Ванкувер-2010

Ванкувер-2010

1 марта 2010, 03:54

Петер Штясны: "В газете "Правда" меня не упоминали, даже когда забивал"

Игорь РАБИНЕР
из Ванкувера

Одним из главных открытий хоккейного турнира Игр-2010 неожиданно стала сборная Словакии, дошедшая до полуфинала, а в нем, против канадцев, едва не совершившая мегасенсацию. К такому успеху в общем-то шло еще на прошлой Олимпиаде в Турине, когда команда Франтишека Хоссы в квалификации выиграла пять матчей из пяти (включая, кстати, стартовый поединок с Россией Владимира Крикунова), - но потом обидное поражение от чехов в четвертьфинале эту победную поступь обесценило. Пришлось подождать еще четыре года.

Генеральным менеджером сборной в Турине был легендарный Петер Штясны - человек, сбежавший со своими братьями из Чехословакии в Северную Америку, блиставший в "Квебеке" и игравший за сборную Канады против СССР на Кубке Канады. Все смешалось в его жизни: сейчас он, гражданин Канады, представляет Словакию в Европарламенте, а в Ванкувере переживает за сына Пола, выступающего за сборную США и забившего финнам в полуфинале. А в свободное время, прекрасно владея русским, рад заглянуть в Bosco-бар, где мы с ним в канун полуфиналов хоккейного турнира подробно и побеседовали об Олимпиаде-2010 и многом другом.

ТО, ЧТО Я БОЛЕЮ ЗА США, В СЛОВАКИИ ВОСПРИНЯЛИ БОЛЕЗНЕННО

- Во-первых, поздравляю с тройным успехом: сборные всех трех стран, к которым вы имеете отношение, дошли до полуфинала, а две - до решающего матча. Ожидали ли увидеть их всех, особенно словаков, в медальной гонке?

- Спасибо. За Словакию я очень переживаю, несмотря на то, что у меня сейчас там образовались некоторые проблемы, связанные с моими высказываниями.

- А что случилось?

- Мой сын Пол играет за США, и я сказал, что буду болеть за американцев. Это было воспринято болезненно. Но ведь ничего дороже собственного ребенка все равно на свете быть не может! А вот дальше я уже болею и за Словакию, и за Канаду, чьим гражданином также являюсь и где родились мои дети. И мне было очень приятно видеть, что все три "лошади" из двенадцати, за которых я переживал, доскакали до полуфинала. Но дальше я уже переживаю в первую очередь за сына и его команду.

- От словаков меньше всего ожидали большого успеха на этом турнире. У вас есть объяснение?

- Это объяснить, признаться, непросто. Называя вещи своими именами, сборная Словакии очень стара, и я не боюсь об этом говорить публично. Молоды только голкиперы. Есть еще пара нестарых защитников, но средний возраст форвардов, по-моему, около 35 лет!

Нам очень повезло, что здесь у нас, во-первых, все в порядке в воротах - Галак делает свое дело отлично. Во-вторых, много ключевых игроков в течение сезона перенесли травмы, не успели устать и подошли к Олимпиаде свежими, полными сил, "голодными". В-третьих, у них отличное взаимопонимание, потому что игроки знают друг друга даже не годами, а десятилетиями! А эта прекрасная "химия", в свою очередь, приводит к тому, что они отлично играют в численном неравенстве. Когда у тебя классный вратарь и стабильный розыгрыш большинства, твоя команда может пройти очень далеко. Особенно на таком турнире, как Олимпиада, где на каждом этапе все решается в одной игре.

Это очень необычное ощущение, но оно дает шанс всем без исключения. Поэтому Олимпиада - такой волнующий турнир, когда нервы на пределе даже у записных фаворитов. Одна осечка - и ты "в пролете". И за этим жадно наблюдает весь мир.

- После победы над Швецией в четвертьфинале Словакия сошла с ума?

- Дважды в истории - в Лиллехаммере-94 и Турине-2006 - словаки выигрывали групповой турнир. Но оба раза не везло в четвертьфиналах - сначала против России, затем против Чехии. А день четвертьфинала - самый важный на любом олимпийском турнире. Именно он является для большинства команд водоразделом между успехом и неудачей. На чемпионатах мира мы брали золото, серебро и бронзу, а вот на Олимпиадах из-за неудач в четвертьфинале прежде не поднимались выше пятого места. И нынешний успех - уже исторический. А уж если удастся завоевать медаль любого достоинства, словацкие болельщики будут просто в экстазе и эйфории! Если сборная возьмет медаль, Словакия просто взорвется от счастья (в матче за бронзу словаки проиграли финнам - 3:5. - Прим. "СЭ").

