Президент московского "Динамо", член совета директоров КХЛ специально для "СЭ" подвел итоги как всей Олимпиады, так и ее хоккейного турнира, а также предложил кандидатуру нового главного тренера национальной команды.
Президент "Динамо" с иронией взглянул на листы корреспондента "СЭ" с десятками вопросов и усмехнулся:
– Знаете, причины нашей хоккейной неудачи в Сочи не ясны даже прославленным ветеранам и специалистам. А я вижу, что меня, человека не полностью хоккейного, вы сейчас попросите устроить дотошный разбор полетов. Не уверен, что справлюсь с этой ролью (смеется).
– Тем не менее, вы, как президент лучшего клуба КХЛ и заслуженный тренер России, наверняка имеете свое мнение о хоккейном вылете.
– Если откровенно, мне, как доктору педагогических наук, прежде всего интересны глобальные итоги Олимпиады. Очень здорово, что на Играх Россия смогла вернуть себе статус спортивной супердержавы. Надеюсь, после Сочи в общественном сознании произойдет перелом. Мне кажется, на каком-то этапе своей истории страна увлеклась самоуничижением и негативом. И вот теперь все убедились, что мы сильны в созидании, что можем побеждать даже на самом высшем уровне, что мы – держава. Надеюсь, и вы, журналисты, подхватите этот импульс.
– И все-таки в олимпийском хоккее у нас, увы, разворачивались исключительно плохие события.
– Хоккейная команда была, если хотите, витриной всей нашей олимпийской выставки. Тем тяжелее смотрелось ее выступление, причем во многих поединках турнира. С неудачей нашей ледовой дружины в негативном плане могла конкурировать, пожалуй, только история снятия с турнира Евгения Плющенко.
– То есть вы не считаете наше поражение в четвертьфинале с финнами случайным?
– Полагаю, сейчас в хоккее мы пожинаем плоды того системного кризиса, который был у нас на переломе эпох. Знаете, в СССР в спорте было много правильных вещей, и мы их, к сожалению, растеряли. И прежде всего – системы детско-юношеских школ, подготовки тренеров, любительского спорта. В те годы я на протяжении 15 лет работал тренером на различных уровнях, поэтому знаю, о чем говорю.
Вот недавно увидел у вас на сайте опрос болельщиков. Почти все винят в неудаче Зинэтулу Билялетдинова. Но, как мне видится, по большому счету он стал заложником системного кризиса. Раньше тренеры легко могли собрать сразу несколько сверхконкурентных сборных – на базе "Динамо", ЦСКА, "Спартака" и так далее. А сегодня они с грехом пополам набирают игроков на одну национальную команду.
Это говорит о том, что у нас проблемы с корнями – с детскими и юношескими школами. Мы перестали в массовом порядке воспроизводить классных хоккеистов.
– Не ожидал услышать слова о хоккейном кризисе из уст руководителя "Динамо" – клуба, который два года подряд завоевывал Кубок Гагарина.
– Да, мы не забываем традиции, пытаемся где-то идти чуть впереди конкурентов. Скажем, создали уже две школы олимпийского резерва – в Москве и Питере. Причем там с ребятами работают не только спортивные тренеры, но и квалифицированные педагоги по различным общеобразовательным дисциплинам. Все понимают: человек с двумя извилинами никогда не станет большим спортсменом.
Если говорить о тренерах и менеджерах "Динамо", то они стараются брать все лучшее из прошлого, ставят во главу угла команду и традиционный для России коллективный хоккей. У нас в "Динамо" есть и такое понятие как клубный патриотизм. Все эти факторы приносят результат. При отнюдь не высшем бюджете в КХЛ появилась команда-чемпион, как мы ее называем, рабочая "дрим-тим" (смеется).
– Говорят, что Билялетдинова в ближайшее время в сборной заменит именно главный тренер рабочей "дрим-тим" Олег Знарок. Ваш комментарий.
– Если заглянуть в турнирную таблицу этого чемпионата, в "сетки" плей-офф последних лет, то все становится ясно. Сегодня Олег Знарок – тренер номер один в нашем хоккее, а наш генеральный директор Андрей Сафронов – лучший менеджер. Поэтому, на мой взгляд, приглашение штаба "Динамо" в сборную напрашивается.
– Каковы, на ваш взгляд, козыри Знарка?
