Париж-2024

7 августа 2024, 08:30

Михаин Лопес ничуть не более великий, чем Александр Карелин. Титулов меньше, поражений больше

Кубинский борец Лопес победил на Олимпиаде-2024 и завершил карьеру
Илья Андреев
Шеф отдела единоборств
У Лопеса — 5 золотых медалей Олимпиад, у Карелина — невиданная доминация.

Михаин Лопес Нуньес стал пятикратным олимпийским чемпионом, легко победив Ясмани Акосту в финале парижских Игр (6:0). Это была шестая Олимпиада для кубинца. После схватки 41-летний Лопес положил борцовки на центр ковра — спортивную карьеру он завершил. По числу олимпийского золота ему нет равных в борцовском мире и близко. У другого славного классика-тяжеловеса Александра Карелина — три золота и серебро. И все-таки (об этом я писал после победы Лопеса в Токио, но готов повторить снова) — не стоит утверждать, что Александр Карелин — менее великий, ведь в его пользу есть весомые аргументы. Какие-то абзацы здесь скопированы из текста трехлетней давности, какие-то — дополнены. Итак, по пунктам:

1. У Карелина больше значимых титулов. Сан Саныч выиграл девять чемпионатов мира, в то время как Лопес — только пять. Также русский борец был лучшим на 12 чемпионатах Европы и 13 чемпионатах СССР/России. Да, Лопес пять раз был первым на Панамериканских играх и девять раз — на Панамериканском чемпионате, но это турниры уровнем ниже и Евро, и чемпионата СССР/России тех времен.

И ведь нельзя сказать, что чемпионат мира уступает Олимпиаде в сложности. Вероятно, даже превосходит. Пример: Лопес провел в Париже четыре схватки и стал чемпионом, а Карелину, чтобы выиграть ЧМ-1999, понадобилось шесть побед.

После победы на Олимпиаде-2024 Лопес положил борцовки на центр ковра.
Фото Reuters

2. Карелин с конца 1980-х и до завершения карьеры в 2000-м не пропустил ни одного большого турнира. Лопес же после 2015 года ни разу не участвовал на чемпионатах мира, а после 2019 года — на континентальных турнирах (лицензию в Париж за него добыл Оскар Пино).

Любой большой турнир — это не только схватки, но и изнурительный процесс подготовки, весогонки и соответствующий износ организма. Обычный вес Лопеса — 150 кг, в то время как лимит тяжелого веса — 130 кг. То есть для участия на ОИ ему пришлось согнать 20 кг. Если бы он боролся на ЧМ, то прибавилось бы еще несколько таких жутких весогонок. Был бы Лопес таким же доминатором, если бы брал на себя столько же турниров, сколько брал Карелин? И вообще — приехал бы в Токио, в Париж? Не уверен.

3. Сейчас Лопес непобедим, но такой доминации, как у Карелина, мир не видел. С 1987-го (после поражения Игорю Ростороцкому) до 2000-го (поражение в финале ОИ от Рулона Гарднера) сибиряк не проиграл НИ ОДНОЙ схватки. Хотя, как уже было сказано, участвовал во всех турнирах — а не раз в четыре года.

У Лопеса же были поражения — трижды на чемпионатах мира он брал серебро, в 2004-м проиграл в 1/4 финала Олимпиады. На чемпионате мира в 2002-м Лопес стал 13-м, в 2003-м — 16-м. Возраст юный, вот только Карелин к 22 годам уже выиграл Олимпиаду, чемпионат мира, чемпионат Европы (дважды), чемпионат СССР (дважды). Есть у Лопеса и соперник, с которым у него отрицательный баланс встреч. Это Хасан Бароев. Статистика их схваток — 3-2 в пользу осетина (не считая юниорских турниров).