Хоккей - спорт номер один в Словакии, поскольку в футболе больших успехов нет: словацкая команда лишь впервые вышла в финальную стадию чемпионата мира. А хоккеисты уже сейчас добились исторического достижения, которое для меня, не скрою, стало удивительным и очень радостным.

- Ваш наследник на посту генерального менеджера Петер Бондра проделал хорошую работу?

- Мы с Петером очень хорошие друзья. Он, напомню, забил победный гол России в финале чемпионата мира 2002 года в Гетеборге - единственном победном турнире для словацкой сборной. В Словакии до сих пор каждый год празднуют день той победы. Бондра - настоящий джентльмен, и я очень рад тому, что произошло сейчас. Результат всегда говорит обо всем. Словакия выжала максимум того, что могла.

- Американскую команду до турнира многие недооценивали.

- Иногда это оказывается большим преимуществом для команды. Не рассматриваться в качестве топ-фаворита, находиться на периферии общественного внимания - все это означает то, что на вас не обрушивается давление. Эти парни молоды, они выбраны из весьма большого ныне числа американских хоккеистов в НХЛ.

В США очень много талантов, и выступления американских молодежных и юношеских сборных в последние годы это ясно доказывает. Заработавшая система подготовки молодых игроков позволила им сейчас без тени сомнений сменить все поколение. Халл, Модано, Челиос, Герин, множество других больших имен были заменены молодыми амбициозными ребятами, которые очень хотят выигрывать. Если они смогут создать настоящий коллектив, то у них есть потенциал в будущем не просто заменить, а даже превзойти предыдущее поколение. И принести США не одну большую победу.

И это будет прекрасно. Россия с Канадой, как иногда кажется, считают, что олимпийское золото - это их собственность, которая иногда по недоразумению переходит к кому-то другому. Но есть и другие страны, где считают иначе. В тех же США за последние десятилетия радикально выросла болельщицкая база. А успех на таком турнире высочайшего класса, как в Ванкувере, позволит всему этому выйти на принципиально новый уровень.

- Кто, на ваш взгляд, выиграет Олимпиаду (напомню, что разговор состоялся в прошлый четверг. - Прим. И.Р.)?

- Могу дать прогноз, что в финале сыграют Канада и США. Но сколько уже подобных прогнозов здесь, в Ванкувере, были опровергнуты!

НЕСМОТРЯ НИ НА ЧТО, НАБОКОВ - ОДИН ИЗ ЛУЧШИХ ВРАТАРЕЙ НХЛ

- Наше настроение нельзя назвать столь же безоблачным, как у словаков или американцев.

- Радуюсь за три "свои" команды - и в то же время мне очень жалко сборную России, к которой я тоже очень неравнодушен. В вашей стране у меня очень много друзей. И, убежден, если бы Канада и Россия оказались в разных половинах сетки, это мог бы быть не четвертьфинал, а финал.

- Что, по-вашему, случилось с россиянами?

- Повторяю: на Олимпиадах все решается в одной игре. А в ней может произойти что угодно. На россиян обрушилось большое и довольно непривычное для них в последнее время давление, поскольку они выиграли два последних чемпионата мира. Они рассматривались здесь как одни из явных фаворитов.

На Канаде тоже, разумеется, было колоссальное давление. И это сказалось в матчах группового этапа с США и Швейцарией. Но эти поражения вызвали у канадцев не панику, а усиленное, удвоенное желание взять реванш и оправдаться перед своими болельщиками. Это и сказалось на настрое канадцев в матче с Россией.

Сказался и фактор удачи. Забей россияне первыми или реализуй они один из шансов при счете 1:3 - это могла бы быть совсем другая игра. И вообще Олимпиада сильно отличается от Кубка Стэнли, где в каждом этапе плей-офф лучшая команда определяется в семи матчах. Здесь - в одном.

Иногда не задается день у голкиперов. Я люблю Набокова. Его все любят, потому что он надежный, классный вратарь, один из лучших в НХЛ. Это просто был не его день. Как и, наверное, у трех четвертей его партнеров по команде. Плюс Канада провела выдающийся день - и в довершение всего ей сопутствовала удача. Чтобы выиграть, ты должен быть не только хорош, но и удачлив.

Нельзя сказать, что сборная России не старалась. Хоккеисты отдавались игре, действовали жестко. Но ощущения, что на льду - команда, где все заодно, у меня не возникло. Командной игры не было, "химия" отсутствовала, вратарь не выручал... И даже при этом, забей россияне в нужный момент, все могло измениться, потому что хоккей - такая игра, где за одну секунду ход матча может перевернуться. Но - не удалось. И тем не менее это была одна из самых "смотрибельных" Игр в новейшей истории хоккея.

