Токио-2020. Статьи

Токио-2020

26 июля 2021, 00:45

Досадно, что с развитием технологий мутировала и Олимпиада. Хотя иначе и быть не могло

Авторская колонка известного комментатора и телеведущего.

Кирилл Набутов
специально для «СЭ»

Япония как место проведения Олимпийских игр для нашей семьи страна особая. Мой отец, комментатор Виктор Набутов, работал в Токио-1964 и Саппоро-1972. А я — в Нагано-1998. Мог бы и в этом году поехать в Токио, но отказался. У меня и так за плечами тринадцать Олимпиад. Думаю, вполне достаточно. В конце концов, есть в жизни другие интересы. Которые сейчас греют больше, чем Игры.

После Рио и Пхенчхана появилось четкое ощущение, что в нынешнем виде международный олимпийский формат себя изживает, поэтому трансляции из Токио ждал с предвзятой настороженностью. Но пока все нравится! И соревнования, и то, как показывают Олимпиаду.

Во время церемонии открытия поймал себя на мысли, что меня совершенно не парят пустые трибуны. Лишний раз убедился: такие события — не для публики на стадионе. А для телезрителей.

То же самое было в 2014-м в Сочи. Где потрясающая по красоте церемония открытия, которую продюсировал Константин Эрнст, а я комментировал, смотрелась на арене гораздо бледнее, чем на экране. Потому что все было заточено под телепоказ.

А сейчас так получилось, что в воскресенье мне пришлось очень рано встать, часов в пять. Сразу включил телик, попал на теннис. Я не из тех фанов, которые бросают все дела, когда Джокович играет с Федерером. Теннис вообще не ассоциируется у меня с Олимпиадой.

Считаю, его не должно быть в олимпийской программе. Как и регби-7, BMX, скейтбординга, скалолазания... Я консерватор. Хотя сторонники новизны в олимпийской программе меня наверняка затроллят.

Да я в принципе не планировал смотреть теннисные трансляции из Токио на стадиях, далеких от финала. Хотелось просто оценить качество показа. Но сел у экрана и залип. Какая заруба приключилась у Кудерметовой с Мугурусой, а у Весниной с Остапенко! Не оторваться! Сидел и поражался: «Елки-палки, мне интересно! Цепляет!»

Еще греблю посмотрел, пулевую стрельбу, фехтование... В какой-то момент задремал — все-таки проснулся рано. Но потом залип на командную стрельбу из лука. А баскет, где французы в немыслимой концовке прибили Dream Team, видел уже в записи.

За кого болеть буду в Токио? Честно скажу — за немногих. В первую очередь персонально за Сергея Шубенкова. Парень в большом порядке во всех смыслах — и в человеческом, и в спортивном. Голова светлая. Он бы и в Рио имел шансы на золото, да не пустили, как мы помним. Шубенков — это легкая атлетика. А из гимнастов огромную симпатию вызывает Никита Нагорный, с которым недавно познакомился. Очень интересный и талантливый парень.

Вообще, мне кажется, что эта первая Олимпиада в эпоху ковида станет новой точкой отсчета Игр. Как произошло в 1980-м в Москве. Те Игры — и пик, и тупик классического олимпизма. Последняя Олимпиада, организованная целиком на государственные деньги. Понятно, других в Совдепии и не существовало, тратить их можно было как угодно, ведь за расходы отчитываться перед народом не требовалось. Никто даже не задумывался, сколько миллиардов рублей вложено в организацию Игр.

Но тогда же стало понятно, что количество стран, готовых ради проведения Олимпиады на астрономические затраты, стремительно уменьшается. В мире же есть не только тоталитарные государства. В итоге и экономический фактор, и политический — имею в виду бойкот Игр, который случился из-за ввода наших войск в Афганистан — привели к тому, что олимпийское движение очутилось на краю пропасти.

Казалось, еще чуть-чуть — и все рухнет.

Но как раз во время той Олимпиады, прямо в Москве, новым президентом МОК избрали Хуана Антонио Самаранча. С него и начался поворот в сторону коммерции. За эти сорок с лишним лет МОК превратился в гигантскую корпорацию, которая ворочает миллиардами долларов. А начал это Самаранч именно тогда — и первые частные спонсоры появились уже в 1984-м в Лос-Анджелесе.

