Сочи-2014. Статьи

Сочи-2014

2 февраля 2014, 11:00

Игры памяти

Артем Агапов
редактор отдела интернет

СОЧИ-2014. НА ЧЕМОДАНАХ

Артем АГАПОВ

В голове повисли олимпийские мысли, и на это время больше никакого футбола. От неприятного минуса обманчиво солнечной Москвы к пограничному сочинскому плюсу, но все равно не в майку и под пальму, на это не предвидится ни времени, ни места. Остаемся зимовать – один из рисующихся сюжетов февраля 2014-го, наших дебютных зимних Игр.

У каждого в олимпийской истории найдутся свои события, люди и явления, которые скопились на чердаке, всегда готовы выскочить из забытого старого чемодана и навалиться приятными воспоминаниями. Пока огонь очередных Игр горит, те или иные эпизоды наслаиваются один на другой, потом что-то рядовое выбрасывается как ненужное, а по-настоящему ценное остается.

Принято считать, в спортивном плане на Белой олимпиаде за одно хоккейное золото можно списать все остальное. Увы, с Нагано-1998, когда ледовые сражения при непротиводействии НХЛ получили запредельные статус с градусом, Россия все дальше и дальше от вершины. Каждая из попыток имеет свою боль и оставила защепку в памяти. Где эти 16 лет?

У "команды братьев" Павла Буре в Японии не получилось всего ничего и так много – забить Гашеку в финале. Солт-Лейк-Сити заставил переживать из-за так и не просмотренного гола-фантома Самсонова после запоздалого рывка в полуфинале с США. В Турине была замечательная, сказочная ночь четвертьфинала с Канадой. Тогда еще никто не знал, что Овечкин и компания вложили в ту победу все силы и голы, и спать не хотелось совершенно. В Ванкувере в новом четвертьфинале с "кленовыми" повезло уже тем, кто спал.

Из Солт-Лейк-Сити выплывает из ряда вон выходящее решение олимпийских боссов засунуть на высшую ступень пьедестала рядом с Антоном Сихарулидзе и Еленой Бережной канадскую пару. И обязательно – пронзительная "Зима" и выдающийся "Человек в железной маске" в исполнении Алексея Ягудина. Развязка турнира фигуристов словно прописала: когда настоящие чемпионы хорошо делают свою работу, они плачут.

Бивший рекорд по российским "деревянным" медалям Ванкувер – по эмоциям не только, да и (уж извините) не столько лыжный чемпион Никита Крюков и добытчики биатлонного золота Евгений Устюгов и женская эстафета. Это слезы и душа на изломе Александра Легкова после дуатлона, в котором наш лыжник был первым за несколько сотен метров до финиша, а в итоге остался за спиной вытащенной им же в медали тройки соперников.

У каждого свои игры памяти. И любой крупный форум подчеркивает: поддерживать чемпионов – просто, куда сложнее ценить своих такими, какие они есть, не дистанцироваться с делением "мы" и "они". Наши атлеты хотят побеждать не меньше страстных болельщиков, которые порой как будто забывают об уровне конкуренции и пределе возможностей, тяжести труда и химии конечного результата. Домашняя Олимпиада подводит к этому и на спортивном, и на организационном поле.

Кто как, автор этих строк с июля 2007-го не был в большом Сочи, куда отправился через неделю после судьбоносной для отечественной Ниццы сессии МОК в Гватемале. Тогда Театральная площадь уже пришла в себя после свалившегося на нее празднования, в Адлере не было вселенской активности по ту сторону Мзымты, Красная Поляна хранила прежнее горное спокойствие. На будущие зимние Игры на черноморском побережье намекали только редкие баннеры города-кандидата да немногочисленная самопальная сувенирная продукция в виде веселых ракушек.

С тех пор пару раз возникала возможность оценить размах олимпийской стройки, но с поездками так и не сложилось. Ход работ удалось отследить только по многочисленным фотогалереям. Тем интереснее будет новое знакомство. В том же предлагают не сомневаться те, кто вдоль и поперек изучил сами сочинские объекты и/или осветил Олимпиады от Сиднея до Лондона и от Нагано до Ванкувера. Домашние Игры – не один большой вызов, это шанс открыть и прочувствовать что-то важное, уникальное. Удивиться и восхититься: "А ведь можем же!"

Футбольный Euro-2012 не сравнить с Сочи-2014. Однако первый крупный турнир в современной Восточной Европе среди прочих примеров подсказывает: в организации и результатах могут быть свои заковырки, это не мешает придумать праздник и в него окунуться.

Позапрошлогодним летом Украина пережила надрыв на групповой стадии и осталась милой до киевского финала. Польша пролетела мимо плей-офф на пару с россиянами и благодарила сборную в варшавской фан-зоне. Армия ирландских фанатов не дождалась каких-либо свершений в квартете с хорватами и финалистами из Испании и Италии, но осталась сама собой – дружной, веселой, беспечной. Стоит думать, дело не только в количестве выпитого. Они видели: их спортсмены сделали все, что могли, и жили большим событием. Мы верим, конкуренты знают: Россия со своей особенной статью во всем способна на многое.

Перед Сочи стоит разобраться, в чем именно наши ожидания, чтобы потом не было лишних проблем. Россия постарается показать в как можно лучшем виде свою Олимпиаду всему миру, это раз. Сборная при поддержке своих трибун будет стремиться быть быстрее, выше и сильнее, это два. Страна проведет, команда выступит – и процесс не менее важен, чем результат, это три. Дело за тем, чтобы не искать повод лишний раз что-то пересчитать и из-за чего-то позанудствовать, в конце концов, вопросы наследия нужно было обсуждать до и предстоит решать после, а смотреть на все глазами ребенка и копить воспоминания. В этом же соль больших игр, не так ли?