- Вас не разочаровали лидеры россиян - такие, как Овечкин, Семин, Малкин, Ковальчук?

- Повторяю: это одна игра. Я называл Россию одним из главных фаворитов, потому что в ее составе были два из трех лучших на сегодня хоккеиста мира. Для меня в эту тройку входят Овечкин, Малкин и Кросби.

- В каком порядке вы бы их распределили?

- Это сложно. Но когда у вас есть два из трех лучших, а также мастера калибра Ковальчука, Семина и многих других, от команды все вправе ждать очень многого. Но тут дело в формуле турнира. Если бы каждый играл с каждым, вы могли бы быть сильнейшими. Но когда одна игра значит все, далеко не факт, что именно она станет для команды лучшей.

Канада тоже в свое время настрадалась достаточно. Прежде чем стать олимпийскими чемпионами в 2002 году, "Кленовые листья" не выигрывали золото 50 лет. Но и потом было унижение в Турине. Я был там в качестве генерального менеджера словаков и видел, как тяжело канадцы все это перенесли. Словом, все меняется - но эти перемены и делают этот турнир таким интересным и волнующим для болельщиков со всего мира. Это хоккей! Однажды вновь настанет праздник и для России.

НА БАЗЕ КХЛ МОЖЕТ БЫТЬ СОЗДАНА ЕВРОАЗИАТСКАЯ ЛИГА

- Полагаете, для пущей справедливости формулу нужно изменить и вернуться к круговому турниру?

- Не знаю, потому что организаторы и так меняют формулу каждый турнир. Нынешняя была весьма странной, потому что все до единой команды выходили в плей-офф. И вы заметили, к чему это привело? Чехия едва не проиграла Латвии! Словакия чуть не уступила Норвегии! Все было очень близко не к частным, а к глобальным сюрпризам. Формула странная - но она мне нравится, потому что держит всех "на цыпочках". Никто не может расслабиться. В таких странах, как Латвия и Норвегия, хоккей очень популярен, но при других обстоятельствах эти команды не имели бы практически никакой надежды. Здесь же у них были шансы выйти как минимум в четвертьфинал. А то и дальше, как это произошло с Белоруссией в Солт-Лейк-Сити.

Латвия вообще была невероятно близка к сенсации. Уже в овертайме шайба от щитка Вокоуна едва не влетела в сетку. Плюс к тому у них в дополнительное время было большинство. Четыре на три - это не пять на четыре. Обычно это от 50 до 70 процентов гола. Не повезло - но шанс-то какой был!

У всех нас могут быть вопросы к формуле, недовольство ею. Но есть у нее и несомненные плюсы. Она делает весь олимпийский турнир волнующим, интересным и драматичным. Драма становится каждодневной нормой. Для хоккея в целом это здорово.

- Многие словацкие игроки, в том числе и пять сборников, ныне играют в КХЛ. Помогает ли это им и удивлены ли вы таким большим представительством нашей лиги в сборной Словакии?

- КХЛ зарекомендовала себя как одна из ведущих лиг мира. Сейчас - вторая, но явно поставившая цель со временем конкурировать с НХЛ за звание первой. Для игры это хорошо. Нам нужна максимальная конкуренция. Нам нужны сильные, уважающие себя лиги в разных странах. Молодые игроки должны мечтать играть не только в Северной Америке, но и в Европе. Хоккейные люди уже замечают, что вектор развития хоккея начинает потихоньку смещаться. В КХЛ играют люди, которые были на очень заметных ролях за океаном, - те же Ягр, Яшин, многие другие большие имена. У КХЛ уже серьезная репутация.

Многие молодые люди не знают о североамериканской лиге ВХА, но я ее помню прекрасно. Там играли такие суперзвезды, как Бобби Орр, Горди Хоу. И ВХА какое-то время очень достойно конкурировала с НХЛ. Любая конкуренция двигает хоккей вперед, и я надеюсь, что КХЛ будет расти. А это, в свою очередь, приведет к тому, что на ее базе будет создана либо европейская, либо даже евроазиатская хоккейная лига. И она сможет конкурировать с НХЛ и привлекать внимание всего мира.

- Можете себя представить работающим в КХЛ - либо в роли менеджера, либо в качестве тренера?

