"СЭ" продолжает знакомить читателей с самыми неожиданными персонажами Игр-2014. Вслед за ямайскими бобслеистами и непальским лыжником корреспонденты "СЭ" встретили в Сочи звезду американского футбола Вернона Дэвиса.
Екатерина КУЛИНИЧЕВА, Слава МАЛАМУД
из Сочи
Перед Играми в Пхенчхане-2018 делаем так. Берем, например, Романа Широкова. Можно его еще слегка поднакачать и украсить лишней парочкой татуировок. Хотя Роман и так, безусловно, красив. И назначаем почетным капитаном сборной России по керлингу.
И вот теперь Широков ездит с нашими мастерами и мастерицами щетки и камня на крупные соревнования. Ездит за свой, кстати, счет, ибо понимает, что его, широковский, райдер примерно равен себестоимости всех залежей керлингового гранита. И после каждого матча он исправно выходит в микст-зону, а в своем любимом твиттере каждую запись сопровождает хэштегом #curling. Вот, например, так: “Амкар – молодцы! #curling”. Или: "Я сказал – я сделал #curling".
Соотечественники-журналисты, ошалевшие от трехчасовых баталий в шахматах на льду и все еще пытающиеся отличить свип от скипа, бросаются к нему, как к соломинке. Пытаясь вернуть себе чувство реальности, заводят разговор о родном и понятном – футболе. Потом, спохватившись, извиняются. А Роман им, улыбаясь: "Да какие проблемы, брат, все нормально. Что ты там спрашивал насчет Спаллетти?".
А у американцев так бывает. Точнее, уже было. Прямо здесь, в Сочи.
Несколько дней подряд звездой керлингового центра "Ледовый куб" был Вернон Дэвис, звезда американского футбола, участник прошлогоднего Супербоула. Играет в команде “Сан-Франциско-49” на амплуа, которое называется “тайт-энд”, и более прилично, чем “тугой конец”, его на родную речь перевести невозможно.
Вдобавок к тому, чем занимаются в рабочее время “тугие концы”, он еще и коллекционер современного искусства, меценат и вообще человек, которого в Штатах знает каждая собака. И, что самое важное в данных обстоятельствах, – действительно почетный капитан сборных США по керлингу. Вот как-то так его угораздило.
– Жизнь не должна быть грустной и скучной, – объяснил нам при встрече Вернон, частично раскрывая тайну. – Это очень красивая возможность – помочь какой-то другой группе спортсменов, поднять им дух. Повысить статус их игры. Нам всем от этого хорошо. Я вообще люблю быть не таким, как все. Делать что-то не такое… А иначе как быть личностью? А уж если ты делаешь что-то, за чем не следит уйма народу, так это еще лучше. За керлингом как-то не особо следят, а за НФЛ – вся страна. Почему бы мне не поделиться своей известностью с керлингом?
…Несколько лет назад к Дэвису подошла знакомая журналистка, собиравшая шутливые комментарии звезд любимых американцами видов спорта о видах, не видимых ими в упор. Он мог бы отделаться шуткой, но вместо этого попросил сводить его поиграть, поскольку никогда не пробовал этот самый керлинг. Возможно, репортерша просто была редкой красавицей. Но история американского керлинга в тот момент пошла по другому – куда более публичному пути.
Вскоре на Вернона вышли люди из национальной федерации: не желает ли уважаемая звезда НФЛ стать лицом керлинга в США? Звезда желала. Сочи стал уже второй зимней Олимпиадой Дэвиса – дебют состоялся еще в Ванкувере. Выбор оказался сверхудачным. Оказалось, что Вернон – идеальная приманка для зрителей. Даже тех, кто раньше думал, что "керлинг" – это такое ругательство. Будет время, обязательно посмотрите в сети блестящую передачу комика Арсенио Холла, где Вернон свипует камень на колесиках, а комик орет: “Откуда мне это знать? Я вообще из гетто в Кливленде!”
А часто ли Дэвис сам играет с камнями?
– Когда получается, – ответил "тугой". – Я обычно очень занят. Расписание довольно насыщенное, и трудно бывает выбраться.
– Что самое сложное в керлинге?
– Найти правильный план игры, чтобы подавить соперника. Это действительно сложно. В этой игре требуется очень много мозгов, и люди не всегда это видят. Тут все зависит от планирования и от того, в каком состоянии у тебя мыслительный процесс.
– Это вам и понравилось в керлинге?
– Ага, люблю стратегию. Ну вот, смотрите, как у нас в футболе. Тренер-координатор нападения придумывает план атаки – совсем как скип. Смотрю керлинг и получаю новый взгляд на свой вид спорта. Вот, оказывается, как далеко тренер мыслит, как ходы просчитывает… Очень интересно.
