6 мая 2011, 03:30
СОЧИ-2014
На следующей неделе нам предстоит отметить необычную дату - до открытия зимних Игр 2014 года остается ровно 1000 дней. А накануне этого события мэр Сочи рассказал корреспонденту "СЭ" об олимпийском наследии, улыбающихся сочинцах и сдвиге в сознании.
- Недавно в редакции "СЭ" побывал помощник президента России Аркадий Дворкович, который считает, что наследие чемпионата мира по футболу выше, чем у сочинских Игр. Вы с этим согласны?
- Аркадий Владимирович - экономист, у него больше информации на этот счет, и, вполне возможно, его мысль вполне корректна. Но я бы ушел от прямого ответа. Не хочу сравнивать. Любое мероприятие такого масштаба - важно само по себе. Все они - Олимпиада, чемпионат мира, этап "Формулы-1" - дадут возможность продвигать Сочи и Россию в целом во всем мире.
Мне когда-то жители часто высказывали претензии. Зачем, дескать, нам нужен экономический форум, зачем "Формула-1", когда в городе и так шумно. Я всякий раз терпеливо объяснял: не будет этих событий - не будет в городе бизнеса, а следовательно, доходов. Ни в городской казне, ни в карманах сочинцев. Каждое такое событие - это дополнительная реклама городу и инвестиции, прямые и стратегические.
- Вообще какой-то сдвиг в сознании людей произошел? Вы это почувствовали?
- Да, почувствовал. Лед тронулся. Раньше люди не хотели терпеть временные неудобства ради Олимпиады. Сейчас отношение изменилось. Люди своими глазами увидели и уже успели почувствовать на себе то, ради чего, в частности, Россия добилась права провести Игры. Сколько будет решено застарелых городских проблем! В следующем году, убежден, исчезнут пробки. Рекультивирована адлерская свалка. Построен завод по мусоросортировке, о котором мечтают даже в столице.
Во все времена одной из наиболее проблемных точек Сочи была энергетика. Энергорайон был рассчитан на 240 мегаватт, а потреблялось под 400. Отсюда - низкое напряжение, выход из строя бытовой техники. Понятно, что нужно было строить новые теплоэнергостанции. Но как построить, когда не хватает газа? Решено было провести по дну моря газопровод, город будут обслуживать три ТЭС, которые будут генерировать 1000 мегаватт.
Открыты две новые больницы - в Дагомысе и в Красной Поляне. Они уже работают, туда отправляют жителей на диагностику. А образование? Когда прежде в городе за один только год строилось три новых школы, а восемь других были отремонтированы? Это ли не наследие? В коммунальном плане Сочи на наших глазах превращается в один из самых передовых городов страны. Я могу еще долго на эту тему говорить. Важно, чтобы все поняли: без Олимпиады все это было бы невозможно.
- Тот самый случай, когда выделить какое-то одно наследие не представляется возможным?
- Безусловно. Разве не важным было решение не строить временное жилье для тех, кто будет обслуживать Олимпиаду, а сразу возводить полноценные дома? После Игр эти квартиры, примерно десять тысяч, будут переданы очередникам.
А как оценить изменения, которые уже произошли в культурной жизни сочинцев? К нам регулярно приезжают маэстро. Сочинцы сегодня могут пойти на концерт классической музыки, а завтра - современной. Все это меняет мировоззрение людей, их ментальность. Я иду утречком по городу, мне люди навстречу улыбаются, здороваются. Мы стараемся меняться. Заставляем учить английский язык официантов, водителей автобусов. Да, это непросто, да, не все гладко, но главное заключается в том, повторяю, что люди меняются. И это необратимый процесс, в результате которого мы получим в лице сочинца гостеприимного человека.
- Проведены первые тестовые соревнования - этап Кубка Европы по горнолыжному спорту. Вы довольны тем, как все прошло?
- Важно то, что довольными остались сами спортсмены, а также представители международных организаций. Общий лейтмотив их высказываний: для этапа Кубка Европы это был высочайший уровень. Нашу работу оценили на "отлично". Хотя что значит "нашу"? Ведь это была совместная работа министерств спорта и здравоохранения, администрации края.
- Остались ли непереселенные люди в районе строительства олимпийских объектов?
- Остались, но мы близки к завершению этого процесса. Могу сказать, что соглашения в отношении четырех пятых объектов недвижимости уже подписаны. Большинство людей выбрали материальную компенсацию. Возможно, вы помните, как все начиналось, сколько было недовольств. Я не сказал бы, что сегодня нас носят на руках: есть жалобы, письма, но ситуация стабилизировалась. Работаем. Человеческий фактор присутствует и в вопросе с переселением. Мы идем навстречу, понимаем: переселение - это большое неудобство. Но если стремление людей к компенсации за это неудобство выходит за рамки закона, не стесняемся говорить об этом прямо. Мы делаем большой спортивный праздник для всего мира. Но при этом ни один сочинец не должен быть обижен. Для нас это не просто слова. Это установка.
- Мало кто сомневается, что накануне Игр в Сочи начнется резкое повышение цен на услуги, на жилье в частном секторе. Как вы намерены с этим бороться?
- Напрямую влиять на ценообразование мы не имеем права, но какие-то меры в рамках экономического способа регулирования цен предпринимать, конечно, будем. Что касается цен на жилье, например, в гостиницах, то, согласно Заявочной книге, мы обязаны обеспечить 41 тысячу мест для проживания гостей Олимпиады. При этом владельцы отелей, которые получили право принять гостей, уже подписали с Оргкомитетом соглашения. В них зафиксированы конкретные цены.
- И что, все сразу согласились?
- Тем, кто захотел получить сверхприбыль, мы напомнили, что сама возможность такого заработка зимой у них появилась исключительно благодаря Олимпиаде. И что проводится она не для того, чтобы заработал кто-то один.
- Правда, что сочинцы поддерживали в качестве талисмана Игр дельфина на лыжах, который в итоге талисманом так и не стал?
- Да, дельфину в Сочи симпатизировали. И лично мне он тоже был симпатичен. Но голосование подтвердило, что Игры принадлежат не только Сочи, но всей России. И мы выбором страны остались довольны. А что касается дельфина, то у нас в его отношении есть интересные планы. Не исключено, что сделаем дельфин талисманом города.
Сергей БУТОВ