Сочи-2014. Статьи

Сочи-2014

29 сентября 2013, 19:30

Олимпиада: старт!

СОЧИ-2014

В воскресенье в легендарной греческой Олимпии, где когда-то проходили античные Олимпийские игры, был зажжен огонь Сочи-2014

Борис ЛЕВИН
из Олимпии

Можете обвинить меня в излишнем пафосе, но честное слово: попадая в колыбель главных спортивных игр современности, особенно остро чувствуешь себя песчинкой в гигантских солнечных часах, неспешно просыпающих в нижнюю чашу одно земное поколение за другим. Казалось бы: развалины себе и развалины, есть множество мест, где древние камни массивнее, а одиноко торчащие колонны – изящнее.

А потом вдруг приходит мысль: ты приехал сюда описывать действо, начало которому было положено три с лишним тысячи лет назад или около того. ТРИ. ТЫСЯЧИ. ЛЕТ. И мурашки по коже...

Идешь по неказистому с виду стадиону и представляешь: именно здесь когда-то отличился юноша Хион, ставший олимпиоником, прыгнув в длину на 6,52 метра. Слабовато прыгали древние греки, пожмете вы плечами, глядя на результат? Не спешите – сиганул-то Хион на такое расстояние без разбега, с места. А если хотите сравнить, то вот вам показатель некого Фаилла. Тщательно выровненное в мягкой земле углубление длиной примерно в 15 метров, в которое прыгали атлеты, называлось скаммой – так вот Фаилл эту самую скамму просто-напросто перелетел. Судьи зафиксировали фантастический рекорд – спортсмен, если использовать современную систему мер, улетел на 16,31 метра. Куда там Бимону!

Не верите древним летописям? Я, если честно, тоже – скорее всего это было нечто похожее на нынешний тройной прыжок. Но в веках и даже тысячелетиях Фаилл свое имя сохранил. Так же, как шестикратный олимпийский чемпион по борьбе Милон Кротонский, чьи достижения уже никак не оспоришь. В детстве пастушонок Милон, от природы наделенный необычайной силой, каждое утро поднимал над собой теленка и обносил его вокруг родного города. Подрастал Милон, рос и тяжелел теленок, и однажды настал день, когда силач пронес на своих плечах взрослого быка. Так он, кстати, и входил потом на стадион.

Рассказывают, когда Милон занимался у знаменитого математика и философа Пифагора, во время урока вдруг стала рушиться колонна дома. И тогда он встал на ее место, руками и плечами подпер свод жилища и стоял так, пока Пифагор и другие ученики не ушли на безопасное расстояние. Погиб, правда, герой-олимпионик глупо: уже будучи стариком, захотел разорвать руками пень, который клиньями не могли разбить дровосеки. В итоге части этого пня так сильно стиснули Милона, что он не мог освободиться и стал добычей волков.

А Политес из Корины, одержавший три победы во всех трех видах бега (на 192 метра, 384 метра и 1344 метра) в течение одного дня? А Ласфен из Тибеи, пробежавший 30 километров, соревнуясь с лошадью и не уступив ей? А славный олимпионик Агей, который сбегал домой в Аргос (100 км в один конец, между прочим), чтобы рассказать о своей победе, а ночью вернулся в Олимпию для участия в соревнованиях следующего дня?

***

О героях античности можно рассказывать бесконечно, но мы-то уже в веке двадцать первом. И отнюдь не до нашей эры. И ждем Олимпиаду на своей земле. В это воскресенье она по сути стартовала: в Олимпии от параболического зеркала был зажжен огонь Игр 2014 года. Наших Игр. Зажжен и начал свое длительное путешествие в Сочи.

Традиция олимпийских эстафет, одна из которых началась в это воскресенье, в Древней Греции уходила своими корнями в поклонение Прометею, который, как известно, украл огонь у богов и даровал его людям. А в нашей, далекой от Прометея современности мы обязаны ею немецкому профессору Карлу Диму. Из песни слов не выкинешь: именно Дим придумал факельные шествия нацистов в Третьем рейхе. Но и эстафету олимпийского огня возродил тоже он – к Олимпиаде 1936 года в Берлине. Сегодня столь креативно мыслящей личности цены бы не было. Но профессора угораздило родиться в Германии и творить в смутные, мягко говоря, времена. Вот и недополучает теперь славы от потомков.

Зато каждые летние Игры имеют с того самого 1936-го свою эстафету. А вот зимние обзавелись ею только в 1952-м, да и то поначалу Олимпия не имела к ней отношения: гордые греки считали, что проводить Игры зимой неправильно, поскольку у них самих таких соревнований не имелось. Вот и пришлось организаторам игр 1952 года в Осло изворачиваться: огонь был зажжен в норвежской деревушке Моргедаль, где жил основоположник норвежского лыжного спорта Сондре Нордхейм. Роль храма Геры исполнил его дом, а точнее – камин в этом доме. Всю эстафету до Осло тогда прошли на лыжах. Но с 1964-го, с Игр в Инсбруке, удалось-таки примирить солнечных сынов Эллады с холодом и морозом – они позволили зажигать в Олимпии и зимний огонь. Вот и получается, что в это воскресенье это сделали уже в 14-й раз.

