Ванкувер-2010

Ванкувер-2010

27 февраля 2010, 03:40

Игорь Ларионов: "У Канады была вся информация о наших игроках"

VANCOUVER-2010

Спецкоры "СЭ" встретились с двукратным олимпийским чемпионом, трехкратным обладателем Кубка Стэнли, выдающимся отечественным центрфорвардом, который высказал свою точку зрения о том, что произошло в матче сборных России и Канады на Играх-2010.

Слава МАЛАМУД, Игорь РАБИНЕР
из Ванкувера

ГОВОРИТЬ: "МЫ ВСЕХ ПОРВЕМ" МОГЛИ ТОЛЬКО ТЕ, КТО НЕ ВИДЕЛ НХЛ

- С первых же секунд матча канадцы, как и ожидалось, полетели вперед. Какие вы тогда испытывали чувства?

- Понимаете, это действительно ожидалось... Для того чтобы знать о канадской игровой философии, было достаточно посмотреть здесь первые их матчи и понаблюдать за тем, как они вырабатывают свой стиль. Может быть, это было видно мне, но не нашему тренерскому штабу. Но, наблюдая за игроками Канады, за тем, какие роли они тут у них выполняют, было ясно, что тот хоккей, который они выдали против американцев, будет продолжаться. Канадцы все отслеживали и все о нас знали. Говорить о том, что все будет нормально, что мы всех порвем, что мы сильнейшие, могли только болельщики России, никогда не видевшие матчей НХЛ.

Поэтому у канадцев на каждую позицию была расписана своя роль. И люди эти роли приняли. Например, Нэш, лидер своей команды, в этом матче играл в сдерживающем звене. Это главное. Ну а настрой - тут все ясно. Это Олимпиада, это единственный в жизни шанс выиграть ее на своем льду, это игра за свою страну. Это, в конце концов, главный соперник - Россия.

- Многие преподносили этот матч как дуэль Овечкин - Кросби. В итоге ни тот, ни другой не стали героями матча.

- Кросби и Овечкин - два уникальных игрока, и каждый сделает все, что может. Кросби пахал везде. Он мне, кстати, очень нравится. Это настоящий лидер, у которого все внутри горит. У него отлично работают руки, и голова все время смотрит во все стороны, и ноги постоянно в движении. Он каждый матч на 120 процентов отрабатывает. Овечкин - игрок другого плана, более массивный, более быстрый, более агрессивный, но трудолюбие у него такое же. Поэтому они - заслуженные лидеры своих команд. Однако я сразу сказал, что решать исход тут будут не они, а именно команды. В таких играх нельзя никому "выпадать" - получится дисбаланс. Именно это и случилось со сборной России.

- А кто выпадал?

- Не хочу называть фамилии. Я не федерация хоккея, не тренер сборной, не комиссар лиги. Я просто человек, который смотрел хоккей со стороны.

- Ну, давайте, мы скажем. Вот возьмем тройку "казанцев". Классные игроки КХЛ, а на маленьком льду хозяева их "съели".

- Сопоставление НХЛ и КХЛ имеет право на жизнь, и к этому, наверное, все идет. Что ж, когда ты сражаешься с октября до февраля в НХЛ - из матча в матч, борясь за каждую шайбу на каждом участке поля, то это один навык. В других местах немного не так. Там не пошло - можно немного шайбу подержать, здесь не пошло - можно отдать. Есть время, есть пространство. И уровень мастерства получается сильно размыт. Так что, да, ребятам на этом льду играть сложно, и это не их вина. И темп, и система подготовки тут совсем другие. В НХЛ игроки вынуждены все делать быстрее, при этом выполнять на скоростях такие элементы, к которым мы у нас даже еще и не подошли.

МОЖЕТ, КОВАЛЕВ И КУЛЕМИН ПОМОГЛИ БЫ

- Имело ли тогда смысл взять в команду побольше энхаэловцев?

- Проблема в том, что энхаэловцев у нас сегодня очень мало. Да и клин между лигами вбивать тоже не надо. Ведь североамериканская лига приносит нашим игрокам очень большую пользу - они здесь растут. Растут в борьбе, в конкуренции, а она здесь сумасшедшая. Они поэтому не умеют тут отступать. Они приучены к тому, чтобы не поддаваться внутренней слабости и не придумывать себе оправдания... Ну а состав сборной... Может быть, если бы взяли Ковалева и Кулемина, это и помогло бы. У одного из них сумасшедший опыт, но сложный характер - не знаешь, даст он тебе игру или не даст. Но в любом случае с ним нужно было поговорить, посмотреть на него, "вести" его с самого октября.

