28 февраля 2020, 17:10
Вчера Спортивный арбитраж в Лозанне назвал имена трех судей, которые в мае вынесут вердикт по поводу санкций ВАДА в отношении российского спорта. Всемирное антидопинговое агентство за манипуляции с базой Московской лаборатории требует лишить нас возможности выступать в Токио под собственным флагом. Точку в этом вопросе поставит панель арбитров, в которую входят австралиец Марк Уильямс, итальянец Луиджи Фумагалли и Хамид Гарави, одновременно представляющий Иран и Францию. Чего же нам ждать от этих людей?
В прошлые годы во всех допинговых скандалах нас буквально преследовали судьи и следователи из Канады. Теперь настала очередь австралийцев. Австралийцы разбираются с допингом наших биатлонистов в IBU, австралиец Джеймс Вуд теперь возглавляет комиссию по соответствию ВАДА, австралиец Марк Ллойд Уильямс будет председателем панели в деле о санкциях. Все это не слишком здорово, учитывая, что представители Зеленого континента очень часто оказываются последовательными критикам России в допинговых делах и в целом — радикальными борцами с допингом. Разумеется, то тех пор, пока эта проблема напрямую не начинает затрагивать их интересы.
64-летний Марк Уильямс — профессиональный судья из Сиднея. Он больше 30 лет проработал в гражданском окружном суде штата Новый Южный Уэльс. Помогал в разрешении споров Олимпийскому комитету Австралии и различным национальным федерациям. С 1994 до 2014 года успешно занимался ветеранской греблей. Громких дел в CAS в его досье не так и много. Но вспоминается, что именно Уильямс работал в выездной панели арбитража на Олимпиаде в Пхенчхане, и именно он вынес решение о виновности керлингиста Александра Крушельницкого в употреблении мельдония. Также австралиец рассматривал апелляцию российской прыгуньи в высоту Анны Чичеровой на допинговую дисквалификацию и отказал нашей олимпийской чемпионке.
60-летний профессор из Милана Луиджи Фумагалли — самый опытный из тройки арбитров. Количество рассмотренных им дел в CAS за 15 лет исчисляется десятками. Ну и выводы после изучения его кейса можно сделать не самые однозначные. Помимо спортивного права, Фумагалли является специалистом по международной торговле и частной собственности — в прошлом он был судьей арбитражного суда Международной торговой палаты. Также Фумагалли выступает в роли апелляционного судьи баскетбольной Евролиги и Национального антидопингового трибунала Олимпийского комитета Италии
Самое громкое дело с участием Фумагалли — апелляция Марии Шараповой. В 2016 году панель под председательством итальянца сократила наказание звездной теннисистки за употребление мельдония с 24 до 15 месяцев. Сама спортсменка выражала удовлетворение таким вердиктом, однако многим показалась, что решение все равно оказалось слишком жестким — многие за подобные проступки отделывались парой месяцев вне спорта. Именно двухмесячную дисквалификацию в том же 2016 году Фумагалли утвердил для норвежского лыжника Мартина Сундбю за превышение дозы противоастматического препарата сальбутамол.
Сокращения своего наказания с участием миланского арбитра добилась и немецкая биатлонистка Эви Захенбахер-Штеле, попавшаяся на допинге во время Олимпиады-2014 в Сочи. После рассказа спортсменки о том, что метилгексанамин попал в ее организм вместе с лекарственным чаем, дисквалификация была сокращена с двух лет до полугода. Не менее громим в 2009 году вышел процесс над американской пловчихой Джессикой Харди. За применение кленбутерола, который якобы содержался в некачественных пищевых добавках, Харди получила всего год дисквалификации. ВАДА требовало от CAS увеличить наказание и не пускать Джессику на Олимпиаду-2012. Но Фумагалли отклонил апелляцию, и в итоге Харди стала в Лондоне олимпийской чемпионкой.
Вошел итальянский юрист и в положение российского велогонщика Александра Колобнева. В 2012 году он был оправдан панелью с участием Фумагалли по делу о применении гидрохлортизиада. Арбитры признали, допинг попал в организм россиянина вместе с лекарством от варикозного расширения вен, которое спортсмен применял на протяжении 15 лет. Из недавних дел россиян, рассмотренных итальянским судьей, — ужесточение наказания российского борца вольного стиля Анзора Болтукаева. В 2018 году он получил в CAS два года за хигенамин, хотя изначально его наказание составляло всего 10 месяцев.
49-летний Хамид Гарави — арбитр, выбранный РУСАДА. Очевидно, что это было сделано прежде всего из-за того, что этот французско-иранский судья (иранец, долгое время живущий во Франции) был в панели арбитров, которые в 2018 году внесли оправдательное решение по делу Александра Легкова и группы российских участников Олимпиады в Сочи. Тогда CAS счел вину россиян не доказанной и вернул им все отобранные МОК титулы. За это арбитраж подвергся жесточайшей критике со стороны западных СМИ и спортивных функционеров, но попытка МОК подать апелляцию в федеральный суд Швейцарии успехом не увенчалась.
У Гарави не слишком богатый опыт именно в спортивном арбитраже, и он больше известен участием в различных процессах, связанных с бизнесом, инвестициями и промышленностью. И него обширная практика и своя юридическая компания. Так что арбитр из Парижа для предстоящего суда скорее нейтральная фигура. Несмотря на слушания двухлетней давности, он навряд ли он сильно погружен в антидопинговую тематику и историю разборок между Россией и ВАДА.