Ванкувер-2010

Ванкувер-2010

2 октября 2009, 09:14

Глен Хэнлон: "Совмещать получится и у меня, и у Быкова"

В заочном олимпийском противостоянии КХЛ пока обыгрывает НХЛ со счетом 3:2. Эти цифры касаются количества главных тренеров тех сборных, которые в феврале будут играть в Ванкувере. Если в Северной Америке трудятся всего два олимпийца – канадец из "Детройта" Майк Бэбкок и его американский коллега из "Торонто" Рон Уилсон, то из КХЛ на Олимпиаду приедут и наш Вячеслав Быков, и "латыш" Олег Знарок и "белорус" Глен Хэнлон. Канадский тренер минского "Динамо" стал вторым героем новой постоянной рубрики "СЭ".

Хэнлон для хоккейной Белоруссии – фигура особенная и почитаемая. Дважды на мировых первенствах он показывал с национальной сборной рекордный результат. Три года назад в Риге и нынешней весной в Берне белорусские хоккеисты, напомним, играли в четвертьфиналах ЧМ. Причем в мае-2009 едва не стали автором сенсации, находясь в шаге от победы над сборной России.

Осенью Хэнлон во главе минского "Динамо" дебютировал в КХЛ. О первых впечатлениях от русской лиги и об олимпийских планах канадец рассказал в интервью "СЭ".

ГРЕТЦКИ ПРИГЛАСИЛ БЫ ПОИГРАТЬ

– Уже прикидывали, на что можете замахнуться в Ванкувере со сборной Белоруссии?

– Наша команда прочно закрепилась в восьмерке лучших мирового рейтинга. Однако рано говорить, что мы наверняка наведем шороху на Олимпиаде. Все-таки успехов на чемпионате мира добиваться было легче – не все сборные приезжают на эти турниры в сильнейшем составе. В Ванкувере подобных поблажек от главных соперников по групповому турниру – шведов с финнами – ждать уже не стоит.

– В олимпийские сезоны сборная Белоруссии добивается впечатляющих рекордов. В 2002 году это был полуфинал Игр в Солт-Лейк-Сити, в 2006-м – первый в истории четвертьфинал ЧМ. Чего ждать в этом сезоне?

– Того, что в Ванкувере нам удастся выиграть пару-тройку самых важных игр, пора которых наступит в плей-офф (смеется). Мы настраиваемся показать остальному миру всю силу белорусского хоккея. Олимпийскими ожиданиями начали жить еще в июле. И уже сейчас моя тренерская интуиция подсказывает, что эта команда будет способна на многое.

– Известно, что именно в ваши ворота забил свой первый гол в НХЛ Уэйн Гретцки. Недавно он покинул пост главного тренера "Финикса".

– Будь моя воля, я бы позвал его не тренировать, а поиграть и за национальную команду, и за минское "Динамо" (смеется). Но если серьезно, то пока с приглашениями на Гретцки выходит Стив Айзерман (генменеджер сборной Канады. – Прим. "СЭ"). Получить от него приглашение Уэйну, наверное, будет более приятно.

ИЗ ВАНКУВЕРА ШЛЮТ ПИСЬМА

– Вы несколько лет работали в НХЛ ассистентом главного тренера в столице Игр-2010. Что можете рассказать о Ванкувере?

– Это один из лучших городов для проведения Олимпиады. Хоккей там любят безумно – и даже на огромных канадских аренах вряд ли найдется свободное местечко во время Игр. Кстати, недавно болельщики из Ванкувера прислали мне письмо, где пообещали поддерживать белорусскую сборную и меня персонально. Так что поездки в этот город ожидаю с особым нетерпением. Окунуться в эту атмосферу на целых две недели – это огромное счастье.

– Возможно ли успешное совмещение работы в клубе и с национальной командой по ходу олимпийского сезона?

– Я этих нагрузок не боюсь. Вот кому действительно не позавидуешь, так это моему коллеге Славе Быкову. От него будут требовать выиграть золото и в Ванкувере, и с клубом в русской лиге. По сравнению с ним мои дела даже трудностями называть неудобно – ведь таких высоких мест никто не требует. Ни в коем случае не хочу пугать русских болельщиков, мне кажется, что Быков справится на всех направлениях. А уж если ему по силам решить эти проблемы, тогда нашим белорусским поклонникам хоккея вообще бояться нечего, ведь порадовать их нам с ребятами будет полегче.

– Плотный календарь КХЛ оставляет не так-то много времени на предолимпийскую подготовку сборной.