Раньше на Олимпийских играх отсутствовала коммерческая составляющая. На этом всегда спекулировала советская власть. В прессе писали, мол, наши спортсмены — любители, соревнуются с такими же любителями из других стран, а грязным дельцам из профессионального спорта на Олимпиаде места нет.

Со временем вся эта тряхомудия закончилась. В Олимпийских играх уже давно участвуют и теннисисты-профессионалы, и баскетболисты из НБА. До сих пор перед глазами 1992-й, Барселона, волшебная Dream Team. Там люди были готовы на все, лишь бы увидеть живьем Мэджика Джонсона и Майкла Джордана (тоже мне спортсмены-любители!) Помню тоскливое лицо Александра Гомельского, понимающего, что не попадает на полуфинал США — Литва. У него вообще не было аккредитации, и он, как и Юрий Рост, легендарный журналист, фотограф, мой большой друг, ночевали у нас в квартире, в медиадеревне. Мы смогли их провести, благо секьюрити в 1992-м были попроще, чем теперь. Так вот Гомельский страшно переживал, что не увидит суперматч. А у меня билет был. И я не выдержал, отдал его Гомельскому. Александр Яковлевич был счастлив.

Конечно, сегодня Олимпиады далеки от принципов и идеалов, заложенных Пьером де Кубертеном. Он же провозглашал Игры как состязания спортсменов-любителей. Наверное, откровенный крен олимпизма в сторону шоу-бизнеса и профессионального спорта был неизбежен. Зритель хочет видеть самое лучшее. Он не станет тратить время и тем более деньги на просмотр спортсменов-второразрядников, выступающих на первенстве цеха номер семь. А не будет зрителя — не придет и спонсорье.

Олимпиада как явление и вид состязаний мутировала вместе с развитием человеческого общества и технологий. Что означает смерть прежней модели Игр. С одной стороны, понимаю, что иначе и быть не могло. А с другой — все равно досадно.

Меня напрягает чудовищная гигантомания. Особенно Рио, где большинство олимпийских объектов сейчас стоят никому не нужные. Несчастные бразильцы не знают, что с ними делать.

Ну и, конечно, не добавляет интереса к Играм бесконечная череда скандалов — допинговых, финансовых, политических. К тому, что чистый медальный блеск изрядно попорчен ржавчиной. В результате на второй Олимпиаде подряд мы в нейтральном статусе. Без флага и гимна.

В то же время смешны разговоры, будто на Россию сегодня наложены серьезные санкции. Да, обидно и неприятно, когда вместо гимна звучит фрагмент Первого концерта Чайковского. Но не стоит забывать, что на параде открытия наша сборная шла под флагом ОКР, а не под олимпийскими кольцами. Никто в МОК не стал залупаться и по поводу костюмов, хотя они сделаны в цветах государственного флага.

Если говорить об атмосфере Игр, то самая памятная для меня Олимпиада — Лондон-2012. Там понял, что Англия — родина мирового современного спорта. Ну сами посудите: на утренних соревнованиях по легкой атлетике, где еще не разыгрываются медали, — полный стадион! 80 тысяч зрителей! Причем болели со знанием дела. А уж когда на старт выходила британка Джессика Эннис, трибуны были просто на грани помешательства. Она-то в Лондоне и выиграла золото в семиборье.

Анастасия Галашина на олимпийском стрельбище.

Ну а самое яркое олимпийское впечатление последних лет — тот же 2012-й, Лондон, Паралимпиада. Я на ней не был, смотрел по телику, в Хельсинки, где оказался в командировке. Случайно наткнулся на трансляцию матча по регби на колясках. И обомлел. Сидел возле телевизора, не отрываясь, и дрожал, глядя на эпическую битву этих мужиков. Фактурных, широкоплечих, с буграми мышц — но инвалидов.

У нас регби на колясках не показывали. А зря. Играли в зале, круглым мячом. На специальных колясках с повышенной устойчивостью. Но когда атлеты сталкивались, кто-то падал, переворачивался. Так ребята одним рывком, подбрасывая себя в воздух, ставили коляску на колеса — и снова в бой! Вот эта картинка для меня — высший образ спорта. Пик проявления всех качеств, которые воспитывает спорт. Я работал на тринадцати Олимпиадах — но ничего сильнее по эмоциям не испытывал.