Александр Карелин
Александр Карелин.
Фото Сергей Киврин, архив «СЭ»

4. На первый взгляд главные соперники в карьере Лопеса кажутся сильнее, чем те, кто противостоял Карелину. Хасан Бароев — олимпийский чемпион и двукратный чемпион мира, Риза Каяалп — пятикратный чемпион мира и 11-кратный чемпион Европы. Но это все из-за того, что Карелин не оставлял оппонентам шансов взять золото — везде участвовал и везде выигрывал. Вот и получается, что они, соперники Карелина, не такие титулованные, как Бароев и Каяалп. Притом что тяжеловесы-классики конца 1980-х и 1990-х — Ростороцкий (Карелин взял у него реванш в 1988-м), Томас Юханссон, Мэтт Гаффари, Эктор Милиан, Сергей Мурейко, вне всяких сомнений, очень качественные борцы.

В чем Лопес превосходит Карелина, так это в том, как много поколений он пережил и все равно остается лучшим. Сначала победил ветеранов (у Мурейко выиграл уже на своем первом ЧМ — в Москве в 2002-м, выиграл и у Гарднера — на Панамериканских играх тоже в 2002-м), затем разобрался со сверстниками (Бароев — в финале ОИ-2008, Юрий Патрикеев), потом начал побеждать более молодое поколение (Каяалп, Билал Махов, Хейки Наби), затем — ребят еще моложе (Сергей Семенов). Поразительное спортивное долголетие.

Если Лопес решит возобновить карьеру и поедет на ОИ-2028 в Лос-Анджелес — наверняка выиграет и там, конкурентов не видно. И все равно Карелин будет не менее великим, уж слишком гигантское наследие он оставил, такой доминации, такой непобедимости не было НИ У КОГО.

114
  • Пишу с дивана

    Просто Илья Андреев, поскольку он эксперт, более глубоко смотрит, чем читатели, а его не поняли. Отбросьте в сторону эмоции про пенсионный возраст, если говорите сугубо о спорте, о сравнении Лопеса и Карелина. И сравнение идет не по числу олимпийского золота (автор же тоже может 5 и 3 сравнить),а в целом по уровню. Андреев не занимался голой пропагандой, а характеризовал достижения и уровень великого спортсмена Карелина.

    09.08.2024

  • Пишу с дивана

    Люди, которые минусуют, не понимают, кем был Карелин в спорте. И в целом в советское время с 1960-х по 1980-е гг. какие были спортсмены. Тогда наши регулярно занимали первое место + третье (второе). На пьедестале по два спортсмена из СССР. То есть есть чемпион, и есть страховка. Мы просто привыкли тогда (гордились, конечно), и не понимали, на каком уровне спорт в стране (начиная с секций). Но Карелин, Бубка, Латынина, другие и на том уровне - выделялись. Карелин за 6 лет подряд не отдал соперникам не то что схватки - ни одного очка. Доминирование.

    09.08.2024

  • uAl

    позор автору сей статьи

    08.08.2024

  • Alex Ivann

    Успокойтесь и выпейте валерианы!

    08.08.2024

  • Alex Ivann

    Сан Саныч недосегаемый борец!

    08.08.2024

  • Scallagrim

    "Михаин Лопес ничуть не более великий, чем Александр Карелин. Титулов меньше, поражений больше" --- А еще он не состоит в Единой России.

    08.08.2024

  • Mick Bush

    70-72 гг , классика, "Крылья Советов", 72-75 "Динамо", сначала самбо, с 73 - дзюдо. С 74 учеба в серьезном вузе и полный цикл в "Динамо" мне оказались не по силам. Так что зацепил поток к 80-году чуть-чуть, (и близко не подвиг). Позволю себе выделить 3-х наших великих олимпийцев:В.Невзоров и С.П.Новиков (76), и конечно, Николай Солодухин (80). Я смотрел вживую дзю-до 80 : Солодухин и Гамба - это очень высоко. Визуально борьба Эцио Гамбы впечатляла реально,сильно.

    08.08.2024

  • Marty Friedman

    а также фифа, вело, прыгуны с трамплина...

    08.08.2024

  • Владислав

    Давай мешать всё в кучу. Спорт отдельно, политика отдельно. Всему миру Карелин известен как великий спортсмен. А как о политке, о нём знают только жители нашей страны, да и то не все. Олимпийские игры, перестали быть великими, как туда вмешалась политика и начались бойкоты.

