Голкипер "Финикса" и сборной России оказался, пожалуй, единственным игроком нашей команды, который не заслужил в дни Олимпиады ни одного критического слова. Тем интереснее его взгляд на причины российского поражения в Ванкувере.
Наталия ШМЕЛЕВА
из Атланты
Илья Брызгалов живет и играет в Финиксе. Климат там специфический, жаркий (это самый жаркий город в Штатах!) и засушливый, в чем нет ничего удивительного - вокруг пустыня Сонора. До других хоккейных центров далеко, а потому редкий репортер доберется до Брызгалова в разгар энхаэловского сезона. Я поговорила с ним в Атланте - когда у голкипера выпал день отдыха: накануне он отстоял насухо в матче против "Каролины", а впереди была игра с "Трэшерс". Каюсь, пришлось омрачить Брызгалову "выходной" напоминанием о недавних событиях в Ванкувере.
К слову, на Олимпиаде Илья оказался одним из немногих, кто нашел в себе силы пообщаться с журналистами после поражения от канадцев. Оказалось, что этот подвиг оценили не только российские репортеры, но и их североамериканские коллеги. На следующий после этого интервью день, когда "Финикс" победил "Атланту", в раздевалке к Брызгалову подошел обозреватель Sporting News. Их краткая беседа закончилась неожиданным монологом журналиста: он долго благодарил нашего вратаря за мужество, проявленное в Ванкувере перед натиском прессы.
- Вы слышали, что случилось с вратарем КХЛ Колесником? - наш разговор я решила начать с самых последних событий в российском хоккее.
- Это ужас! Я прочитал в интернете, что ему разбили голову клюшкой. Впрочем, такое может случиться везде. Все эти хулиганские удары, летящие с трибун банки и бутылки - просто кошмар. А идет это от недостатка культуры.
- Игра сборной России в Ванкувере - это тоже ужас и кошмар?
- Олимпиада у меня связана с огромным разочарованием. Я стараюсь не вспоминать о Ванкувере, потому что приятного там было мало.
- После Игр было много дискуссий по поводу тренерской работы. Вы тоже считаете, что российские специалисты оказались не готовы к борьбе с канадцами?
- Все дело в том, что тренерские системы российского и канадского хоккея существенно различаются. Имею в виду то, как тренеры общаются с ребятами на скамейке запасных, что говорят в перерывах, как тасуют игроков, пытаясь создать новые звенья. Плюс к этому в НХЛ очень много времени уделяют теоретической подготовке. Куда больше, чем в России.
- Канадский нападающий Майк Ричардс в интервью "СЭ" сказал: когда он выходил на игру против нашей команды, вообще не знал, что будет персонально играть против Овечкина. Судя по его словам, у канадцев не было четких инструкций перед игрой.
- Это у канадцев-то не было инструкций?! Думаю, Ричардс это просто так сказал. Потому что всем было видно, что его звено играло персонально против тройки Овечкина.
- Но Ричардс - тот игрок, который и без тренерских указаний прекрасно представляет, как справиться с Овечкиным. С другой стороны, и Овечкин уже много лет играет против филадельфийца Ричардса - обычно очень успешно...
- Да, Ричардс по игре за клуб знает, как действовать против Саши. Тем не менее канадские тренеры специально подобрали звенья так, чтобы нейтрализовать наши. И это у них отлично получилось. В сборной Канады, уверен, каждый был готов к игре с Россией и знал о нас все досконально: что делать, как играть, куда бежать и кого давить.
- Раскройте секрет: как в НХЛ проходит теоретическая подготовка к встрече с соперником?
- У нас в "Финиксе" перед матчем проводят три собрания, в среднем по пять - семь минут. Разбирается игра в большинстве, игра в меньшинстве, а затем - общее собрание для всех игроков. Тренеры буквально разжевывают, что игроки должны делать - как осуществить вход в зону соперника, как преодолеть оборону, как предотвратить опасные моменты у своих ворот и так далее.