45
  • Figli Migli

    Многие мысли автора меня лично озадачили. Санкции наложенные на Россию незначительные? Да уже тот факт, что страна на может называться своим именем и выступать под своим флагом, иными словами лишена своей базовой идентичности - уже жесточайший удар. Да и вобще весь стиль статьи какой-то обиженный, депресивный. Хотя концовка про регбистов шикарная. Вот за это спасибо!

    28.07.2021

  • Абрамсон

    можно я сразу напишу КОММЕНТАРИЙ УДАЛЕН? слов нет, одни эмоции, набутов пал ниже плинтуса

    27.07.2021

  • PerovoGolfPro

    "Будьте"-нате! (С).

    27.07.2021

  • A+++

    Читаю комменты и понимаю, что совок у нас навсегда

    27.07.2021

  • A+++

    да, у нас совок вернулся, с некоторыми незначительными изменениями, которые становятся всё менее значительными

    27.07.2021

  • A+++

    Великобретания великая страна, а совок отстой

    27.07.2021

  • Бонч Бруевич

    "Залип", "залупаться", "тряхомудия". У дедули ковид последние мозги выел.

    27.07.2021

  • tramp17

    Как можно в солидной газете и известному журналисту в своей статье применять такие выражения как "тряхомудия" и "залупаться"? Или в русском языке уже нет подходящих слов? Тогда нужно вновь в ВУЗ на курс лингвистики. А так СЭ будет похожа на стенную газету где нибудь в ИТК.

    27.07.2021

  • Дмитрий Григорьев

    Респект.Мужчина!

    26.07.2021

  • Дмитрий Григорьев

    Приветствую!Вероятно,Вы правы.Просто подлизаться к юным имбецилам)))

    26.07.2021

  • elgatitto

    Молодец! Редкая интересная статья на измельчавшем СЭксе

    26.07.2021

  • AZ

    В Совдепии это была бы полследняя статья Кирюши)))

    26.07.2021

  • Zwolle

    Вроде бы опытный журналист, неплохой комментатор, но текст - какой-то быдло-style. Это что, желание потрафить поколению тик-токеров?

    26.07.2021

  • Camry163

    Вот что я прочитал сейчас? Заголовок предлагает порассуждать о высоких технологиях, убивающих ОИ. И где? Заместо получили тонны пространных измышлений, немного не дотягивающих до нытья на грани бреда. Ладно, дедуля великую страну, давшую ему всё презрительно именует "Совдепией". Его право, как-никак. Но раз уж вещает о бесконтрольных тратах государственных миллиардов на олимпиаду (Сочи-2014) то по его логике Совдепия именно у нас. Здесь и сейчас. Не? Дальше накал забористой ахинеи возрастает. Дед не в курсе, что в московские ОИ активно вкладывались капиталистические ТНК. И Москва на играх заработала, в отличие от разорительного Монреаля-76. Всё началось гораздо до игр-84. Аффтар тему не знает от слова совсем, но потрепаться готов. Особо доставляют вкрапления куртуазных словес по типу "залупаться". Чувак, если базаришь в стиле гопаря из подворотни, то давай весь текст в такой стилистике выдерживай. А то не по-пацански как-то.

    26.07.2021

  • Демосфен

    Терпеть не могу этого косозубого придурка. Постоянно кичится своими родственниками, коим и в подметки не годится. Читать его противно, а слушать - невозможно, открытие Олимпиады он комментировал так, как будто его только с ПТУ выпустили))) Но сюда пускают Губу и Чердака свои мысли изливать, так что - чему удивляться?

    26.07.2021

  • Golfer

    В Лос-Анджелесе действительно было другое. Там, с одной стороны, Питер Юберрот ввел режим жестокой экономии - никакой новой и отдельной Олимпийской деревни (кстати, в нарушение положений МОК), никакого нового стадиона. А с другой - был принят закон, установивший понятие governing body in a sport, по которому национальным федерациям давалось право монопольно руководить своим видом в стране (кроме профессиональных лиг), использовать бренд Team USA, брать деньги за разрешение проводить клубные турниры и т.д. И колоссальные преференци получил USOC.