    08.08.2024

  • Симон Вирсаладзе

    Ну ладно вы пиндосов вражеских с прочими англосаксами чморите ) Но представитель дружественной Кубы чем не угодил? Лопес великий сам по себе. Причём тут Карелин?

    08.08.2024

  • IQ-87%

    И еще -ни тот ни другой не побеждали на " Дружбе"- но это в планах

    07.08.2024

  • Ilya_Andreev

    распишите, что это - чтобы все понятно стало. фактурно только, пожалуйста, без воды.

    07.08.2024

  • Koira1

    Карелин - до чего ты упал в своем лизоблюдстве.

    07.08.2024

  • Ryke

    5 золотых, этим все сказано! Лопес величайший, а Карелин трижды чемпион

    07.08.2024

  • Фирсыч

    Лопес ни разу не был чемпионом Европы и СССР. Ну просто убойный аргумент в пользу Карелина!

    07.08.2024

  • Фирсыч

    Лопес, к сожалению, подобного сказать не мог.

    07.08.2024

  • protch

    Не наезжай на дорогую редакцию! Великий русский поэт Иосиф Бродский в своем поистине гениальном стихотворении "Представление" писал: «Между прочим, Все мы дрочим...» (с)

    07.08.2024

  • 100 грамм скобок

    так он над поражением рыдал а не над победой )))) 2 большие разници))) а если серьезно есть рейтинговые виды спорта футбол регби бокс б.теннис хоккей баскетбол ам.футбол бейсбол это да это проблема восприятия но для 95% этих спортсменов олимпийские игры не главный титул а есть виды что вне олимпиады их смотрят ну максимум несколько тясяч борьба стлельба из лука метания молота и тд "им имя легион" то в этих видах спорта без сомнения мерилом для 99.99% спортсменов является только олимпийские медали

    07.08.2024

  • Ilya_Andreev

    благодарю!

    07.08.2024

  • seiko

    Более тупой статейки не читал!! Редакция кишит онанистами!!

    07.08.2024

  • ну,началось! как можно сравнивать ВЕЛИКИХ? кто лучше? в современном мире в этом виде спорта...ТРИО ВЕЛИКИХ! СОВЕТСКИЙ,РОССИЙСКИЙ,КУБИНСКИЙ. и сравнивать кто из них лучший-откровенная глупость,мерзость и пошлость

    07.08.2024

  • Bache Gabrielsen

    А еще Лопес этот ни разу не выигрывал чемпионат России. Слабак, короче :)

    07.08.2024

  • ёzhic8

    а Карелин был чемпионом Кубы

    07.08.2024

  • Bache Gabrielsen

    А еще Лопес ни разу не побеждал на первенстве России. Поэтому - слабак.

    07.08.2024

  • Viktor Freond

    Так он же был тогда лицом первым Едра, за это и аукнулось

    07.08.2024

  • 88005553535...КБ СЕКСТАНТ

    Ага, кто сильнее: кит или слон:thinking:

    07.08.2024

  • Nick280881

    Еще один альтернативно одаренный. Да сколько ж вас тут.

    07.08.2024

  • _Металлург_

    Да уж. Русский короче говоря со слов этого imperiasporta фуфло конченная. А кто же тогда Билиял Махов? А imperiasporta? Если человек не лучший в мире, а второй, то он "фуфло конченная"? А если он 10й во всем мире, то как его называть?

    07.08.2024

  • Грег Хаус

    Фелпс в России никто - этим мы и сильны.

    07.08.2024

  • NGE

    Конечно не "более великий"! Он же не сенатор))

    07.08.2024

  • Грег Хаус

    У нас великие спортсмены - у них больше титулов.