– Да уж, придется думать, как обойти многие "ловушки". Например, важный этап подготовки к Играм начнется у нашей сборной перед Рождеством. Мы сыграем товарищеские матчи в Словакии. Потом "Динамо" выступит на Кубке Шпенглера, где мы по максимуму поработаем над олимпийскими сочетаниями хоккеистов. А после турнира в Швейцарии нам придется лететь на другой конец континента и играть в Хабаровске. Представляете, какой марафон предстоит выдержать! В этом смысле мое совместительство в чем-то даже полезно. В интересах сборной я могу предоставить кому-то из игроков необходимую передышку по ходу регулярного чемпионата, не дать им вымотаться в пред-олимпийские месяцы.

Я ПРЕДСКАЗАЛ ГОЛ ОВЕЧКИНА В ВОРОТА КАНАДЦЕВ

– Согласны с экспертами, которые называют Россию главным фаворитом Олимпиады?

– А как с ними можно спорить, когда ваша команда – двукратный чемпион мира, номер один в рейтинге ИИХФ, а русские хоккеисты – главные звезды НХЛ? Алекса Овечкина я вообще считаю лучшим игроком в мире. Главное, чтобы ваши спортсмены сами в это не верили до дня олимпийского финала.

– Вы, кстати, помните, как в феврале 2006 года, возглавляя "Вашингтон", отпускали Овечкина на Игры в Турине?

– Тогда Алекс был восходящей звездочкой НХЛ, которому надо было многое доказывать. Он и играл в таком стиле – дерзко, напористо, вдохновенно. Беседуя с Овечкиным перед его отъездом в Италию, я сказал ему: "Парень, у тебя огромное будущее. И первые Игры в жизни – серьезный шанс показать, что тебя не зря считают одним из лучших молодых форвардов мира. Покажи в Турине все, что ты можешь". Мои пожелания Алекс выполнил с блеском. Когда Россия выбила в плей-офф Канаду, он забил важнейший гол в ворота сложивших полномочия олимпийских чемпионов. А когда Овечкин вернулся в "Вашингтон", то с улыбкой спросил меня: "Коуч, эта шайба порадовала вас или все-таки огорчила?" Я, канадец, даже и не знал, что ему ответить. Пришлось отшутиться какой-то банальной фразой.

– При всех своих симпатиях к нашей стране, кого бы поддерживали в самом вероятном олимпийском финале Россия – Канада?

– Глен Хэнлон на протяжении всех Игр будет поддерживать шансы на то, что одну из названных вами команд заменит Белоруссия (смеется). Вы зря берете пример с Овечкина и ставите меня в тупик вашим вопросом. Я, скорее всего, в том случае, если названная вами пара пробьется в финал, поберегу нервные клетки. Отложу в сторону успокоительные лекарства, представлю, что я болельщик из маленькой нейтральной хоккейной страны вроде Норвегии – и буду наслаждаться игрой.

АМБИЦИИ БЕЛОРУССКОГО ХОККЕЯ ТОЛЬКО ПОДХЛЕСТЫВАЮТ

– Чем удивили вас первые недели работы в чемпионате КХЛ?

– Если помните, весной, во время мирового первенства в Швейцарии, я не уставал хвалить русскую лигу. Тогда, конечно, мой восторг можно было объяснить хорошими эмоциями от турнирных успехов и комплиментов Курта Фрэйзера. Он руководил белорусской сборной на чемпионате мира в Квебеке. А этой весной звонил мне в Клотен и взахлеб рассказывал, какого впечатляющего прогресса добились хоккеисты по ходу первого сезона КХЛ. Теперь, посмотрев на все своими глазами, и я могу с уверенностью заявить: чемпионат в России просто блестящий! Много звезд, сумасшедшая борьба, яркие матчи. А интриг столько, что у меня со старта сезона "адреналиновое" состояние. Во время прошлогодней работы в финском чемпионате такого, поверьте, не было.

– В первом сезоне КХЛ минскому "Динамо" приходилось непросто, зато сейчас все ждут от вашей команды выхода на ведущие роли в чемпионате.

– Не знаю, как мой нынешний клуб жил в прошлом году. Но летом, когда я приступил к работе в "Динамо", в шутку интересовался у его сотрудников: "А не трудились ли у вас консультанты из Северной Америки?" Организация дела, условия для команды очень сильно напомнили мне лучшие образцы НХЛ. Подбор игроков у нас тоже отличный. А что касается турнирных планов, то у меня есть один принцип: создание больших команд начинается с больших побед. Так было в сборной Белоруссии, когда на чемпионате мира мы обыгрывали фаворитов – финнов со словаками. Так же я планировал войти в сезон с "Динамо". Рад, что вместе с игроками смогли выполнить эту задачу, когда одержали две классных победы над "Салаватом" и "Авангардом". Минский клуб сейчас в начале большого пути, и мы заряжены идти дальше.