– Повторюсь, я не являюсь большим хоккейным специалистом, поэтому не готов давать какие-то детальные характеристики. Но со стороны мне очень импонирует абсолютная погруженность нашего тренера в процесс. Он живет жизнью команды 24 часа в сутки, знает о каждом игроке все – вплоть до того, кто в какое время, уж извините, ходит в туалет. К слову, такое же внимание к деталям видел у приглашенного нами итальянского специалиста по борьбе Эцио Гамбы, благодаря которому Россия так здорово выступила на Олимпиаде в Лондоне-2012.
– Из Федерации хоккея России вам по поводу Знарка и Ко уже звонили?
– Нет, на официальном уровне пока никто не обращался.
– Но вы готовы штаб отпустить?
– Думаю, Знарок со своей командой специалистов созрел для работы со сборной. Единственный момент: тренер ни на день не должен выпадать из тонуса, иначе он моментально теряет форму. Поэтому совмещение постов в клубе и национальной команде – самый профессиональный вариант. И, на мой взгляд, оптимальный.
– Какой срок должен быть дан новому тренеру сборной?
– Здесь не нужно ничего изобретать – на четыре года. Хотя в дзюдо, например, тренерам дают и два олимпийских цикла. Чтобы одно поколение смогло выстрелить, а второе – встало на ноги и постучалось в дверь.
– Может, Билялетдинова подвело как раз то, что он был освобожденным тренером и просто потерял форму?
– Эта версия заслуживает рассмотрения. Плюс не нужно забывать еще один важный момент. Мне кажется, на нашей домашней Олимпиаде выступили хорошо прежде всего те спортсмены, которые в последние годы жили в России. Они видели, как строится новый Сочи, понимали, что значит олимпийский успех для наших болельщиков, для страны. А те ребята, которые триста дней в году трудятся, например, в Каролине или Лос-Анджелесе, какие-то нюансы могли и не прочувствовать.
Вообще по итогам хоккейных Игр появляется много пищи для размышлений. Мне показалось, что мы могли больше доверять игрокам из КХЛ. Александр Радулов и Илья Ковальчук проявили себя в Сочи с самой лучшей стороны. Первый был, как обычно, сверхактивен, второй забивал, даже несмотря на травму. Плюс кахаэловцы оказались адаптированы к большому льду, а лига предоставила им дополнительные десять дней для подготовки. С этой точки зрения, наверное, состав оказался подобран не оптимально. Где-то тренеры не выдержали свою линию, как говорится, прогнулись под общественное мнение, о чем, наверное, уже пожалели.
Вот мы авансом взяли в Сочи из НХЛ того же Валерия Ничушкина. И что? Молодой хоккеист на эмоциях проявил себя только в первой игре, а потом пропал. А ведь мы прошлым летом встречались с Ничушкиным и его крестным отцом, говорили, что Валерию еще рано уезжать в НХЛ. Что в "Динамо" у него есть шанс стабильно работать под руководством квалифицированного штаба и превратиться в одного из лидеров нашего хоккея. Жаль, нас не услышали. И опасаюсь, что после эмоционального всплеска игрока в первом заокеанском сезоне мы можем этот талант потерять.
СОВЕТНИК ОВЕЧКИН СЫГРАЛ НОРМАЛЬНО
– Если говорить об общественном мнении, то ваш советник Александр Овечкин был подвергнут в Сочи жесткой критике и в негативном плане упоминался едва ли не чаще Плющенко…
– Я не согласен с критикой Александра. Он выступил на нормальном уровне, полностью выложился. Другое дело, что Овечкин привык и в НХЛ, и в "Динамо" выходить всегда в первом звене, доминировать на льду. В Сочи же его тройка была скорее второй. Да и играть в большинстве на синей линии европейской зоны для Александра не совсем привычно – все-таки ворота уж очень далеки. Считаю, все эти факторы сказались. Да и известие об инфаркте отца надломит любого из нас.
Если же говорить о Плющенко, то я был поражен, когда узнал о том количестве травм и операций, которые перенес этот ярчайший фигурист. То есть мы не озаботились подготовкой молодого спортсмена, а пошли по легкому пути и решили выжать все соки из фактически инвалида. На мой взгляд, с этой точки зрения мы просто проели свое будущее. И можем потерять перспективного фигуриста Ковтуна, которого все эти события способны надломить.
– До сих пор многие обсуждают гол-фантом защитника Тютина в матче Россия – США, не засчитанный американским арбитром…
– Буду рассуждать как болельщик. На мой взгляд, ошибка судей очевидна: секунд десять они позволяли играть командам со сдвинутыми воротами. А потом жертвами их невнимательности стала наша команда, гол которой, впрочем, был отменен по правилам.