    26.07.2021

  • vladmad_75

    Ну что вы. Это другое. Как и ОИ в 1984 году, про которую набутов просто умолчал. А то могут и визу потом в США не дать... Там то идеологии же не было...

    26.07.2021

  • Golfer

    Олимпиада-80 - последняя, организованная на государственные деньги и с идеологическим подтекстом? Это вы, Кирилл Викторович, ляпнули, не подумав, от большого желания посильней вдарить. В Сеуле в 1988 году деньги с совершенно не коммерческой целью - всем показать, какая Корея передовая страна, а также какая она теперь демократическая, после Чон Ду Хвана - тратились без счета. И псевдо-коммерческие, а по сути - государственные, выделенные компаниями-чеболями. И просто бюджетные.

    26.07.2021

  • Porco Rosso®

    Не, не имеем. Нам - бан.

    26.07.2021

  • Porco Rosso®

    Да и языком чесать у него так себе выходит.

    26.07.2021

  • Porco Rosso®

    Так их, Валер, этих клятых пиндосов.

    26.07.2021

  • glyhoi

    Согласен!Да, есть какое то чувство гадливости.

    26.07.2021

  • glyhoi

    я так понимаю и знаю по собственному опыту,что волонтеров отбирают из тех кто даже и к физкультуре,не имет не hrena не какого отношения.

    26.07.2021

  • Valerii Holden

    Как волонтер, участвовал в ОИ в Сочи 2014. Работал ассистентом НОК США. Прошел отбор на Игры в Рио 2016, но отказался ехать, из-за вакханалии развязанной вокруг сборной России. Друзья волонтеры из Канады приглашали в Пхенчанг 2018, не хватало опытных волонтеров, но я объяснил им почему не сдержал слово увидеться на следующих зимних играх. Они сказали, что понимают меня, и тоже не поехали бы на игры если бы с их страной устроили такое. Олимпийские власти, в отличие от футбольных, которые так и не сдались, как им не выкручивали руки, встали на колени, в прямом и переносном смысле. Игры перестали для меня существовать. Трансляций не смотрю, только если попадется обзор в программе "Время". Кирилл прав, ОИ в серьезном кризисе. Выйти из него, они могут только покаявшись перед Россией, за безобразия которые они допустили в отношении одной из ведущих стран олипийского движения.

    26.07.2021

  • vladmad_75

    Какое же ты д.мо набутов. И ведь это комментатор ГОСУДАРСТВЕННОГО канала. Ну и жаргон видать от папаши достался: не парит, залупаться...Ну и как всегда, Англия - прекрасная страна, а Россия - так себе, а уж СССР - это вообще по набутову ниже плинтуса. Ещё раз замечу, это комментатор получающий ОГРОМНУЮ зарплату сидя на госканале. Шубенков поэтому из той же оперы. Ну как же, либерал, свой и совершенно наплевать набутову на самом деле на спортсмена Шубенкова. Главное показать сразу водораздел. Отвратительная статья очередного еврейского мальчика из "золотой молодёжи" и бездаря, который ни на что, кроме как чесать языком, и не способен.

    26.07.2021

  • nies

    как же хорошо, когда нет такого блата и кумовства: "Мы смогли бы их провести, благо секьюрити в 1992-м были попроще, чем теперь." Когда билеты достаются через знакомых, и на играх только избранные. Если бы ни ковид, то зрители в Токио, как и в Сочи, выбирались бы по лотерее

    26.07.2021

  • tagov

    Интересно получается, СЭ, МОК можно залупаться, а комментаторам нет? Имеем право залупиться на подобные так называемые "статьи"!

    26.07.2021

  • Porco Rosso®

    По-моему, это слово на «з» как-то уже использовал ИгрьЯклич.

    26.07.2021

  • питон71

    Что-то Кирилла потянуло на старости лет на берега Темзы, ностальгия у него, вспомнил молодость, не то что на Родине где не ценят таких гениев как он, и позалупаться (это литературное слово?) по всей видимости не дают.

    26.07.2021

  • MMM_M

    главное ОКР развивается семимильными шагами, впереди планеты всей...

    26.07.2021