубного хоккея.
В одном, кстати, убежден. Встречаясь на матчах Олимпиады с Александром Медведевым, Владимиром Шалаевым и другими боссами КХЛ, ваш покорный слуга видел, как искренне они переживают за сборную. В этом чувстве человеческой сопричастности они ничем не отличаются от всей страны, для которой самая любимая команда – не казанская, не динамовская и не питерская. А именно национальная.
И поэтому ослабления, скажем, лимита на легионеров нам бояться, думаю, не стоит. Патриотизма руководству КХЛ не занимать. Как гол в ворота сборной России после передачи Контиолы забивал Аалтонен (а этих игроков мы вырастили в звезд в первых звеньях своих ведущих клубных команд), большие боссы видели своими глазами. Как тут не появиться желанию растить в своих лигах не финнов-канадцев, а своих звездочек. Новых Ничушкиных, Кузнецовых и Малкиных.
Тогда на следующей хоккейной Олимпиаде шоковые поражения фаворитам четвертьфинала будем наносить уже мы.