24 сентября 2019, 15:35
За 10 месяцев до начала Олимпиады в Токио почти затухшая тема с допинговыми обвинениями против России вдруг засияла новым пламенем. На этот раз эпицентром скандала стала компьютерная база Московской лаборатории, которая была передана Россией в ВАДА в январе этого года. В этом деле много нюансов, но если коротко: нам инкриминируют, что часть компромата на российских спортсменов была нелегально отредактирована. Официальный ответ на обвинения мы должны дать через три недели.
Если Россию все же признают виновной, это грозит большими неприятностями по линии ВАДА. Но главное, чего опасаются в нашей стране, — не являются ли новые претензии началом кампании по отстранению российских спортсменов от Олимпиады-2020. Допинговые обвинения уже омрачили выступление нашей сборной на двух Играх — в Рио и Пхенчхане. Причем в Корее-2018 Россия была вынуждена стартовать под нейтральным флагом.
Реальность угрозы для нашего выступления в Токио вчера признал и глава Олимпийского комитета России Станислав Поздняков. МОК — главный организатор Игр-2020 — никаких заявлений по поводу нового скандала пока не делал, и формально он вообще не обязан вникать в тему наших взаимоотношений с ВАДА. Но в недавнем прошлом мы уже видели, как политическое давление существенно ужесточало позицию МОК по российскому вопросу.
Пока никаких формальных оснований для санкций в отношении олимпийской сборной России в Токио-2020 не существует. Нас пока не признали виновными даже по линии ВАДА — это навряд ли случится раньше начала ноября. Но в нынешней ситуации лучше переоценить опасность, чем недооценить. Обвинения в фальсификации базы данных — очень серьезная тема, которую при желании можно превратить в повод для новых олимпийских санкций в отношении России.
Будут ли эти санкции справедливыми — другой вопрос. Но предыдущий опыт допинговых скандалов показывает: рассчитывать только на логику и справедливость в этом деле бессмысленно. По обе стороны баррикад все уже порядком устали от бесконечных допинговых разбирательств, однако у большой политики в нынешней ситуации свои законы.
После информации о начале отзыва лицензии у РУСАДА появилось много информации о том, чем это может грозить России. К сожалению в большинстве случаев достоянием общественности становится полная ерунда. «СЭ» объясняет как ситуация обстоит на самом деле.
Слух 1. ВАДА может отстранить Россию от Олимпиады самостоятельно, без участия МОК.
Согласно новому Всемирному антидопинговому кодексу, который вступил в силу в апреле 2019 года, ВАДА действительно может заблокировать участие в Олимпиаде страны с лишенным признания Национальным антидопинговым агентством (НАДО). Однако это решение, впрочем как и саму дисквалификацию РУСАДА, теперь должен одобрить Спортивный арбитражный суд. И решение суда здесь кажется не самым очевидным.
До сих пор суд еще никогда не решал подобного вопроса. А между тем сама справедливость «бана» целой страны из-за проблем с НАДО вызывает сомнения. Ведь есть масса стран, в которых вообще нет своей антидопинговой структуры, но это не мешает им выставлять свою сборную на Играх. В общем, окончательное слово здесь все равно будет за МОК и за арбитражем, а не за ВАДА.
Слух 2. Лишение признания РУСАДА не повлияет на процесс восстановления прав Союза биатлонистов России.
Увы, глава СБР Владимир Драчев, озвучивший эту информацию, ошибается. Один из критериев в «Дорожной карте СБР» звучит прямо и недвусмысленно: «РУСАДА должно соответствовать кодексу Всемирного антидопингового агентства (ВАДА)». А это значит, что в случае дисквалификации РУСАДА российские биатлонисты останутся с урезанными правами на неопределенно долгое время. То же касается и наших легкоатлетов. Причем, в последнем случае все намного печальнее.
Если биатлонисты продолжают выступать под собственным флагом, то над легкоатлетами нависает нейтральный статус, который надо еще получить. В Олимпиаде-2020 российские легкоатлеты почти гарантировано смогут выступать только по специальному разрешению Международной федерации. В случае лишения РУСАДА признания, проблемы чисто теоретически могут возникнуть и у Паралимпийского комитета России, который также был восстановлен с оговорками. То есть Паралимпиада-2020 — действительно под вопросом.
Слух 3. У российских спортсменов могут возникнуть проблемы с участием в крупных международных турнирах. В частности — в чемпионате мира по футболу-2022.
Если речь не о легкой атлетике, то прямой взаимосвязи между участием в соревнованиях и признанием РУСАДА нет. На протяжении трех лет без лицензии ВАДА мы выступали во всех чемпионатах мира без каких-либо ограничений. Были нюансы с отдельными спортсменами и даже с целой сборной по тяжелой атлетике, но напрямую с проблемами РУСАДА это не связано. По большому счету, определяющей здесь является позиция международной федерации. Но до сих пор никто, кроме ИААФ и Международного паралимпийского комитета, не высказывал желания наказать всю нашу страну.
Какие проблемы могут возникнуть в реальности, так это трудности с получением для России новых международных соревнований. В частности, без РУСАДА нам навряд ли вернут возможность для проведения этапов Кубка мира по лыжам и биатлону. Но соревнованиям, которые уже получила Россия (чемпионат Европы по футболу-2020, чемпионат мира по волейболу-2022, чемпионат мира по хоккею-2023, Летняя Универсиада-2023 и другим), точно ничего не угрожает. И конечно, никто не будет отстранять нашу сборную от выступления на футбольном ЧМ-2022.