- У сборной России была подобная теоретическая подготовка перед матчем с Канадой?
- Да, но это было тридцатисекундное видео обо всем сразу. Мне показалось, что этого было недостаточно. Поверьте, в НХЛ очень мощная теоретическая подготовка. И это часто помогает выигрывать.
- Отсутствие теоретической подготовки в привычном для вас объеме могло вызвать у российских энхаэловцев чувство дискомфорта или даже неуверенности перед матчами?
- Думаю, наши тренеры поставили во главу угла доверие к игрокам, дали нам право самостоятельно решать, как лучше действовать. Они посчитали, что мы, энхаэловские профессионалы, и так все прекрасно знаем. А мы в НХЛ привыкли к иному подходу.
- Но ведь доверие тренера должно было придать игрокам уверенности!
- Безусловно. Но оказалось ли этого доверия достаточно для победы? Да, тренеры сумели создать в команде хорошую атмосферу. Нам предоставили свободу доходить до всего своим умом, а мы, профессионалы, с этой задачей, увы, не справились. Вроде понимали свои ошибки, но все равно продолжали их допускать.
В БЕРНЕ РОССИИ ПОВЕЗЛО
- В НХЛ происходит работа над ошибками?
- Обязательно. Все ошибки разбираются на собраниях. Совсем не важно, звезда ты или рядовой игрок, - тренер делает наглядный разбор и указание на ошибки каждому. Конечно, все сами знают про свои промахи, но когда их озвучивает тренер, это помогает лучше все осознать.
- Насколько у тренера вратарей сборной России Владислава Третьяка получалось разрываться между тренерской работой в сборной и другими функциями?
- Дело в том, что тренер вратарей - это специалист, который работает с голкиперами на протяжении всего сезона, ежедневно выходит на лед, дает упражнения, разбирает ошибки и формирует стиль игры. У всех нас - Жени Набокова, Семена Варламова и меня - есть в клубах такие тренеры.
Но на короткий период времени - как на Олимпиаде, так и на чемпионате мира - такое тренерство не очень важно. Взаимодействие вратаря с командой определяется установками главного тренера. Третьяк с нами на лед не выходил, но в этом не было никакой необходимости. Владислав Александрович оказывал нам психологическую поддержку.
- В НХЛ теоретическая подготовка вратарей к матчу проводится отдельно?
- Нет, но мы же видим то, что нам показывают на общем собрании. Как эта команда играет, как создает голевые моменты.
- Вы считаете, что тренерская система канадцев эффективнее нашей?
- Канадская система дает результат - они выиграли олимпийское золото.
- Но на двух последних чемпионатах мира в финале мы обыгрывали канадцев с их системой.
- Я помню, что в финале в Квебеке канадцы доминировали 40 минут. Когда они забили четвертый гол, то посчитали, что золото у них в кармане, и перестали играть. Только когда наши сравняли счет, наступил переломный момент, и нам повезло. В Берне в прошлом году счет по броскам был 38:17 в пользу канадцев. Мы выиграли за счет самоотдачи и самоотверженности, но, скажите, в чьей зоне проходила игра большей своей частью? Мне кажется, нам есть чему поучиться у канадцев.
В ГЕРМАНИЮ ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРИЕДУ
- Если ситуация в НХЛ сложится определенным образом, есть ли шанс вас увидеть на чемпионате мира в Германии?
- О каком чемпионате мира в данный момент может идти речь, когда мы стремимся играть в Кубке Стэнли?! Сейчас задача - попасть в плей-офф, продержаться там как можно дольше и побороться за Кубок.
- Однако российским болельщикам важно знать, готовы ли вы приехать в сборную, когда будет такая возможность? Или после Олимпиады такое желание, не дай бог, пропало?
- Если позовут - обязательно приеду. Каким бы тяжелым ни был осадок после Олимпиады, я понимаю, что играю за свою страну, за близких людей, которые в ней живут. И я, поверьте, буду играть за сборную до тех пор, пока смогу.
