Сочи-2014. Еще. Шорт-трек

Сочи-2014

12 февраля 2014, 14:05

Наш Виктор Ан

Владимир Иванов
Обозреватель

Кореец, принесший России медаль Олимпиады-2014, копит деньги на квартиру, а по завершении спортивной карьеры собирается стать тренером на новой родине

Южнокорейский шорт-трекист Ан Хен Су в 20 лет стал одним из главных героев Игр-2006, выиграв в Турине три золотые и одну бронзовую медали. С тех пор жизнь паренька изменилась кардинально. Сначала его превознесли до звания "бога шорт-трека" – в 2007-м он в пятый раз подряд стал абсолютным чемпионом мира. А в 2008-м на тренировке Ан упал и влетел коленом в угол ограждения. Как показал рентген, удар был настолько сильным, что кость переломилась пополам.

– После того падения он перенес огромное количество операций, – вспоминает президент СКР Алексей Кравцов. – В Корее быстро забыли своего героя, ему практически никто не помогал. Как настоящий спортсмен Ан Хен Су попытался сделать невозможное – отобраться на национальном чемпионате на Олимпиаду в Ванкувер, но чуда не произошло. После такого количества операций быстро выйти на высочайший уровень физиологически нереально.

Однако на этом Ан Хен Су не успокоился, справедливо посчитав, что еще не выполнил своего спортивного предназначения. Корейскому руководству спортсмен оказался не нужен, да и сам он, видя отношение к себе, не горел желанием выступать за историческую родину. Начался поиск вариантов.

– В марте 2007 года мне на электронную почту пришло письмо от дяди Ан Хен Су с соответствующим предложением. Я пригласил их приехать, чтобы мы могли познакомиться поближе. Вопрос о контракте или финансах даже не поднимался. Ан Хен Су просто хотел продолжать тренироваться в нормальных условиях и выступить на Олимпийских играх в Сочи. Вскоре он приступил к тренировкам, а уже в декабре получил российское гражданство и новое имя – Виктор Ан. От корейского гражданства ему пришлось отказаться.

– Ан обратился с просьбой о гражданстве только в нашу страну?

– К нам он обратился первым. Если бы мы отказали, думаю, обратился бы куда-нибудь еще.

– А в чем заключался ваш интерес? Во-первых, у Ан Хен Су были серьезные проблемы со здоровьем, а во-вторых, не было никаких гарантий, что кореец адаптируется в нашей стране.

– Отчасти сработала интуиция. Я в него поверил! Ну и потом я понимал, что спортсмен такого уровня должен благотворно повлиять на команду. В шорт-треке недостаточно быть физически сильным. Большее значение имеют тактика, смекалка, умение быстро и верно принимать решения. Нужно чувствовать гонку и противников. И вот здесь как раз Ан Хен Су непревзойден. Наши ребята, тренируясь с ним бок о бок, получают невероятный опыт. Об этом свидетельствует и рост результатов нашей сборной! Многие же этого не понимают. Говорят, мол, легионер, какая от него польза, давайте вообще всех скупим…

– Когда Виктор пришел в команду, было очень много вопросов по его здоровью, – вспоминает старший тренер Андрей Максимов. – Сколько сил отдали доктора Вадим Гребенюк и Виктория Гоготова, знают только они сами и Витя. Но нужно отдать должное трудолюбию и характеру Ана и людям, которые вложили в него столько души, трудов и времени. Только со временем он начал ходить в тренажерный зал и очень плавно повышать нагрузки. Однако его работоспособность и самоотверженность помогли все преодолеть. Уже в следующем сезоне Виктор пробился в состав российской команды и дебютировал на этапе Кубка мира. И посмотрите, как с ростом Вити подтянулись ребята по команде – теперь практически со всех этапов Кубка мира ребята уезжают с медалями. В прошлом году помимо личной награды на чемпионате мира Ан помог подняться на пьедестал нашей эстафетной команде, а на предолимпийском чемпионате Европы мы и вовсе заняли первое общекомандное место. Благодаря каждодневным тренировкам с Виктором ребята подтянулись как технически, так и тактически.

В начале нынешнего сезона Виктор Ан внимательно изучал стартовые протоколы на русском языке. А на вопрос: "Все ли понятно?" – реагировал с улыбкой: "Да, тут просто". По-русски Виктор сейчас понимает очень хорошо. И говорит уверенно, хотя пока и стесняется.

– Он и слова гимна знает, – отметил Кравцов. – В отличие от некоторых коренных россиян.

– Выучить русский язык – это его инициатива?

– Виктор приехал сюда не контракт отрабатывать, а продолжать свою жизнь в России. Сейчас он копит деньги на квартиру, а по завершении спортивной карьеры собирается стать тренером. Без русского языка тренерской деятельностью заниматься сложно.

– Но ведь после сочинской Олимпиады он заканчивать не собирается?

– Ан продолжит карьеру. На весь олимпийский цикл загадывать сложно – все будет зависеть от физических кондиций, но я могу гарантировать, что на чемпионате мира в Москве в 2015 году мы Витю увидим.

– Не знаю его дальнейших планов. Главное сейчас - успешное выступление на Олимпийских играх в Сочи, – заметил Максимов. – Но я думаю, у него как у тренера все получится. Уверен, нам всем будет чему у него поучиться. Тем более языкового барьера уже нет. Виктор вообще парень очень усидчивый. С ним очень приятно общаться! Всегда улыбается, здоровается, ведет себя доброжелательно по отношению ко всем. О его воспитании и культуре говорит даже поведение на льду – посмотрите, как красиво и технично он бежит, как проезжает виражи, делает обгоны, как ведет себя после финиша. В комнате у него прибрано всегда, сам он в любое время одет хорошо и со вкусом. То есть у человека порядок и внутри, и снаружи.

О тренерстве пока говорить рано – это все потом. Сейчас главное – Олимпиада. Спустя восемь лет Виктор вернулся на подиум Игр и принес России первую личную олимпийскую медаль в шорт-треке. Корейцы, кстати, в первом виде программы – беге на 1500 м – остались без наград.

– Как в России относятся к медалям в биатлоне Анастасии Кузьминой? Так и в Корее к Витиным нынешним, – объяснил Кравцов. – Хотя это не совсем удачный пример. Настя стала звездой уже в Словакии, а Витя еще в Корее был живой легендой. Что сейчас происходит в Корее? А вот представьте на секунду, что горячо любимый нашей страной Евгений Плющенко из-за конфликта с руководством сменит гражданство и будет выступать, скажем, за Канаду.

20