- После Солт-Лейка отец Ковалева дал интервью, в котором высказал недовольство малым количеством игрового времени для сына.

- Все эти разговоры... Мое мнение на этот счет такое: ребята - профессионалы и должны вести себя соответствующе. То есть подчиняться и делать то, что от них требуется, а не выпячивать свои амбиции. Ты приехал сюда на десять дней добывать для своей страны звание олмпийского чемпиона - будь частью команды. В общем, что там сказал Ковалев или его папа, пусть это на их совести будет. У нас почему-то принято, чтобы папы и мамы везде выступали. В Америке и Канаде я о таком не слышал. Какая-то наша привычка за кого-то прятаться.

- Насчет жесткой конкуренции в НХЛ - можно подробнее? Как это улучшает олимпийскую сборную?

- Посмотрите, как они отбирали свою команду. Там на каждое место было по три-четыре игрока. Смотрите, попал Тэйвз. А потрясающие игроки Лекавалье и Сан-Луи - не попали. А почему попал Тэйвз? Потому, что пацан старается на каждом отрезке и постоянно прогрессирует. Ни в одном матче не видно у него скачка вниз. Он может где-то остаться на месте, но потом обязательно сделает шаг наверх. У канадцев очень высокий уровень ответственности.

- В Солт-Лейк-Сити поехали семь защитников и 13 нападающих...

- Половина состава набиралась еще до Славы Фетисова. Был бы он с самого начала - многих игроков там могло бы и не быть.

- Да, но вопрос о том, какая система более эффективна - 7+13 или 8+12?

- 7+13, абсолютно! Если один нападающий ломается, можно по-прежнему играть в четыре тройки.

БОУМЭН ИГРАЛ В ШАХМАТЫ НА ЛЬДУ

- Давайте вообразим, что сборную России тренирует кто-то из НХЛ. Скажем, кто-то из известных вам людей - Бэбкок, Скотти Боумэн или Дэйв Льюис. Как он отреагировал бы, увидев, что одно звено явно "выпадает" и не справляется с темпом?

- Это три очень разных тренера... Но наверняка адаптировались бы к изменившейся ситуации. Можно было дать больше игрового времени Овечкину, который привык играть в клубе много. Можно было ставить Зиновьева на три-четыре минуты.

- Как насчет "передергивания" звеньев, когда было видно, что звено Малкина не справляется с Нэшем?

- Безусловно, тренерский состав, который знает о правиле последней замены и знает своих игроков, должен был это сделать.

- Канадский комментатор после третьего гола, когда Малкин потерял шайбу в чужой зоне, сказал: "Я не могу поверить, что Быков по-прежнему ставит Малкина против Нэша!" У вас не было такой же мысли? Как, например: "Скотти Боумэн такого бы не допустил"?

- Конечно, не допустил бы. Скотти разыгрывал на льду шахматные партии. Он досконально знал любые нюансы в игре каждого хоккеиста - своего и чужого. Он точно знал, когда надо "передернуть" звенья, как поставить наше силовое звено против, скажем, Сакика. Умение использовать правило последней замены и импровизировать - очень большой плюс. К сожалению, в нашем хоккее люди пока не умеют этого.

- А поставил бы канадский тренер на игру Зиновьева вообще? Он все-таки был явно не готов и "привез" два гола...

- Не знаю. Травма у Зиновьева явно серьезная: я видел, как у него нога вывернулась. Кто-то может хорошо сыграть с такой травмой, кто-то не может. Тренеры в этом случае решают по ситуации. Поэтому, когда "ведешь" игрока для сборной, ты должен знать все нюансы их игры. Надо было знать, когда и при каких обстоятельствах Зиновьев может дать тот объем работ, который от него ожидается. Как он реагирует на те или другие трудности. Все эти нюансы должны быть у тренера где-то зафиксированы.

- А после какого гола канадский тренер сменил бы вратаря?

- Тут когда как. Не всегда помогает. Помню, как в 2002-м мы играли в полуфинале Кубка Стэнли против "Колорадо", и Руа сняли при счете 4:0 в нашу пользу. Это сопернику тогда не помогло.

- То есть надо было вести игру по-энхаэловски?