Но хотелось бы, чтобы мы все сделали правильные выводы из поражения в Ванкувере и чему-то научились. Ведь когда мы учимся, есть движение вперед, есть успех. Канадцы недавно выиграли, позаимствовав у нас комбинационную игру. Так и нам необходимо перенять у них все самое лучшее и использовать на благо отечественного хоккея.
- Сейчас рассматривается вопрос о должности тренера по НХЛ, который будет собирать информацию по данной лиге (разговор состоялся до того, как этот пост тренеры сборной предложили Андрею Назарову из "Трактора"). Ваше мнение по этому вопросу.
- Мне кажется, на эту должность нужен хороший тренер с большим опытом работы, который бы прекрасно знал всю энхаэловскую кухню изнутри и смог привнести свой опыт в нашу систему подготовки к играм. Это должен быть именно тренер, а не просто скаут. То есть человек, который не только наблюдает за игроками во время сезона, но и будет стоять за скамейкой рядом с главным тренером и помогать вносить коррективы во время игры.
- Чувствуется, что будущее российского хоккея вас даже в аризонской пустыне сильно волнует.
- Да, нам стоит серьезно думать о будущем нашего хоккея, растить новую смену. На данный момент канадцы могут выставить фактически два-три состава высочайшего уровня, а мы едва набираем один. За четыре года можно воспитать новое поколение игроков, но им надо уделить время.
У наших юниоров пока что не так много достижений. Сейчас говорят о возрождении хоккея. Надо задуматься об отношении к детским спортивным школам. Ведь именно в них закладывается будущий успех нашего хоккея. А как быть, когда у талантливых детей родители не в состоянии платить за школу? Считаю, что вместо того, чтобы тратить на иностранных игроков в КХЛ по шесть-семь миллионов долларов, лучше было бы пускать эти деньги на развитие детского спорта. Государство тоже должно помогать с финансированием, ведь это спортивное будущее нашей страны.
dshompol
Молодец все правильно сказал так держать Илья!!!
19.03.2010
vupper1960
Спасибо тебе Илья! Присоединяюсь ко всем, наградившим тебя ипитетом "мужик". Спасибо за правду, спасибо за то, что теперь стало понятным быковское лицо, точнее не лицо, а каменная маска. Да, с таким лицом не трудно сказать:"...кидайте камни в меня!" Оно, как будто, заранее готово к этому. Присоединяюсь так же к тем, кто задает вопрос - "Зачем тогда тренера?" Тренера, которые считают, что игроки все знают сами и, что их главная задача, создать атмосферу комфортного общения друг с другом. Без упреков, без подтрунивания друг над другом, без "пиха" за ошибки, без крика и ,простите, выпученных глаз. Да никогда не было такого. Всегда в командах у нас были "авторитеты", которые могли "напихать", да так, что на крыльях полетишь исправлять свои промахи и из кожи вон полезешь, дабы доказать что не урод. А тут, некая аморфная, лишенная эмоций масса, да еще, как выяснилось без теоретической подготовки.
19.03.2010
cherny
Впервые от кого-либо связный коментарий про Олимпиаду.Брызгалову большое спасибо!Умница
19.03.2010
timi4
Илья, спасибо !!!
19.03.2010
АНТОН НЕЧАЙ
Потому что Тольяттинский,поэтому всё честно
19.03.2010
Din
Спасибо за правду Илья.Уважаю.
19.03.2010
Buyash@
Да и просто МУЖИК, который открыто говорит о всем, что ему нравится или не нравится.... МУЖИК!!!
19.03.2010
Buyash@
ИЛЬЯ- ты красавчик....... уважаю!!!!!!! А Я ДУМАЛ ЧТО ТЕБЕ "ПОФИГУ" будущее Российского хоккея... УМНИЦА... ВОТ ЭТО НАСТОЯЩИЙ ПАТРИОТ!!!!!
19.03.2010
avril+
Ещё соглашусь с теми, кто задаёт, вобщем-то, риторический вопрос: а на фига тогда тренеры в команде при таком раскладе? Просто чтобы за скамейкой кто-то маячил, как попка? А самим тренерам такое положение не кажется унизительным?