    07.08.2024

  • Грег Хаус

    Карелин не лучший пример для сравнения

    07.08.2024

  • TokTram_

    Не стоит сравнивать великих спортсменов. И Сан Саныч велик в своей неповторимой беспроигрышной серии, которую можно превзойти исключительно телретически. И кубинец велик невероятно, взяв "золото" на 5 Олимпиадах. "БольшАя крутость" - это личное ощущение каждого. Для меня, например, Акинфеев однозначно более великий вратарь, чем Яшин. И прекрасно понимаю, что многие считают иначе. Их дело. Так же, как и то, что Большунов сильнее Клебо. Дурость - не принимать иную точку зрения. Чётких и олнозначных критериев не найти.

    07.08.2024

  • Пан Юзеф

    Вы немного ошибаетесь. Суперкубок УЕФА и финал КЕЧ - это не совсем одно и то же. Но "Порту" в 87-ом был хорош и выиграл КЕЧ справедливо. Правда, и везение было на стороне португальцев, если уж откровенно.

    07.08.2024

  • TokTram_

    Уже не великие. Игры с американским дресс-кодом. И массой непонятных видов "спорта", принятых в угоду америнцам. И в угоду им же, сокращающихся классических дисциплинах, таких, как борьба.

    07.08.2024

  • Peter Denisoff

    Участник турнира ФСБ, ясно, престижнее, товарищ майор.

    07.08.2024

  • TokTram_

    Джокович рыдал вовмю по ходу финала Юс Опен, проигранного Дане Медведеву. Даже ещё не проиграв, просто понимая, что проигрывает. Пересмотрите. На кону был годовой Большой Шлем. Это вам не какя-то там олимпиада.

    07.08.2024

  • Peter Denisoff

    Вопрос в чемпионатах мира, котрые по хоккею или боксу с баскетболом- вообще не сравнимы с Олимпиадой, по теннсису -вообще, нет ,чемпионатов мира, единственный вид спорта футбол - где чемпионат мира престижней, из-за запрета проффесионалам, так когда-то было с баскетболом...В слабопрофессиональных видах спорта - Олимпиада - единственная вершина.

    07.08.2024

  • TokTram_

    Бред. Дело внутреннего восприятия.

    07.08.2024

  • 100 грамм скобок

    ну если в этой парадигде а когда джокович рыдал над большим шлемом?)))

    07.08.2024

  • imperiasporta

    А в другой паре играли Бавария и Порту.До сих пор помню как Маслаченко уверенно ОРАЛ,что смотрите динамовцы на Баварию,на вашего соперника по финалу ! И кто вышел в финал и выиграл Кубок европейских чемпионов УЕФА ?

    07.08.2024

  • Andre_Saratov

    Принижая других, не возвеличиваются свои.

    07.08.2024

  • Nick280881

    Для кого? Для тебя? Это твои личные половые сложности. Охренительное занятие сидеть на диване, ковырять в носу, сосать пивас, и рассуждать какая медаль весомее.

    07.08.2024

  • traveller09

    Ох, ну ладно бы Вы или ваши друзья жили в Финляндии, Исландии или, на худой конец, какой-нибудь...Эстонии. Но ведь вы в Свердловской области живёте! Может быть что-то хуже? Безусловно. Например, Тульская область. Моя малая родина. Ну зачем так-то по Сене... мочить? Вы ж не Шамонаев и не Димка Кузнецов.

    07.08.2024

  • Soulles

    Спортсмены ничем не меряются, измерениями занимаются псевдожурналисты.

    07.08.2024

  • _Металлург_

    Как минимум большинство теннисистов и Боссы НХЛ, ATP, WTA с этим не согласны.

    07.08.2024

  • _Металлург_

    Пройти это подвиг. Провести его на тренировках и в спаринге - это холодный расчет. И он оправдал себя. Олимпиаду выиграл и надолго ззакрепил рекорд за собой!

    07.08.2024

  • _Металлург_

    Каждый волен прожить жизнь так, как ему нравится. Один выбрал яркую, но не самую длинную спортивную жизнь. Другой размеренное спортивное долголетие. У одного была цель побеждать в схватках, у другого стать рекордсменов. Оба выполнили то, к чему стремились! Для меня Карелин лучший не по тем причинам, которые указываются в статье, а потому, что хоть и понимал что в своей последней схватке проиграет, но все равно не сдался, хоть ему никто ничего против бы не сказал, а боролся до конца, не сдался. И не оправдывался после поражения, а признал что раз проиграл, не был достоин победы.

