ОЛИМПИЗМ
После Олимпиады-2012 в Лондоне сборные России по летним олимпийским видам спорта делают ставку на иностранных специалистов, готовых работать не только на быстрый результат, но и на перспективу.
Екатерина КУЛИНИЧЕВА
Универсиада в Казани подтвердила: несмотря на надвигающуюся Олимпиаду в Сочи, наши спортивные руководители не собираются ставить крест на летних видах. В большинстве сборных, начавших подготовку к Играм в Рио-2016, сейчас нет проблем ни с деньгами, ни с желанием привлечь лучшие тренерские кадры. После Игр-2012 к работе в штабах наших команд приступили три именитых иностранных специалиста: Бенуа Виту возглавил спринтерскую группу в велотреке, Стефано Чериони – российских рапиристов, а Жан-Ив Шетан – гребцов-слаломистов.
Стратегия привлечения наставников из-за границы проста: во-первых, речь должна идти о специалисте с именем. Во-вторых, команда тренеров должна быть как минимум смешанной по составу – чтобы отечественные специалисты при желании перенимали опыт. Момент для импорта "тренерских мозгов" с Запада очень удачный: многим топовым специалистам стало тесно в устоявшейся европейской системе. Так что за дзюдоистом Эцио Гамбой и фехтовальщиком Кристианом Бауэром, приехавшими в Россию еще перед Лондоном-2012, сейчас потянулись и другие наставники, которые намерены не просто дать результат, но и построить у нас всю систему подготовки во вверенном им виде спорта.
Первым из новых иностранцев в октябре прошлого года приехал 39-летний француз Бенуа Виту. Согласно одной из баек, на первой встрече с командой он пошутил, что если не сумеет вывести российский спринт на лидирующие позиции, то отправится во Францию пешком по старой Смоленской дороге – как наполеоновские солдаты в 1812-м. Но до этого пока не дошло. Под руководством Виту на чемпионате мира-2013 в Минске Денис Дмитриев завоевал историческое для России серебро на велотреке в индивидуальном спринте. И это самый крупный пока успех новых иностранцев.
49-летний Стефано Чериони – едва ли не самое громкое имя среди "вновь прибывших". Выдающийся фехтовальщик, впоследствии ставший не менее успешным тренером, с итальянской командой собрал в Лондоне небывалый медальный урожай. А потом уехал в Россию. В отличие от коллег-французов, Чериони, поселившийся недалеко от базы в Новогорске, привез к нам своих помощников – Джованни Бортолазо и Маурицио Зомпарелли. Однако работают итальянцы в связке с российскими специалистами.
– Чериони всегда был лидером, – отмечает главный тренер сборной России по фехтованию Ильгар Мамедов. – Фехтовать с ним было невозможно: все бои получались реальными драками. Чтобы противостоять его сумасшедшему натиску, решения нужно было принимать моментально. Эта черта осталась и когда он стал тренером. Я не раз имел возможность наблюдать, как судьи ломались под натиском Чериони. От его психологического давления они начинали теряться. И я рад, что сейчас он на нашей стороне.
– После Лондона все были согласны, что тренерскую команду нужно укреплять, – объясняет вице-президент Федерации гребного слалома России Антон Лазько, пригласивший в нашу страну 38-летнего Жан-Ива Шетана. – Топ-тренеров в мире гребного слалома человек пять. Номером один в моем списке был другой француз – Селиван Куренье. Но он не захотел покидать Францию. Однако порекомендовал нам Шетана. Если честно, я не очень рассчитывал, что мы сможем его заполучить. Это очень ценный кадр для своей страны. Обычно людей такого уровня отпускают крайне неохотно. К примеру, несколько лет назад мы искали человека, который помог бы готовить Дмитрия Ларионова и Михаила Кузнецова (бронзовые призеры Пекина-2008. – Прим. Е.К.) к Играм-2012. Я держал на примете немца Андре Эренберга, который в тот момент остался без работы. Но как только в Германии услышали, что ему предлагают работу в России, в Баварии сразу же специально для него придумали должность.
