ДО ОТКРЫТИЯ
ОЛИМПИАДЫ-2010 -
58 ДНЕЙ
"СЭ Интернет" продолжает рассказ об истории зимних Олимпийских игр. На этот раз речь пойдет о VIII Белой Олимпиаде, состоявшейся в 1960 году в Скво-Вэлли.
VIII зимние Олимпийские игры во второй раз прошли в Северной Америке – в США, в Калифорнии. Так случилось во многом потому, что американский миллионер Александр Кашинг, загоревшись идеей заполучить крупнейшее зимнее состязание четырехлетия, проявил немалую настойчивость и приложил максимум усилий. В 60-х годах Скво-Вэлли был мало кому известным скромным горнолыжным курортом с тремя подъемниками в качестве главной достопримечательности и одной гостиницей на 50 мест. И Кашинг был, по сути, единственным постоянным обитателем городка и его, можно сказать, единоличным владельцем.
В борьбу за Олимпиаду он включился активно. Действовал энергично и решительно, наладил связи с нужными людьми, в том числе и в олимпийских комитетах стран Южной Америки, которых, в общем-то, мало интересовали зимние Олимпийские игры, и как следствие добился желаемого. За право провести зимние Игры 1960 года Скво-Вэлли в двухраундовом голосовании победил популярные европейские курорты Санкт-Мориц, Гармиш-Партенкирхен и Инсбрук, считавшийся главным фаворитом. Критиковали МОК за это решение нещадно – во-первых, из-за сложных климатических условий – Скво-Вэлли расположен на высоте 1889 метров над уровнем моря – и сложнейшего рельефа лыжных и горнолыжных трасс, во-вторых, из-за жутко неудобного расположения новой олимпийской столицы, в-третьих, за почти полное отсутствие инфраструктуры. Но факт остался фактом.
Нужно отдать должное Кашингу: постарался он на славу. В Скво-Вэлли был построен крытый зимний стадион, вмещавший 11 тысяч зрителей, рядом с ним проложена 400-метровая дорожка с искусственным льдом для состязаний конькобежцев. Впервые функционировала олимпийская деревня. Зато организатор Игр в Долине Индианок (именно так переводится с английского название курорта) не посчитал нужным тратиться на сооружение бобслейной трассы, поэтому гонки на бобах в Скво-Вэлли не проводились.
Вообще, программа Белой Олимпиады 1960 года по сравнению с Играми-56 в Кортина-д'Ампеццо претерпела существенные изменения. В нее были включены конькобежные состязания среди женщин (на дистанциях 500, 1000, 1500 и 3000 метров) и биатлон. Представлен он был тогда только мужской индивидуальной гонкой на 20 километров.
В VIII зимних Олимпийских играх приняли участие 665 участников (144 женщины и 521 мужчина) из 30 стран. Американская телекомпания CBS заплатила 50 000 долларов за право транслировать соревнования.
Пышная церемония открытия состоялась 18 февраля, а организовал ее, как и все массовые мероприятия во время Олимпиады, известнейший деятель Голливуда Уолт Дисней. Музыкальное сопровождение шоу обеспечивал хор из 2 645 голосов и 1285 инструментов. Также в программе был предусмотрен запуск 2000 голубей, и олимпийский фейерверк, и орудийный залп.
В Скво-Вэлли фурор, как и за четыре года до этого, произвели советские конькобежцы, завоевавшие шесть золотых медалей из восьми, а также три серебряные и три бронзовые.
20-летняя Лидия Скобликова выиграла две награды высшего достоинства – на дистанциях 1500 и 3000 метров. При этом в первом виде она побила мировой рекорд (2.25,2), а во втором – олимпийский (5.14,3). Клара Гусева первенствовала на километровой дистанции. Единственный вид, в котором советские конькобежки отдали победу соперницам, - это 500-метровый спринт, покорившийся немке Хельге Хаузе. Наталья Донченко в этом виде стала второй.
Двукратный чемпион Кортина-д'Ампеццо спринтер Евгений Гришин завоевал еще две золотые медали на своих любимых дистанциях – 500 и 1500 метров. На "полуторке" ему, правда, пришлось делить первое место с норвежцем Руальдом Осом. Бронзовую медаль в этом виде взял Борис Стенин.
Советский стайер Виктор Косичкин в борьбе с норвежцем Кнутом Юханссеном выиграл золотую и серебряную медали. На 5000 метров подопечный Константина Кудрявцева не только победил скандинава, но и установил новый мировой рекорд. Интересно, что именно в этот день, 25 февраля, Косичкин праздновал свой 22-й день рождения. После финиша зрители на трибунах поздравили его с праздником, исполнив песню "Happy Birthday to You".