    07.08.2024

  • Ольга Дианова

    Ваш текст - Медвежья услуга Карелину. Все знают что он велик, а Вы будто в этом сомневаетесь, оправдываете его, приводя аргументы из серии "чемпион европы". Но Лопес 5 олимпиад, а Карелин 3. Все остальное вторично.

    07.08.2024

  • _Металлург_

    Смотрю комментарии и жалею проньку. Величайший игрок Вселенной оказывается не входит даже в первую тысячу. Ведь у него нет не только побед на Олимпиаде, он даже на Кубке Стенли не упомянут. Да и Гретцки, оказывается далеко не лучший игрок не только мирового уровня но и НХЛ. Даже в американской лиге он не вошёл в первую десятку. И плевать что в ближайшее время по голам его может обогнать только один человек, а по набранным очкам в обозримом будущем вряд ли кто-то хотя бы приблизится! Не боитесь проклятий величайшего аналитега?

    07.08.2024

  • Mick Bush

    Один Олимпийский цикл пройти - это уже 4-летний подвиг. Каждый, кто причастен, знает это. Очевидно, что уважаемый шеф отдела единоборств это не очень хорошо себе представляет.

    07.08.2024

  • Андрей Куликов

    После того как Карелин полез в политику и стал отвлекаться от спорта стало понятно что четвёртую олимпиаду он не возьмёт, так и вышло. Фёдор Емельяненко к стати, наступил на теже грабли, только его попы с толку сбили. Вдарился блин в религию.

    07.08.2024

  • Пишу с дивана

    Согласен с Ильей Андреевым на 100%. Да, в истории останется, что Лопес 5-кратный олимпийский. Но он себя подводил именно к олимпиадам, а на других турнирах (чемпионаты мира!) мог проигрывать. Лопес проиграл на пяти чемпионатах мира. Карелин ничего не пропускал и был непобедимым - на каждом турнире подтверждал и подтверждал. Резюме: по олимпийским титулам - очевидно, Лопес. По величию - равны.

    07.08.2024

  • Belousov

    Симона Байлз не даст соврать

    07.08.2024

  • Пан Юзеф

    Не совсем. Но очень хотел посмотреть все.

    07.08.2024

  • Все?

    07.08.2024

  • Пан Юзеф

    Василич-то простит, да и народ простит. Но где гарантия, что даже через 25 лет вы не будете вспоминать этот факт, как главное упущение жизни? Например, мне родители не дали посмотреть игру за Суперкубок УЕФА "Динамо" (Город, который не называем) - "Стяуа" (Бухарест). В 1987-ом году. Ну поздно трансляция была, а мне как бы в школу надо на следующее утро. Так я много-много лет сожалел, что не видел этой встречи. Хотя там ничего интересного не было, в принципе. А в 2007-ом все-таки купил себе диск с записью игры.))

    07.08.2024

  • iich

    Стыдная статья. Неумение признать очевидное – налицо. Никто не говорит, что Карелин – ерунда. Но мерило – не число побед во всех схватках в жизни или победы на первенствах Европы, а именно Олимпиады. И здесь, бесспорно, Лопес – номер один.

    07.08.2024

  • shpura

    Три больше пяти.

    07.08.2024

  • traveller09

    И тут спорить не могу, ибо не смотрел. Каюсь, грешен. Но Василич, думаю, простит, он...милосердный, если судить из СМИ.

    07.08.2024

  • Пан Юзеф

    Я имею полное право говорить об этом, поскольку честно смотрел игры БРИКС.

    07.08.2024

  • traveller09

    Вот совершенно согласен. Отсюда и заслуженный плюсик. :innocent:

    07.08.2024

  • Пан Юзеф

    Ни тот, ни другой не побеждали на играх БРИКС. Так что называть их великими я бы не стал.