***

Огонь зажгли в воскресенье, а в субботу по традиции состоялась генеральная репетиция. Все шло отлично: выступавшая в роли верховной жрицы актриса Инно Менегаки справилась с прометеевой задачей добычи огня за считанные секунды, красиво принеся его из храма Геры на стадион – в окружении других жриц и юношей, изображающих атлетов. Там все они исполнили изящную хореографическую композицию, и настала пора передачи священного огня непосредственно участникам сочинской эстафеты.

К жрице подбежал молодой человек с факелом – дублер 18-летнего греческого горнолыжника Янниса Антониу (именно с него началась в воскресенье эстафета сочинского огня). Но все его попытки зажечь светильник оказались безуспешными! Почти минуту публика ничего не понимала, молодой человек отошел в сторону, где его окружили соотечественники, что-то пытавшиеся сделать с факелом. А после пары минут "лыжник" вернулся к жрице, сделал вид, что зажигает светильник, однако убежал на дистанцию даже без намека на пламя.

В журналистской среде сразу начали вспоминать самые известные курьезы с зимними олимпийским эстафетами. Как, например, тот, что случился в 1956 году в итальянской Кортина-д'Ампеццо, где завершавший эстафету конькобежец Гвидо Кароли запутался в проводах от микрофонов и рухнул за несколько метров до цели. Прямо на стадионе, на глазах тысяч зрителей. Но цепкий Гвидо удержал-таки факел в руках и огонь зажег.

А еще была церемония открытии XXI зимних Олимпийских игр в Ванкувере, когда из-под сцены не появилась одна из четырех запланированных колонн. Что не помешало факелоносцам зажечь остальные рукава, по которым олимпийский огонь добрался до чаши.

***

Все, как видите, заканчивалось счастливо, поэтому мало кто удивился, когда через пару часов после инцидента на репетиции на официальной пресс-конференции президента МОК России Александра Жукова и руководителя Оргкомитета "Сочи 2014" Дмитрия Чернышенко последний ситуацию прояснил:

– Сегодня зажжение факела и не планировалось. Это важный и интимный процесс: олимпийский огонь два раза в одном факеле не зажигают, поэтому в нашем и не было баллона с газом. Зажечь его было невозможно, о чем, как выясняется, не все знали. Могу вас заверить, что наши факелы могут гореть и под водой, и при температуре минус 50, и при сильнейшем ветре, и на скорости 60 километров в час. Завтра вы это увидите.

Увидели. Все прошло как по маслу – и само зажжение, и официальные речи (новый президент МОК Томас Бах закончил свою русским "Поехали!"), и хореографические па, и тот самый тонкий момент, когда Инно Менегаки контактировала с Яннисом Антогиу. А уж потом и вовсе пошло-полетело, как файлы в мощном интернете: от Янниса к Александру Овечкину, от того к следующему факелоносцу и далее по списку.

Кстати, на упоминавшейся уже пресс-конференции Дмитрий Чернышенко отвечал и на вопрос, каким образом первым российским факелоносцем стал Овечкин:

– Александра мы выбрали волюнтаристским образом – благодаря его популярности. Единогласным решением Оргкомитета он стал первым российским факелоносцем сочинской Олимпиады как самый популярный представитель зимних видов спорта в России. Он еще и лицо компании-партнера эстафеты олимпийского огня. Плюс просто отличный парень с притягательной улыбкой.

***

Неназванная президентом Оргкомитета "Сочи-2014" компания – это "Кока-Кола", которая традиционно спонсирует эстафету олимпийского огня. Но если кто-то из журналистов и успел подумать: вот, и здесь блат, их дурные мысли развеял сам Овечкин, пришедший на вечернюю субботнюю пресс-конференцию уже через полтора часа после своего прибытия в Олимпию.

Сверкая своей знаменитой улыбкой, лидер российской хоккейной сборной очаровал всех, в том числе и иностранных корреспондентов, пытавшихся поддеть его не самыми удобными вопросами. Все ответы – исключительно на позитиве, никаких уходов от сути вопроса, живое воплощение мирного характера Олимпийских игр.

Что ж, Олимпиада в Сочи взяла старт красиво и непринужденно. Так держать до 23 февраля, когда олимпийские старты подойдут к концу! И уже в качестве мечты: вот бы и о героях ХХII зимних Игр современности вспоминали через три тысячи лет...