Центр безопасности спорта SafeSport объявил о пожизненном отстранении от спорта американского тренера Альберто Салазара. 62-летнему специалисту вменяют в вину «нарушения сексуального и эмоционального характера». Полтора года назад Салазар, воспитавший десятки мировых звезд в беге на средние и длинные дистанции, получил четырехлетнюю дисквалификацию за распространение запрещенных препаратов. Очевидно, что нынешнее решение SafeSport — это окончательный крах одного из самых успешных тренеров в легкой атлетике и сильнейший удар по репутации компании Nike, которая более 20 лет финансировала проект Салазара «Орегон».
SafeSport пока не конкретизировал новые обвинения против скандального специалиста, однако характер дел, которые эта организация расследует с 2017 года, не судит Салазару ничего хорошего. Американский центр безопасности спорта обычно занимается жалобами на домогательства и психологическое давление в отношении спортсменов. После того как вокруг тренера начал раскручиваться допинговый скандал, некоторые его бывшие подопечные жаловались на оскорбления в тренировочном лагере «Орегон» и подрыв здоровья в результате принудительной сгонки веса. Но, видимо, Салазар не гнушался и сексуальным насилием — благодаря поддержке щедрого спонсора он чувствовал себя абсолютно безнаказанным.
В 2019-м бегунья Мэри Кейн в интервью The New York Times рассказывала, как Салазар из-за лишнего веса публично обзывал ее «жирной коровой». В результате 16-летняя на тот момент спортсменка стала страдать анорексией, у нее упал уровень эстрогена, на протяжении трех лет не было менструаций, а кости за короткий период ломались пять раз. Участница Олимпиады-2008 Эми Йодер Бегли написала в Twitter о том, как ее выгнали из проекта «Орегон» из-за отказа от сгонки веса. На странности в поведении Салазара и его помощников также жаловалась его бывшая ученица Кара Гучер — именно с ее откровений в отношении тренера началось допинговое расследование, которое обернулось дисквалификацией тренера в конце 2019 года.
Сам Салазар неоднократно отрицал обвинения — и в допинге, и в жестоком обращении с подопечными. При этом он признавал, что ради достижения результата мог поговорить с воспитанником на повышенных тонах. «Однако я отрицаю утверждения, что в проекте «Орегон» кто-либо подвергался насилию или гендерной дискриминации», — заявлял Альберто. Однако расследование SafeSport показало, что все это ложь. В результате в дурацком положении оказался не только тренер, но и компания Nike, которая на протяжении двух десятилетий финансировала деятельность Салазара, до последнего верила в его невиновность, предоставляла ему лучших адвокатов и даже назвала в честь тренера здание в своем кампусе в Бивертоне.
Проект «Орегон» Альберто Салазара до недавнего времени считался гордостью американской легкой атлетики. Выходец из семьи кубинских эмигрантов, Салазар сам в прошлом был отличным стайером и ультрамарафонцем. Но главное: во время спортивной карьеры он подружился с руководством компании Nike, которое затем вкладывало деньги в тренерские идеи Альберто на протяжении четверти века. Эта дружба оказалась настолько крепкой, что ее не поколебал первый допинговый скандал с воспитанницей Салазара — Мэри Деккер-Слейни, случившийся в далеком 1996 году.
Во время олимпийского отбора к Играм в Атланте в допинг-пробе бегуньи, которой тогда было 37 лет, обнаружили шестикратное (!) превышение содержания тестостерона. Спортсменка объяснила этот феномен употреблением противозачаточных таблеток. Сначала ее дисквалифицировали, но под давлением спонсоров Салазара вернули на дорожку и дали возможность выступить на Олимпиаде. Апелляция на оправдательный приговор рассматривалась три года, и в итоге Деккер все-таки признали виновной. Но это не поколебало репутацию Альберто как тренера.