    07.08.2024

  • traveller09

    "... уж слишком гигантское наследие он оставил... (с) --- После этих слов представил себе гладиатора, например, Максимуса, и гору трупов.

    07.08.2024

  • Генри

    Совершенно верно! В точку. И лицо Карелина при вручении серебра.

    07.08.2024

  • Да, уж...Штат раздут, будь здоров, за народные денежки! Как МИД РФ!

    07.08.2024

  • Генри

    Точно! Типа - Ничуть не более гений!))

    07.08.2024

  • Совковский

    Очень уважаю Карелина, но.... Лопес не только выиграл пять золотых на Играх, но и ушёл из спорта по сути непобедимым. А у всех наших болельщиков сидит заноза последней схватки Сиднея-2000 и проигранного Александром финала толстопузому американцу - без набранных очков.(.

    07.08.2024

  • Алексей Богданов

    Вот даже читать не буду. И так понятно, что очередное никому не нужное меряние пипирками

    07.08.2024

  • МаратХ

    Антон Павлович, этим комментарием всех на лопатки положили

    07.08.2024

  • Михаил Р.

    Есть пятикратный олимпийский чемпион и есть все остальные. Зачем эта вода и мутные оправдания непонятно.

    07.08.2024

  • - А ещё, я сюда ем! Это про журналистов...:relieved:

    07.08.2024

  • Байден в засаде

    идейный коммунист, отличный организатор и состоит в кружке помощи детям Поволжья

    07.08.2024

  • Байден в засаде

    и чемпионат в Ханты Мансийске тоже не выигрывал) Ну какой он великий после этого

    07.08.2024

  • Ruslan O

    а Вы не знаете, так молчите!! (с)

    07.08.2024

  • SPRAVEDLIVYI

    Вот негодяи....теперь до кубинца добрались....оказывается, он так себе, пятикратный....зато наш, трёккратный, ого го какой......мерзко...

    07.08.2024

  • Apei

    лопес завершил уверенной победой, карелин проиграл в слабом бою

    07.08.2024

  • Djin Ignatov

    В МИРЕ нет 5 -кратных чемпионов ОИ по борьбе и наверное НИКОГДА не будет !! За ним идут только 3-х кратные !! По моему ! А сранивать ЧЕ и Панамоомериканские - просто смешно ! Самые ВЕЛИКИЕ игры - это ОЛИМПИЙСКИЕ !! Про политику не говорю - Принимал законы против своего народа ! Особенно за увеличение ПЕНСИОННОГО возраста , за что НАРОД его НИКОГДА не ПРОСТИТ !!! ДЕТИ наши и ВНУКИ !!!

    07.08.2024

  • igor1972

    Какое глупое писькомеряние... Оба великие спортсмены. Но Лопес здесь и сейчас покруче

    07.08.2024

  • МаратХ

    Этот Лопес даже за поднятие пенсионного возраста на Кубе не голосовал, а Карелин всецело поддержал поднятие пенсионного возраста в России.

    07.08.2024

  • Zavask

    …а ещё он государственный и политический деятель !!… «… и отличный работник !»…

    07.08.2024

  • Гмитрий Дуберниев

    Ждём "доказательств" от СЭ, что Коленька Валуев не менее "велик", чем Тайсон и Льюис вместе взятые!

    07.08.2024

  • ёzhic8

    Если бы на ЧМ то надо вес скинуть и если бы скинуть то если бы победить и если бы победить то если бы участвовать Вот это убойная аргументация! Если бы

    07.08.2024

  • С детства за Уралмаш!

    Статья на тему "Кто сильнее - слон или кит?" Можно было, кстати, Поддубного вспомнить, почему нет?

    07.08.2024

  • ёzhic8

    Забавный аргумент - Карелин выигрывал Евро, а кубинец - нет

    07.08.2024

  • ёzhic8

    "ничуть не более великий" - по-русски так не говорят

    07.08.2024

  • Антон Павлович

    Любая олимпийская медаль- весомее, чем сотня других титулов!

    07.08.2024