План Шетана рассчитан не на быстрый эффект, а на все олимпийское четырехлетие, работа расписана по годам. У российских спортсменов, хотя они и рвутся получить от нового наставника как можно больше и как можно быстрее, такой подход, как убедилась корреспондент "СЭ", нашел понимание.
Почему же европейские тренеры с мировыми именами едут именно к нам, а не в Китай или Бразилию, где тоже вкладывают в "импорт спортивных мозгов" очень большие деньги? В Италии, где отъезд Гамбы (как потом и Чериони) многие восприняли довольно болезненно, нашли такое объяснение: "В Сибири Гамба смог заняться проектом, который ему не позволили реализовать в Италии". Эта статья в итальянской газете Corriere Della Serа, к слову, называлась "Мозги и мускулы сбегают". Все это немного напоминает российские реалии 90-х, хотя проводить параллели здесь не совсем правильно, несмотря на кризис в Европе.
Вот еще одна цитата из итальянского интервью Гамбы: "В России не все идет правильно в социальном плане, но что касается спорта, тут Россия опережает Италию. Проект, который я претворяю в жизнь в России, был разработан для Италии, но неспособность федерации планировать привела к тому, что я не смог его осуществить".
О подобных проектах так или иначе говорит каждый приехавший тренировать в Россию европеец. Французы Виту и Шетан не скрывают, что советовались с соотечественником Бауэром, работающим в нашей стране с 2010 года.
– Когда я в октябре показал Чериони базы в Новогорске и на озере Круглом и свозил к президенту федерации, он попросил время до конца года, когда истекал срок его контракта с итальянской федерацией, – вспоминает Ильгар Мамедов. – А в конце декабря дал свое согласие. Понятно, что тут нам немного помогли кризис в Европе и те непростые взаимоотношения, которые сложились в итальянской федерации фехтования. Но письмами мы никого не забрасывали, ни с кем не боролись. Думаю, самому Стефано тоже было непросто принять это решение. Но теперь он здесь.
Брал время на раздумье и Шетан.
– Первый раз мы заговорили об этом еще до Игр-2012, – признается Лазько. – Жан-Ив сказал, что подумает. В сентябре я пригласил его сюда в ознакомительную поездку, свозил в Санкт-Петербург, после чего он сказал: я готов. Дальнейшее было делом техники. Без материальной составляющей, конечно, не обошлось. Контракт иностранного специалиста такого уровня подразумевает серьезные вложения. Но оно того стоит. У нас есть великолепные юноши и юниоры, не говоря о взрослых и опытных спортсменах. И за четыре года, если все выстроить, Шетан может довести их до очень высокого уровня. По-хорошему, нам нужно, чтобы Жан-Ив работал не только до Рио. Четырех лет мало, чтобы наладить всю систему, разобраться с детским спортом, научить всех, как это делается у них во Франции.
Недавнее приглашение в академическую греблю знаменитого англичанина Марка Спраклина подтвердило: к Виту, Чериони и Шетану со временем, скорее всего, могут присоединиться и другие. Иностранных специалистов у руля российских сборных уже сейчас могло быть больше. К примеру, в конце прошлой осени ходили разговоры о том, что национальную команду по плаванию может возглавить итальянец Андреа Ди Нино, наставник Евгения Коротышкина и Сергея Фесикова. В пользу этого решения говорило многое. Но в итоге в ВФП на такой радикальный шаг не решились.
Насколько успешным окажется опыт по приглашению тренеров-"варягов", покажет время. Как любой эксперимент, он может не удаться. И как любой эксперимент в России – закончиться внезапно, с потерей интереса власть имущих и урезанием финансирования. Не ясно пока и то, насколько удастся проект с обучением российских специалистов. С готовностью воспринимать чужой опыт у нас по-прежнему не все гладко. Многое будет зависеть от успехов тренеров. Если они появятся достаточно быстро, то по примеру Гамбы недовольных и критиков им можно будет не замечать, спокойно работая дальше. Если же нет – мы видели, что бывает, на примере биатлониста Вольфганга Пихлера или волейбольного наставника Даниэле Баньоли. В любом случае, наблюдать за этим в ближайшие четыре года будет очень интересно.
Стефано Чериони: "Приехал не за деньгами, а за победами"