На самой длинной дистанции – 10 000 метров – нашему конькобежцу не повезло с погодой. Когда бежал Юханссен, было тихо и спокойно. Норвежец показал выдающийся результат – обновил мировой рекорд. А пришел черед советского спортсмена, поднялся сильный ветер. Косичкин выложился по максимуму, но остался вторым.
Кстати, интереснейшую предысторию своего мирового рекорда на "пятерке" сам Виктор Иванович рассказал в интервью "СЭ" несколько лет назад:
"В Давосе (на чемпионате мира-1960) начинался и "нейлоновый век" в коньках. А получилось так. На "червонце" я попал во вторую группу. Под вечер похолодало. Катаюсь и чувствую: мерзну. Захожу в раздевалку, а там американки и немки. Говорю им: "Дайте какой-нибудь "дресс" мне!" Они мне суют колготки. Я их надеваю, а они же малы, черт бы их побрал. Взял, обрезал, натянул верхнюю часть, катаюсь, смотрю: так тонизирует ноги этот нейлон! Бегу "червонец" - лед не тот, погода не та, но все равно показываю второй результат. Первый был Юханнссен. Подъехал к девкам, показываю им обрезанные колготки, они смеются... На банкете сижу с Кудрявцевым, говорю ему: "Константиныч, во-первых, я девчонкам колготки должен, а во-вторых, у меня идея появилась. Надо в магазин сходить". А в город по одному советские спортсмены выходить не могли. Тем более вечером. Вытащил я из-за стола Кудрявцева и веду его в магазин, где накануне видел в витрине огромную женщину в черных колготках, прошитых двойным швом. Заходим, я говорю продавцу: "Мне вот такие колготки на "биг фрау". Приносят. Попросил такой же черный свитер. И его принесли. Облегал он туловище потрясающе! Девчонкам я колготки вернул.
Приехали в Москву, напутствия на Олимпиаду и все прочее... До Америки летим дня четыре. Устали, как черти! В Скво-Вэлли приехали часов в 11 вечера. Разместились и заснули мертвым сном. А мне не спится. Я же купил! Мне надо попробовать! Насилу дождался, пока рассвело. Было примерно 6.30 утра. А на стадион одному идти тоже нельзя! Я к Константинычу - тот спросонья отмахивается: да брось ты, дай поспать! А я ему: "Константиныч! Мне надо попробовать, чтобы потом не было стыдно в женских колготках. Надо мне еще что-то надевать или нет, я же должен знать?!" Он и пошел со мной. Лед припорошен. Размялся чуть-чуть и говорю: ну, давай "троечку" попробуем. Еду четвертый круг, а Константиныч кричит: "Да стой ты! Стой!" Подъезжаю: "В чем дело, Константиныч?" А он мне: "Не понимаю, то ли секундомеры у меня врут, то ли ты рекорд мира побил на 20 секунд... Рекорд на "тройке" 4.37, а ты бежишь 4.16". "Константиныч, - говорю, - удалось!" После завтрака начинаю тренироваться в этом черненьком костюмчике, всех обхожу. Подъезжает Женя Гришин: "Витя! Дай я тоже попробую!" Попробовал, глаза круглые: "Витя! Что ж ты мне раньше не сказал!" Вот в этом костюмчике Женя Гришин выиграл в Долине Индианок две золотые медали".
Советские лыжницы установили в Скво-Вэлли уникальное достижение – Мария Гусакова, Любовь Баранова (Козырева), Радья Ерошина и Алевтина Колчина заняли первые четыре места в гонке на 10 километров. А эстафетная тройка (Ерошина, Гусакова, Баранова) завоевала серебро, уступив только шведкам.
А вот лыжники-мужчины выступили чуть хуже, чем в Кортине-д'Ампеццо четырьмя годами ранее. В их активе оказалось две бронзы – Николая Аникина на 30-километровой дистанции и в эстафете, в которой выступили Анатолий Шелицын, Геннадий Ваганов, Алексей Кузнецов и тот же Аникин.
"Тогда Толя Шелюхин на первом этапе проиграл всем, даже каким-то китайцам-японцам. А от лидеров нас отделяло почти три минуты. Постепенно выбрались наверх, - вспоминал много лет спустя Николай Петрович. – И, когда я отправился на дистанцию, за спиной чувствовал дыхание Сикстена Ернберга. Швед перед эстафетой выиграл тридцатку, где я получил бронзу. Разделяло нас секунд десять. И мало кто сомневался, что олимпийский чемпион меня обойдет. На каждом подъеме он приближался, но на равнине мне вновь удавалось чуть оторваться. В какой-то момент понял: если тактически правильно построю концовку, смогу опередить соперника. Важно было выдержать, не броситься вперед сломя голову. До последнего подъема мы так и шли вдвоем. Перед финишем "тягун" был довольно крутой, метров 300. Мы оба понимали, что именно здесь все решится. На вершину я выскочил первым, метров на четыре-пять впереди шведа. Растолкался двумя палками - и покатил на финиш. Ернберг догнать уже и не пытался - разрыв был 30-40 метров. И хотя мы оказались только третьими, эта эстафета незабываема".