В 2001 году Nike был запущен проект «Орегон» во главе с Салазаром, который стремился вернуть американским бегунам конкурентоспособность на средних и длинных дистанциях. Одной из главных надежд в этом плане был марафонец Гален Рапп. Как выяснится впоследствии, уже в 2002 году 16-летний на тот момент спортсмен получал инъекции тестостерона (возможно, в качестве терапевтического исключения). Позже Рапп станет рекордсменом США и серебряным призером Олимпиады-2012, первым американцем с 1964 года, завоевавшим олимпийскую медаль на дистанции 10 000 м. Обвинения в нарушении им антидопинговых правил, прозвучавшие в 2015 году, не подтверждены и не опровергнуты до сих пор.
Много было разговоров о сотрудничестве Салазара с олимпийским чемпионом Мо Фара. Но как только вокруг тренера запахло жареным, британский бегун поспешил разорвать с ним все отношения. Дела Альберто пошли под откос с 2015 года, когда несколько его бывших спортсменов и соратников обвинили тренера в использовании запрещенных препаратов и других нелегальных практиках. Тогда Альберто в ответ написал гневное письмо, пригрозив судом за клевету. Но затем публично выступила Кара Гучер, бронзовый призер чемпионата мира-2007, заявившая, что Салазар в 2011 году пытался без медицинских показаний навязать ей сильнодействующие лекарства, приговаривая, что для победы хороши любые средства.
Картину дополнил бывший помощник Салазара Стив Магнесс, признавшийся, что в 2012 году организовал для эндокринолога Джеффри Брауна поставки L-карнитина. На основе этой разрешенной в спорте аминокислоты Браун и Салазар разработали смесь, повышающую уровень тестостерона, и якобы настаивали на ее применении спортсменами в виде запрещенных внутривенных инъекций, угрожая в противном случае разрывом контракта. Кроме того, Магнесс видел, как Рапп пьет неизвестные таблетки, которые выдавал ему Салазар. После этого у USADA не осталось других вариантов, кроме как начать расследование.
Следствие шло целых четыре года. Показания против тренера дал еще и экс-рекордсмен США в беге на 5000 метров Датан Риценхайн. Но процесс сильно замедляли спонсоры Салазара — нанятые Nike адвокаты подали на USADA в арбитражный суд. Тем не менее вина тренера и врача была доказана. Причем сильнее всего Альберто аукнулся гель с тестостероном. Специалист говорил, что использовал его в личных целях — как кардиологический препарат (в 2007-м он чуть не умер из-за остановки сердца накануне тренировки). Однако выяснилось, что тренер испытывал мазь и на своих сыновьях (которые не являются спортсменами), с целью выяснить, в каких дозах средство ловится допинг-контролем, а в каких — нет.
Результаты своих экспериментов Салазар обсуждал в переписке с руководством Nike. То есть спортивный бренд в этой ситуации был не пострадавшей стороной, а соучастником. Вообще спонсор так и не признал вины тренера, заявив об отсутствии в группе Салазара «допинговой системы». Проект «Орегон» был закрыт в 2019 году с формулировкой, что «в такой нервной обстановке спортсмены не могут полноценно продолжать свои занятия». Причем спонсор пообещал и дальше помогать всем бывшим подопечным Альберто.
Уже после дисквалификации Салазара медали на ЧМ завоевали его бывшие ученики Сифан Хасан Донаван Брейзер, Йомиф Кеджелча и Констанце Клостерхалфен. Все они утверждают, что ничего не знали о допинговых махинациях тренера и вообще расследование USADA в основном затрагивает период, когда их еще не было в Орегоне. Никто из этих спортсменов не подвергся каким-либо санкциям. Некоторые их них сейчас готовятся стартовать на Олимпиаде в Токио. Ну, а параллельно кто-то из бывших подопечных Альберто пожаловался на давление и домогательства в SafeSport. И в результате мы больше никогда не увидим этого тренера на легкоатлетических аренах. Если, конечно, он не выиграет апелляцию на решение о пожизненной дисквалификации.