– Продолжим аналогии: скип – что-то вроде квотербека, а свиперы со своими щетками – как линейные в атаке…
– (вместо ответа – недоуменный взгляд).
– В том смысле, что расчищают дорогу. Ваши "шкафы" отталкивают защитников, а эти – топят лед.
– О! Да! Можно так сказать. С какой стати вы про футбол знаете?..
Прекрасно понимаем коллег, постоянно норовивших прервать нашу интереснейшую дискуссию своими чепуховыми вопросами. Даже к такой нестандартной звезде американского футбола, как Дэвис, в более привычной среде вряд ли можно подъехать так легко. Разве только к “шкафу”. Но Вернон, как мы помним, не такой.
– Как вам зимняя Олимпиада в сравнении с Супербоулом?
– Супербоул совсем другой… Просто до крайности…
– Другой – важнее или другой – неважнее?
– Ну… Когда играешь в любой вид спорта на таком уровне – это величие. Супербоул – великое событие, и это тоже. Лучшие из лучших соревнуются, большое количество народу смотрит. В этом смысле Супербоул и Олимпиада, мне кажется, примерно равны.
– И как вам быть в месте, где никто не знает, что такое НФЛ?
Вернон весело засмеялся. Видимо, его поразила сама фраза. "Не знать, что такое НФЛ" – это ведь абсурд, правда?
– Это даже здорово! – сказал футболист. – Так спокойно! В Америке ходить по улице очень трудно. Но со мной тут все равно фотографируются. "Вот, глядите, я и здоровый черный мужик весом в 250 фунтов"…
– Наверное, за бобслеиста принимают.
– Ну и отлично!
Тут же как по заказу к нам подлетела стайка блондинок-волонтерш, в силу роста смотревших на заокеанскую знаменитость, как на дядю Степу. Блондинки размахивали смартфонами и требовали совместное фото. Гигант сгреб их в охапку, как большой добрый мишка, и послушно улыбнулся.
Фото с российскими болельщиками и волонтерами Дэвис потом с удовольствием выкладывал в соцсетях. С хэштегом #curling, разумеется. Хотя они действительно скорее всего принимали его в лучшем случае за какого-нибудь разгоняющего в бобслейном экипаже Стива Холкомба. Кем еще может быть человек с такими параметрами? Для хоккеиста Дэвис слишком рельефен.
– Нашу еду уже попробовали?
– Очень много в последнее время ем блинов. И сосисок.
– Что, прямо сосиску в блин?
– Нет, я блины с тем же ем, что и русские.
– Со сметанкой? И как?
– Ну… нормально. Но это хорошо в меру, а то в форму не влезу. Уже готов ехать в Америку и питаться исключительно шпинатом и кабачками.
– А унитазы не подводят? Некоторые ваши соотечественники жалуются…
– У меня все отлично работает! А, например, во время Супербоула в прошлом году свет погас. Всякое ведь бывает.
– Видели вас на хоккее…
– Какой напряженный вид спорта! Просто можно было кожей чувствовать энергию на арене. Совсем непохоже на матчи НХЛ – там народ танцует, поет, куда-то бегает, что-то пьет… Почти как на футбольном матче.
– На НХЛ ходили?
– А что, не похоже? Еще как ходил! Вырос болельщиком "Кэпиталз", сейчас хожу на "Шаркс". Мой герой теперь – Ти. Джей. Оши! Какой невероятный парень! Воин! Это пример того, как человек может единолично стать разрушительной силой. А я его вообще до матча с Россией не знал.
– Какой вид спорта жестче – хоккей или американский футбол?
– Думаю, хоккей может быть помощнее. С его-то скоростями… Вообще вы не представляете, каким уважением я проникся к ребятам из других видов спорта. Столько уважения у меня к людям из керлинга, из хоккея, из всего. Даже гольфистов уважаю.
– Многие ваши бобслеисты раньше играли в американский футбол…
– Ни за что на свете! Меня вы там не увидите. Разве только в профессиональный рестлинг уйду. Никакого бобслея!
– Думаем, вы керлинг в Америке уже продвинули достаточно. Приезжайте к нам еще. Будете продвигать американский футбол!
– О! Давайте! На "Фиште" поле для моего вида спорта идеальное! НФЛ матчи в Лондоне играет. Но мне кажется, что в Сочи было бы еще лучше.
Не знаем, как отнесся бы к такой эксплуатации места своих грядущих триумфов Роман Широков, но нам идея очень понравилась!