– Чувствуете психологический груз от того, что к "Динамо" приковано внимание всей республики?

– В Белоруссии, скажу вам без всякого лишнего пафоса, хоккей любят почти так же сильно, как в Канаде. Такой интерес к нашей работе лично меня только подхлестывает. Если вспомните из какой страны я родом, то поймете почему. Еще в то время, когда я работал ассистентом главного тренера в клубах НХЛ, всегда мечтал самостоятельно руководить командой в большой лиге. В Минске обстановка как раз та, которую я искал. Так что повышенная требовательность болельщиков и первых лиц страны только помогает идти вверх.

В ВАНКУВЕРЕ МОГУ ЗАГОВОРИТЬ ПО-РУССКИ

– В "Динамо есть две большие группы игроков – именитые европейские легионеры и белорусские сборники. Тяжело слепить из них единую команду?

– Летом пришлось поработать. Поломать голову над сочетаниями звеньев, над задачами каждой пятерки, над правильным распределением игрового времени. Но внутри "Динамо" не было и нет даже намеков на группировки и конфликты. Особенно радует старание белорусских игроков, которые рвутся проявить себя на глазах главного тренера сборной. Они доверяют мне, чувствуют внимание – и это, пожалуй, один из главных моментов в работе по ходу олимпийского сезона.

– Вашему контакту с белорусами наверняка помогает талант в изучении русского языка. Даже в наш разговор вы то и дело вставляете русские словечки.

– Я стараюсь заговорить на вашем языке. Моего русского, конечно, не хватает на то, чтобы дать интервью. Но для общения с командой накопил достаточно слов. Какую-нибудь хоккейную "фишку" на тренировке могу запросто объяснить, не прибегая к английскому. А понимаю я вообще почти все. Представляете, как можно удивить североамериканских журналистов, если на послематчевой пресс-конференции во время Игр в Ванкувере заговорить по-русски (смеется).

– Многие считают, что по подбору игроков "Динамо" входит в десятку сильнейших команд лиги.

– Вы наверняка знаете, что наша мечта – быть по итогам сезона в восьмерке лучших. Мы способны ее добиться. Надеюсь, что моим хоккеистам хватит амбиций и желания, а дополнительные силы придадут успехи на Олимпиаде.

– В ближайшие месяцы "Динамо" переедет на самую большую в КХЛ новую арену. Ее проектировали архитекторы, в свое время строившие домашний дворец "Миннесоты". Минское сооружение напоминает вам какую-нибудь из арен в НХЛ?

– Насколько знаю, специалисты из США отвечали в основном за внутреннее устройство дворца – раздевалки, тренажерные залы, другие командные помещения. Там все действительно делается по лучшим энхаэловским стандартам. А внешний облик арены, трибуны – это уже работа белорусских архитекторов. Так что наш "дом" будет иметь неповторимый вид. Мы с парнями ждем переезда с нетерпением. Представляете, какая атмосфера будет в забитом до отказа пятнадцатитысячнике!

ХОЧУ ДОБИТЬСЯ ТОГО, ЧТО НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ У ХЬЮЗА С ГАРДНЕРОМ

– Вы стали уже третьим главным тренером "Динамо" из Северной Америки – после американцев Пола Гарднера и Джима Хьюза. И работаете на этом посту гораздо успешнее своих предшественников. Почему?

– Наверное, все дело в моем близком знакомстве с белорусским хоккеем. Я уже пять лет общаюсь с игроками, знаю требования руководителей и условия работы в этой стране. Гарднер с Хьюзом, которым было все в новинку, к чему-то оказались не готовы. Да и в "Динамо" я пришел после года работы в "Йокерите". Успел понять, как надо строить игру на больших европейских площадках.

– Гарднера, кстати, на пост главного тренера "Динамо" рекомендовали прошлым летом вы. Почему он так быстро покинул команду?

– Я не общался с ним после отставки. Не могу сказать, что мы с Полом большие приятели. А мои советы имели одну причину. Я знал, что в Северной Америке у Пола имидж тренера, который дает результат. Он постоянно приходил в команды юниорских лиг, создавал их с нуля – и без единой осечки каждый год пробивался в плей-офф. В Минске тогда тоже создавалась новая команда, и я подумал, что именно этот опыт "быстрого строительства" от Гарднера будет полезен белорусам. А почему он ушел из клуба – не знаю. Ни о семейных, ни о бытовых проблемах Пола не слышал и не читал.