- У меня сейчас есть чудесная работа - представителем Словакии в Европарламенте. Когда мне ее предложили, я не был уверен, хочу ли я этого. Но в итоге согласился - как человек, которому нравится и политика, и бизнес, не говоря уже о хоккее. И не жалею об этом. Европа - большая сила, Евросоюз на сегодня сильнее Соединенных Штатов. В наших странах живет полмиллиарда человек, и экономически мы мощнее США, России и кого бы то ни было другого. От Евросоюза будет во многом зависеть будущее планеты. Это большая ответственность, но я люблю, когда жизнь мне бросает вызов. Сейчас этот вызов - политический, но возвращение в хоккей не станет для меня никаким откровением.

Однажды срок моей работы в Европарламенте истечет, и если появится интересное предложение - буду думать. Потому что я посвятил себя хоккею и всегда буду в нем, какую бы должность ни занимал. Всегда буду послом хоккея! Стану делать все, чтобы продвигать эту игру по всему миру. И если получу правильное предложение в правильное время, могу оказаться где угодно. Вообще же слежу за хоккеем каждый день - хотя бы из-за моих детей. И из-за любви к игре, конечно.

ГОРЖУСЬ, ЧТО ЗНАЮ РУССКИЙ И ЕЩЕ НЕСКОЛЬКО ЯЗЫКОВ

- Сейчас мы беседуем по-английски, но я слышал, как хорошо вы говорите и по-русски. Как умудрились так его запомнить, ведь убежали из Чехословакии в Канаду уже очень много лет назад?

- (Переходит на русский.) Специально считал: в школе и университете я в общей сложности учил русский 12 - 13 лет. И очень рад этому. В НХЛ играл вместе со многими ребятами из России - и в "Квебеке", и в "Нью-Джерси", и в "Сент-Луисе". Выходил на лед с Семаком, Касатоновым (минутами позже пришедший с женой Касатонов сзади хлопнет Штясны по плечу. - Прим. И.Р.), Фетисовым, другими игроками. Так что практики хватало и хватает. В Словакии принято считать: чем больше языков ты знаешь, тем более развитым человеком являешься. Мне это очень нравится. Я говорю по-французски, по-английски, по-русски, по-словацки, по-чешски, понимаю другие славянские языки. Горжусь этим.

- Для сына сложно было сделать выбор, за какую страну играть?

- Там была сложная ситуация. В юношеские годы он сыграл пару матчей за Словакию. Но словаки не сделали ровным счетом ничего, чтобы Пол продолжал выступать за нее и на взрослом уровне. Это выглядело, признаюсь, постыдно и унизительно. Русские проделали огромную и эффективную работу для того, чтобы Набоков, "заигранный" за Казахстан, смог выступать за сборную России. Для этого требовалось внести небольшую поправку в документы на конгрессе ИИХФ.

Если у человека оба родителя - словаки, он имеет все права представлять того, кого он считает нужным. Но Пол вырос в США, а правила ИИХФ строги. Ты должен выступать за страну, в которой провел не меньше двух сезонов плюс одну игру. А он не играл нигде, кроме Америки. Так что несмотря на то, что сын родился в Канаде, по правилам ИИХФ он за Канаду играть не мог! Равно как и за Словакию. Единственная страна, за которую он имел право выступать, - США. Он горд и счастлив этим, потому что вырос в Соединенных Штатах. Поэтому и я, как отец, болею за него и его команду.

То, что сборная США показывает хороший хоккей, только хорошо для самой игры. Раньше Канада и СССР были хоккейными супердержавами, и все в этом виде спорта крутилось вокруг них. Но теперь есть Швеция - двукратный олимпийский чемпион. Есть США - победитель Кубка мира 1996 года. И если американцы однажды выиграют и Олимпиаду, это будет замечательно для развития вида спорта в целом. Чем больше стран участвуют в золотой гонке, тем более это интересно для всего мира.

- Знаете ли вы, что ваше имя после бегства в Канаду было запрещено к употреблению на советском телевидении и в газетах, и даже когда вы забивали голы на глазах миллионов людей, фамилия братьев Штясны у нас не произносилась?

- Знаю, конечно (смеется). Во времена коммунистического режима нас не существовало, и это смотрелось очень смешно. Я был персоной нон грата. Однажды мне принесли чехословацкую газету, которая, как и у вас, называлась "Правда". Днем ранее сборная Канады, за которую я выступал, победила Чехословакию - 5:1, и я забил гол. Но в газете были упомянуты авторы только четырех голов!

Для словаков, чехов, россиян - всех тех, кто жил в те дни - очень хорошо, что они давно миновали. И уже не вернутся никогда. Это было страшно. Мы живем во времена демократии, открытых границ, когда люди могут получать удовольствие от путешествий по всему миру и выбирать то, что им больше по душе.