- Вот я сейчас скажу "да", а потом Юрзинов с Тихоновым ответят: "А мы в свое время играли по-русски и их обыгрывали". Но дело в том, что хоккей сильно ушел вперед за эти годы. Там очень много новых нюансов в правилах, в игре, в людях, в технологиях. Игра у бортов, игра за воротами, в средней зоне, на синей линии - все это фиксируется. И каждый тренер может знать о каждом игроке абсолютно все. Скажем, есть защитник Сидоров, и про него известно, что у него плохая левая сторона. Значит, его будут обыгрывать по большой дуге с этого боку. Уверяю вас, что у Бэбкока была полная информация о наших игроках.

АЙЗЕРМАНА ЧЕТЫРЕ МЕСЯЦА НЕ БЫЛО ДОМА

- Чем, по-вашему, были вызваны ошибки Быкова? Набиванием шишек - ведь он как тренер на Олимпиадах еще не работал и каких-то вещей, возможно, не осознавал?

- Невозможно делать команду заочно, видя игру по телевизору. И к тому же допускать высказывания: мол, в НХЛ скучный, тупой хоккей. Не хочу кого-то обвинять или критиковать. Но на самом деле НХЛ - сложная, серьезная машина. Безусловно, есть в ней и скучные матчи, но в целом интенсивность игры и ее уровень в этой лиге очень высоки.

Сигнал тренерам нашей сборной был уже на молодежном чемпионате мира в Саскачеване. Уровень, который показали канадцы с американцами, меня очень впечатлил - я такого в исполнении 19-летних пацанов не видел давно. И я понял, что на Олимпиаде будет хоккей такой же направленности, только с более высоким уровнем мастерства и физического контакта.

- Мы пока так и не знаем имен людей, которые помогают Быкову за океаном. А всякая непрозрачность порождает сомнения.

- Если у них с Захаркиным были здесь люди, которым они доверяют, то эти люди должны нести ответственность наряду с тренерами. Но никто об этих людях не знает. Нельзя их держать в "темноте"! Это же штаб, от которого зависит очень многое.

Насколько знаю из общения с Кеном Холландом и Майком Бэбкоком, генерального менеджера сборной Стива Айзермана четыре месяца нынешнего сезона, по сути, не было дома, в Детройте. То он в Сан-Хосе, то в Оттаве, то в Эдмонтоне... Они вместе с Кевином Лоу просматривали практически все матчи. У них было за это время очень много бессонных ночей, потому что по многим кандидатам были сомнения, вопросы. В Канаде много классных игроков, но надо было подобрать именно тех, кто нужен этой сборной. В этом и заключается кропотливый труд людей, которые формируют команду.

В турнире, который проводится раз в четыре года, нельзя ошибаться. Здесь не может быть каких-то личных дел: мол, это игрок моей команды, и мне нужно его взять, потому что есть интересы клуба в будущем, и их надо учитывать.

- В России это сейчас есть?

- Мне интересно это понять. Мы же не знаем ничего...

НА ОДНОМ МАСТЕРСТВЕ ОЛИМПИАДУ НЕ ВЫИГРАЕШЬ

- Один из нас недавно увидел вживую матчи НХЛ после четырехлетнего перерыва и был поражен тем, как изменилась к лучшему лига, ставшая намного более зрелищной, скоростной и яркой. Согласны с такой оценкой?

- Абсолютно согласен. Но это понимаешь, когда смотришь энхаэловскую игру "живьем". А когда смотришь ее по телевизору из Москвы, впечатление немножко другое. По картинке трудно осознать, насколько различается уровень двух лиг.

Наши ребята, может быть, технически даже оснащеннее. Но они не играют в такой хоккей, как здесь. Потому что лига за шесть лет после локаута действительно поменялась. Она стала заметно моложе. Сегодня молодежь гораздо быстрее получает место в составе, чем раньше. И к этому давно шло.

Мы это время, к сожалению, немножко упустили. Шла "прокатка" одних и тех же людей в Евротуре, средний возраст команды был 32-34 года. Да, играли люди, которые раньше выступали в НХЛ, - но надо понимать, что они уже сделали шаг назад, оттуда уже ушли.

- Вам не кажется, что не только болельщики, но и тренеры сборной в какой-то момент стали придавать слишком большое значение победам на двух чемпионатах мира?

- Победы, безусловно, украшают любого тренера. И они очень важны для болельщиков, поскольку чемпионат мира - это чемпионат мира. Насколько он силен, можно спорить. Но и чехи, и канадцы, и американцы были бы рады выиграть мировое первенство. Но Олимпиада - это другое. Здесь собираются лучшие игроки, мы попадаем на более высокий уровень, который бывает раз в четыре года.