Один из лидеров сборной СССР - Павел Колчин, чемпион и двукратный бронзовый призер Олимпиады 1956 года, выступить в Скво-Вэлли не смог – его подкосил таинственный недуг. Основная версия - отравление. Виновных, впрочем, не нашли и даже точный диагноз не установили.
"В Скво-Вэлли я приехал в ранге чемпиона Америки. Годом ранее там на олимпийской трассе проходил открытый чемпионат США, в котором участвовали сильнейшие лыжники мира. Я в этой гонке показал лучшее время. Опередил всех и на контрольном старте за четыре дня до открытия Игр. Чувствовал, что нахожусь в отличной форме, - рассказывал Павел Константинович корреспонденту "СЭ". – Кормили спортсменов в Олимпийской деревне так: приходишь в столовую - тебе вручают поднос с едой. Пообедал я как раз после той контрольной гонки, и часа через два мне стало худо. Голова ясная, вроде все соображаю, а ноги не слушаются. Нижнюю часть тела фактически парализовало… Несколько дней в таком состоянии провел - ни черта не помогает. Американцы, прослышав об этом, предложили услуги своих докторов. Поместили меня к ним в лазарет, дали какие-то таблетки, и на следующее утро я проснулся как огурчик. Но к гонкам восстановиться никак не успевал.
Меня наверняка отравили. Подмешали, похоже, что-то в пищу. Потому как ни от кого больше жалоб не поступало. Хозяева Игр вполне могли подобным способом убрать с дороги основного претендента".
Из иностранных спортсменов всех поразил финн Вейкко Хакулинен, олимпийский чемпион Осло и Кортины-д'Ампеццо. На своих третьих Играх 35-летний лыжник пополнил персональную копилку тремя медалями – золотой, серебряной и бронзовой. Особенно памятным оказался его эффектный финиш в эстафете. На свой четвертый этап он отправился с 20-секундным отставанием от лидировавшего норвежца Хаакуна Брусвена, однако за 100 метров до финиша смог обойти соперника и финишировал впереди него.
Первую советскую олимпийскую медаль в биатлоне завоевал Александр Привалов. На огневой рубеж (он тогда был один и располагался в конце дистанции) он пришел первым, но допустил шесть промахов и соответственно получил шесть штрафных минут. Поэтому-то его и опередили финн Анти Турвайнен, промахнувшийся лишь четыре раза, и швед Класс Лестандер, закрывший все 20 мишеней. По тем временам это был результат, достойный восхищения. Привалов в итоге стал бронзовым призером, а места с четвертого по шестое также заняли советские биатлонисты.
Двоеборец Николай Гусаков, занявший довольно высокое седьмое место в Кортина-д'Ампеццо, на этот раз пошел дальше и завоевал бронзу, уступив только немцу Георгу Тома и норвежцу Тормоду Кнутсену.
Обладателями медалей в горных лыжах стали представители семи стран – Франции, Германии, Австрии, Швейцарии, Канады, США и Италии. Наибольшее внимание к себе привлек француз Жан Вюарне – он был первым олимпийским чемпионом, выступавшим на металлических лыжах, а не на деревянных, как все остальные.
В фигурном катании, как и четыре года назад, на ведущих ролях оказались представители Северной Америки. В мужском одиночном катании золото завоевал младший брат чемпиона Кортины-д'Ампеццо Хэйеса Алана Дженкинса Дэвид Дженкинс, который в Италии был третьим. Среди женщин также первенствовала призер Игр-56 – Кэрол Хэйсс сменила серебро на золото. Сильнейшими среди пар стали канадцы Барбара Вагнер и Роберт Пол. Через несколько дней после закрытия Олимпиады они, к слову, выиграли свой четвертый чемпионат мира.
В хоккейном турнире сборная СССР, прибывшая в Калифорнию в качестве фаворита, заняла только третье место. Второй стала сборная Канады, которую представлял клуб "Китченер-Ватерлоо Флаин Датчмен". Чемпионами стали хозяева Игр – сборная США.
В общем зачете с большим отрывом победила советская делегация. Наши спортсмены завоевали рекордное количество медалей – 21 (7 золотых, 5 серебряных и 9 бронзовых).
Мария НИКУЛАШКИНА