19.03.2010
avril+
Уважаю, Илья! Наверное, единственный, к кому, несмотря на весь тот кошмар на Олимпиаде, у меня нет претензий, хотя бы за откровенность и честность. Не играет в философа, как Ковальчук, не бросается на болельщиков, как Овечкин, не делает идиотских заявлений, типа, "ну, проиграли, ну, что ж теперь", а честно признает: ОБЛАЖАЛИСЬ, НАДО РАБОТАТЬ НАД ОШИБКАМИ, ЧТОБЫ ВЫИГРЫВАТЬ В ДАЛЬНЕЙШЕМ. Ещё и за развитие хоккея в своей стране переживает.
19.03.2010
kcin
Prichem vy zametili- Zaharkin ispolnyaet rol pridvornogo pizduna Bykova- otpezdyvaetsya po delu i bez dela, s argumentaciei i bez. Harya u nego- neobseresh za nedelyu. Protivno, na samom dele
19.03.2010
kcin
Pizdun Zaharkin- suka zajravsheyasya- 15-20 minutnye narezki! Vot Bryzgalov privel 30 sekundnoe video- i ya dumayu, chto tak i bylo. Kto by chego narezal, yesli u nas den otdyha byl
19.03.2010
tugarin-zmey
а вот господин фетисов против деских школ
19.03.2010
LAVR
всё по делу.
19.03.2010
dimon046170
Тренеры предоставили им право самим решать, как играть и доходить до всего своим умом. А что тогда делали Быков с Захаркиным??? И на хрена тогда тренеры вообще были нужны???
19.03.2010
RTYN
Чиновникам от хоккея работать,работать и работать.Деньги вкладывать в талантливую молодежь.А по большому счету вся федерация должна работать на сборную не взирая на свои комерческие интересы клуб клубом а сборная это святое.
19.03.2010
Alexey02
Если я не ошибаюсь, финансирование ДЮСШ происходит из общего "котла" Минспорта РФ. То есть общие деньги выделенные ГОСБЮДЖЕТОМ на спорт, делятся на хоккей, из которых делятся на ДЮСШ. Тут финансирование именно на хоккей влияет как ФХР будет оказывать давление на Минспорта. Так вот, о чем речь, хотелось бы участие КХЛ в финансирование и ДЮСШ и др. по направлению хоккея на прямую. Как это сделать - дилемма. Клуб, это чья то собственность, не каждый захочет делиться своими деньгами. По поводу Омска и Ягра. Тут вопрос в эффективности менеджмента клуба, а не в цене самого Ягра. К примеру у клуба есть 5 млн. А задача получить 6 млн. с этих 5 млн. через год (профессиональный спорт это бизнес). Он может купить Ягра за 5 млн. или Иванова за 3 млн. а 2 млн. вложить во что-нибудь - в рекламу или во что-то другое, не важно, главное чтобы через год было 6 млн. Если менеджмент клуба считает что наличие Ягра (и нуля на счету) - принесут какие-то победы, а значит деньги, то выбирается этот путь. Если менеджмент считает, что 3 млн. на Иванова принесут меньше побед, но вложенные 2 млн. восполнят недобор финансов с побед, то выбирается второй путь. Менеджмент оценивается по итогам года. Если нет 6 млн., значит ошиблись. Если есть 6 млн. дальше думают - куда потратить 1 млн. Вот тут и должны принимать участие КХЛ и ФХР. Хотя клуб и так заплатит налог на прибыль с этого 1 млн., ему жалко отдавать деньги на развитие детского спорта в РФ. А должен быть все равно процент отдачи - к примеру 10% идут на развитие хоккея в Омской области, т.е. 100 тысяч. Что не плохо, учитывая поддержку государства со стороны Минспорта. Но нужно стимулировать или заставить клубы. Да и пусть само ООО "КХЛ" со своей прибыли отчисляет. Правильней вести разговор об этом 1 млн., а не 5 млн на Ягра (или на 3 млн на Иваноа +другие цели). Так как лишая этих 5 млн., вообще лишается существования клуб
19.03.2010
cacm
В нашем детском хоккее нет массовости. Например, у нас в Омске с 10 лет отбирают 20-25 человек каждого возраста, половина из них отобраны по "странным" обстоятельствам. Наличие звезды уровня Ягра возможно и вызывает у детей желание заниматься, но где? С 10-11 лет уже и не возьмут. Не всех же родители в 5 лет ведут за ручку, многие и сами доходят. Может среди них и есть таланты (вон Николишин в 13 лет начал). В Омске помимо команд ДЮСШ Авангард, есть еще два ДЮСШ, но там все за родительские деньги. Сезон обходится для играющего пацана в 50 тыс руб.(в год). Т.к. большинство команд мастеров финансируются из бюджета, то может есть смысл пустить все таки деньги, которые тратятся на иностранных звезд, в развитие собственного детского хоккея? P.S. На годичный контракт Ягра ДЮСШ проживет с десяток лет.