А на чемпионаты мира после 80 матчей регулярного чемпионата и начала плей-офф из НХЛ приезжают в основном люди третьих-четвертых звеньев. Поэтому не получается той команды, которая может играть в хоккей.

- Канадцы в финале Квебека были совсем другими по духу - квелыми, игравшими на удержание счета. Здесь же был вихрь все 60 минут.

- Там, скорее всего, произошла ошибка тренера (Кена Хичкока. - Прим. "СЭ"), потому что канадцы встали. Нет, заслуга Семина, Овечкина, Ковальчука, Набокова была там безусловной. Но два первых периода канадцы контролировали игру, забивали в таком же стиле, как вчера. А потом стали счет удерживать, перестали держать шайбу, двигать ее вперед, играть "в давление". Это повлекло за собой смену ритма в игре. Россия поймала этот момент и переломила ход матча.

В среду, думаю, сказалось большое упущение в стратегии и комплектовании команды. Скаутский анализ каждого игрока должен был вестись месяцев за шесть до объявления состава. Но этого не произошло.

БЭБКОК НИЧЕГО НЕ СОВМЕЩАЕТ

- Нужен ли Евротур - чтобы команда наиграла сочетания, звенья почувствовали друг друга?

- Это может быть выгодно болельщикам, которые хотят как можно чаще видеть сборную России. Но зачем в сотый раз проверять Зиновьева с Морозовым, если есть молодые игроки вроде Тарасенко? Давайте лучше их проверять и наигрывать! Пусть они создают конкуренцию основным игрокам!

Получается, что мы сами себя обманываем. Выигрываем очередной Евротур, записываем себе в копилку то, что мы непобедимые. А когда получаем серьезный турнир и соперника, спотыкаемся и начинаем искать причины. Хорошо еще, среди причин сейчас нет плохого льда, плохих судей, массы удалений...

- То, что у канадцев - четыре тренера с четким распределением ролей, а у нас все делалось двумя людьми, тоже сыграло свою роль?

- Это очень важный аспект. Люди, которые стоят за скамейкой, должны понимать, с кем они играют. Те же Слава Быков или Игорь Захаркин должны прекрасно понимать, что, допустим, представляют собой Бартечко из Словакии или, допустим, Штрайт из Швейцарии. Сегодня есть много шведов, чехов, финнов, словаков, о которых они максимум читали в прессе и видели в заявке. Но как они играют...

Опять же сошлюсь на Скотти Боумэна, который знал подробнейшую статистику каждого (!) игрока лиги. Из 700 хоккеистов НХЛ он мог сразу же назвать вам сильные и слабые стороны каждого. И это неудивительно. Собирается, допустим, за три дня до плей-офф штаб и скаутское бюро клуба и дает подробнейший анализ каждого игрока соперника. Слетаются все скауты - с Западного побережья, Восточного, со Среднего Запада. Приезжают - и дают характеристику каждому игроку, тренер вратарей - голкиперам. Со всеми нюансами. Они становятся известны каждому игроку и используются в матчах.

Поэтому как можно приехать сюда, на Олимпиаду, и рассчитывать на то, что просто обыграешь соперников на мастерстве? Ты же играешь не против сборной Чехии, составленной из хоккеистов ее чемпионата. 95 процентов людей тут играют в НХЛ. Информация о них нужна была колоссальнейшая, объем работы, чтобы знать все эти детали, надо было проделать сумасшедший.

- Но ведь Майк Бэбкок, как и Быков, совмещает посты главного тренера клуба и сборной.

- Ничего он не совмещает, то есть одно на другое не накладывает. Потому что все силы у них распределены. Айзерман, Холланд и Лоу всех игроков "вели" сами и владеют полной информацией. Они брали хоккеистов в состав, а не Бэбкок, который не имел в этом вопросе никакого влияния. Бэбкок, Жак Лемэр, Кен Хичкок и Линди Рафф - это команда тренеров, которая просто уже управляет командой изнутри.

- Пэт Куинн на днях признался нам, что четыре года назад был за то, чтобы Сидни Кросби взяли в его команду. Но его, тренера, голос ничего не решал.

- Конечно. Здесь у каждого человека есть свой круг обязанностей. Каждый знает, что ему делать, - и это во многом предопределяет успех.