14 августа 2019, 09:25
На проходящей в Токио предолимпийской неделе спортсмены массово жалуются на экстремальную жару и грязную воду. Гребец из Великобритании потерял сознание прямо в лодке и был доставлен в госпиталь. Как уже через год на этих же трассах и в подобную погоду будут соревноваться участники Олимпиады?
Как сообщает портал Inside the Games, всего за неделю с 29 июля по 4 августа в Японии погибли от теплового удара 57 человек. Еще около 18 тысяч жителей обратились за медицинской помощью, при том, что температура воздуха уже почти месяц не опускается ниже 31 градуса в тени.
— Это самая теплая вода, в которой я когда-либо плавал, — заявил трехкратный призер Олимпийских игр в плавании на открытой воде Уссама Меллоули. — Первые два километра я чувствовал себя нормально, но потом сильно перегрелся.
Меллоули родом из Туниса — то есть вроде бы с рождения привычен к теплому климату. Но ситуация в Токио, похоже, выходит за рамки нормального.
Предолимпийская неделя — комплекс соревнований, которые проводятся в будущей столице за год до Игр. Именно тут можно проверить готовность инфраструктуры, определить слабые места в работе оргкомитета и, в общем, обкатать олимпийский турнир.
В академической гребле в рамках предолимпийской недели в Токио проводился чемпионат мира среди юниоров. Спортсмены возрастом до 18 лет столкнулись с по-настоящему экстремальными условиями. После госпитализации гребца из Великобритании еще несколько спортсменов выходили на церемонии награждения, пошатываясь от жары и находясь на грани теплового удара.
— Когда мы вернулись в Россию и я вышла из самолета, даже не поверила: здесь же можно дышать полной грудью! — поделилась с «СЭ» серебряный призер чемпионата мира в одиночке россиянка Анастасия Любич. — В Токио было где-то плюс 38-40 градусов в тени и жуткая духота. В такую погоду тяжело даже просто находиться на улице, не то что гоняться.
— Правда, что очень многим спортсменам становилось плохо?
- Такие случаи были. Девочка, которая выиграла в моем финале, на награждении не смогла стоять на пьедестале и присела на корточки. Да и мне после финала тоже было плохо.
— Cеребряная медаль чемпионата мира стала для вас ожидаемым результатом?
— Если честно, перед началом турнира у меня была цель хотя бы попасть в финал. Но когда отобралась туда с лучшим временем, поняла, что нужно настраиваться на борьбу за призы.
— Как и где вы готовились к чемпионату мира?
— У нас был сбор во Владивостоке. На самом деле, он очень помог, потому что мы приехали уже подготовленными и к климату, и к разнице во времени. Хотя в самом Токио было намного более душно и жарко, чем даже во Владивостоке.
— На российском уровне вы выступаете среди взрослых. Это значит, что претендуете на попадание и в олимпийскую команду?
— Может, и претендую, но, мне кажется, я все-таки еще не совсем готова к Олимпиаде. Для таких серьезных соревнований нужны стаж, опыт, которых мне пока не хватает. Хотя, конечно, попасть туда было бы просто «вау».
— Что посоветуете нашим будущим олимпийцам, чтобы не погибнуть от жары в столице Игр?
— Обязательно нужно заранее акклиматизироваться. Спортсменам, которые приехали сразу в Токио, было намного тяжелее, чем нам после Владивостока. Ну и, конечно, не забывать головной убор, обливаться холодной водой и использовать солнцезащитный крем. Я брала максимальную степень защиты, и без этого, мне кажется, я бы жутко сгорела.
Опасения по поводу качества воды в Токио высказываются еще с 2017 года. Тесты показали, что уровень зараженности кишечной палочкой в акватории, где будут проводиться соревнования по триатлону и плаванию на открытой воде, превышает допустимый сразу в 20 (!) раз. Организаторы совместно с международными федерациями приняли меры. Так, теперь на дне установлены фильтры, которые очищают воду. Она стала в разы чище, но вот ее температура по-прежнему остается экстремальной.
Нормы запрещают проводить соревнования по триатлону и плаванию на открытой воде, если температура воды в акватории превышает 31 градус. В Токио она в эти дни находилась на грани, хотя и не превысила границы. Спортсмены испытывали сильный дискомфорт, хотя соревнования проводились на сокращенной дистанции — всего 5 км вместо стандартных 10-ти.
Исполнительный директор международной федерации водных видов (FINA) Корнель Маркулеску заявил, что приоритетом является именно здоровье спортсменов, а не интересы организаторов, зрителей или кого-то еще. То есть готовьтесь: вполне вероятно, что олимпийские турниры в видах, связанных с открытой водой, будут стартовать в 5-6 утра по японскому времени, то есть поздним вечером по Москве. Российским зрителям, возможно, это даже удобно. А у спортсменов не остается выбора: грести или плыть на 40-градусной жаре не захочет никто.