Самое обидное, что этот момент стал для нас переломным на турнире. Ведь в случае победы над американцами сразу выходили в четвертьфинал на словенцев или латвийцев.
– В Солт-Лейк-Сити-2002, когда Самсонов забивал американцам первый гол-фантом, канадский арбитр отказался смотреть видеоповтор. В Сочи получилось все наоборот…
– Я понимаю, что судейские скандалы болельщикам всегда интересны. Но, признаюсь, к арбитрам отношусь с особым уважением. Сам побывал в их шкуре, знаю, как нелегок такой труд. Но нужно понимать: если у тебя есть команда, то одна ошибка судьи ее никогда не сломает.
МАТЧ КАНАДА – США ВЕРНУЛ В СССР
– Какой из матчей Олимпиады вам особенно понравился?
– Выделю два: Россия – США и Канада – США. Североамериканский полуфинал вообще вернул меня во времена советского хоккея, когда мы имели возможность наблюдать калейдоскоп атак то на одни, то на другие ворота. По яркой игре североамериканцев почувствовал, что в НХЛ многое взяли из европейского хоккея, а силовая составляющая, грязь ушли за океаном на второй план.
– Ваши потенциальные делегаты в Сочи – вратарь Еременко, форварды Соин и Кокарев сильно переживают, что упустили шанс выступить на Олимпиаде?
– Сыграть на главном турнире четырехлетия мечтают все. Конечно, наши ребята переживали, но команда их поддержала. Считаю, если бы Соин с Кокаревым поехали в Сочи, а Еременко получил там игровое время, то "Динамо" перед плей-офф приобрело бы дополнительный эмоциональный импульс.
– Зато Комаров привез в "Динамо" финскую бронзовую медаль…
– Лео, как и наш латвийский форвард Мартиньш Карсумс, сыграл за сборную так, как играет за "Динамо". Комаров – профессионал, он абсолютно четко знает свою роль и не выходит за рамки. Казалось бы, только что он тебя провоцировал, выводил из себя, а прозвучал свисток – и Комаров – само добродушие. Неудобный для соперника игрок. В борьбе, кстати, такие противники тоже считаются самыми неприятными.
ЛИМИТ НА ЛЕГИОНЕРОВ НАДО УЖЕСТОЧАТЬ
– На ваш взгляд, какие уроки КХЛ должна извлечь из домашних Игр?
– В целом наша лига развивается, идет движение в правильном направлении. Не могу сказать, что делегаты из КХЛ в Сочи провалились: латвийцы боролись на равных с канадцами, финны разгромили американцев, Радулов, Ковальчук, Терещенко и Медведев вели за собой россиян. Но главное, увы, то, что в целом наша команда всех разочаровала.
Поэтому ни о какой самоуспокоенности речи нет. Мы в "Динамо" готовим свои предложения для КХЛ, со своими заготовками придут в лигу и другие ведущие клубы. Будем думать, как работать дальше.
– Как будет меняться в КХЛ лимит на легионеров?
– Здесь у каждого клуба своя позиция. Мы в "Динамо" полагаем, что необходимо сократить лимит с пяти хоккеистов до трех. Сегодня через легионеров в КХЛ финансируются чуть ли не все страны Евросоюза, тогда как на молодых россиян в России по традиции смотрят свысока.
Убежден, что ужесточение лимита заставит многие клубы пойти по нашему пути и открывать детские школы. Чем больше их будет, тем быстрее встанет на ноги наша олимпийская сборная. А то сейчас мы в лиге проводим странное мероприятие под названием драфт, на котором можем защитить только пять своих воспитанников. В результате получается, что детскими школами выгодней не заниматься. Покупай легионеров, плати деньги свободным агентам, живи сиюминутными интересами – и будешь на плаву…
– Напоследок ваши пожелания болельщикам "Динамо" перед стартом финального этапа сезона КХЛ.
– Я призываю наших многочисленных болельщиков следовать традициям и всю весну ходить в Лужники в театр под названием "хоккей". Тем более что наша динамовская труппа сегодня является лучшей на территории КХЛ. Ну а мы, руководители клуба, сделаем все возможное, чтобы эта весна стала для "Динамо" такой же долгой, как две предыдущие. Даешь кубковый хет-трик!