19.03.2010
Alexey02
Но пока все равно у нас клубы убыточны. Не плохо бы отчетность публиковали, и куда ушли деньги. И по ФХР аналогично, с конкретными примерами, что построено, что проведено, что куплено, что поддержано
19.03.2010
Alexey02
В целом с Ильёй согласен, кроме предпоследнего предложения. Спортсмены - это инвестиции, которые приносят деньги. Те 6-7 млн. которые тратятся на легионеров должны окупаться, то есть приносить прибыль. Легионеры помогают клубу выигрывать игры, соответственно растет прибыль и легионер окупается. К примеру теже 3-4 млн. которые потратить на российских игроков ниже уровня легионера - могут не принести окупаемости и 4 млн. будут уже в убытке, а покупать-то нужно, это ведь профессиональный спорт, никуда не денешься. Так что Илья в этом, и только в это плане не прав. Другой вопрос как перераспределять прибыль клубов (т.е. доходы минус расходы). Часть прибыли оседает в карманах владельцев клубов, часть идет на закупку еще игроков и т.д. Так смысл создать такую систему в клубах, к примеру по совместному решению ФХР и КХЛ, чтобы каждый клуб финансировал детские программы бесплатно, т.е. без возврата денег ,конечно соответственно уровню прибыли клуба. - строительство открытых и закрытых катков, закупка амуниции в ДЮСШОРЫ, организация соревнований, скаутство, затраты на пропаганду и иные расходы. В идеале нужно построить такую систему спорта и развития детского хоккея, чтобы те молодые пацаны, которые хотят играть - могли бесплатно приходить на катки, и не надо чтобы закупать амуницию, оплачивать поездки и пр. То есть стимулировать как-то. Сейчас с детским спортом беда!!! Не понимаю почему не проведено журналисткое расследование на эту тему - с момента возникновения желания заниматься хоккеем до выступления на клуб.
19.03.2010
AnTikVar
Илюха просто огромный молодец, как спортсмен-профессионал, как человек и как патриот. Хорошо, что такие хоккеисты у нас есть.
19.03.2010
Serstan
Артис, типун тебе на язык!!!
19.03.2010
Артис
Самое страшное что за поколением Овечкина,Малкина и т.д. пустота,ОИ-2014 последняя олимпиада когда сможем бороться за медали
19.03.2010
Артис
Самое страшное что за поколением Овечкина,Малкина и т.д. пустота,ОИ-2014 последняя олимпиада когда сможем бороться за медали
19.03.2010
reqrut1
Заслуженный правдоруб России,этот Брызгалов. Успехов, Илья и долгой спортивной жизни. Спасибо
19.03.2010
AlexShvets
Илья , мы в тебя верим ! Спасибо за отличную игру и за твое отношение к делу , продолжай в том же духе и пусть удача всегда будет с тобой .
19.03.2010
Totenkopf
Все правильно сказал. Молодец, Илья.
19.03.2010