Ванкувер-2010. Статьи

Статьи

Ванкувер-2010

12 февраля 2010, 11:05

Последний выходной в Уистлере

Специальный корреспондент "СЭ" рассказывает о том, что творится в эти дни в горной столице Игр.

Сергей БУТОВ
из Уистлера

Олимпийский Уистлер в эти дни просыпается ни свет ни заря. Уже часов в шесть по узеньким улочкам уютного курортного городка уже вовсю бродят горстки заспанных туристов. В основном, конечно же, европейцев. Причем таких европейцев, что прилетели в Канаду накануне. Спится им плохо, а еще хуже просыпается. "Горная" бригада "СЭ" в составе Евгения Дзичковского и вашего покорного слуги все это испытала на себе. Акклиматизация, черт бы ее побрал.

Еще здесь очень много россиян и представителей других государств бывшего Союза, которых канадцы без разбора называют "русскими". Россияне в Уистлере - гости заметные и желанные. Потому как часто улыбаются, поголовно владеют (хотя бы на минимальном уровне) английским языком, к чему канадцы никак не могут привыкнуть, а также расплачиваются наличными, чем приводят в восторг владельцев здешних магазинов, поскольку в Канаде, повсеместно перешедшей на кредитные карты, давно отвыкли от подобных товаро-денежных отношений.

Поскольку Уистлер - горный курорт, повсюду видишь сноубордистов, которые громко шкрябают об асфальт досками. Вид у них довольно странный: среднестатистический канадский сноубордист облачен в голубую куртку, розовую рубашку, серый жилет, огромные малиновые башмаки с заправленными в них (и обязательно приспущенными почти до колен) джинсами, зеленые носки и темно-фиолетовую бейсболку. Впрочем, чему удивляться в городе, в котором главной знаменитостью считается первый олимпийский чемпион по сноуборду за всю историю Игр канадец Росс Ребальятти, попавшийся на курении марихуаны всего через несколько дней после своего триумфа в Нагано-1998?

При этом особенного ажиотажа по случаю скорого начала Игр в Уистлере пока не ощущается. Конечно, чувствуется, что скоро случится Большой Праздник, но никто и не думает возводить Олимпиаду в разряд такого монументального события, после завершения которого вовсе не стоит дальше жить. Разве что возле билетных касс стихийно образуются маленькие людские ручейки из желающих ознакомиться с тарифами на оставшиеся в свободной продаже билеты на олимпийские соревнования, что само по себе звучит почти дико, но не входит в противоречие с истинным положением дел. И если напротив 300-долларовых билетов на хоккейный четвертьфинал стоит указание very limited (то есть их количество крайне ограничено), то доступность 25-долларовых пропусков на каждую из биатлонных гонок оценивается организаторами как "хорошая". На фоне этих событий робкие попытки спекулянтов предложить свои услуги выглядят жалко и нелепо.

* * *

Прогулки по городу несколько однообразны, однако дарят порой неожиданные встречи. Например, с президентом Международной федерации санного спорта (FIL) Йозефом Фендтом, легкомысленно жевавшим сочную булку на глазах у фотокорреспондентов. Президента сопровождала, если верить аккредитации, работница FIL такой красоты, что, даже если эта девушка окликнула бы вас и сказала, что вы просто ничтожество, вы все равно подумали бы: "Какая приятная леди!"

Впрочем, главная встреча в центре Уистлера произошла вчера у спецкоров "СЭ" с российской лыжницей Ольгой Щучкиной, сестрой-близнецом Василия Рочева.

- Ольга, Олимпиада на носу, а вы по городу гулять собрались! - укоризненно покачали мы головами.

- Так ведь у нас сегодня последний перед Олимпиадой выходной день, - парировала Щучкина. - Нам его специально выделили, чтобы мы выбрались в город, развеялись немного. Кстати, вы не видели тут Наташу Коростелеву?

Мы честно признались, что не видели. Щучкина перестала торопиться и рассказала, что лыжная команда уже провела несколько тренировочных дней на олимпийской трассе.

- Она непростая - очень много поворотов, - сообщила Ольга. - Такое впечатление, что трассу готовили для горнолыжников, а потом передумали и отдали нам. А еще ее поливают чем-то, и от этого лыжня очень твердая.

- Как условия в олимпийской деревне? Говорят, кормить могли бы и получше.

- А я не знаю, хорошо кормят или плохо. У меня ведь это первые Игры, так что сравнивать не с чем. В общем, увидите Коростелеву, передайте, что я ее жду, - произнесла Щучкина и ушла от нас дворами.

Позже мы увидели Наталью и Ольгу в городе. Они с любопытством разглядывали витрины магазинов и были похожи на двух матросов, получивших увольнение на берег.

А про довольно среднюю кормежку в уистлерской деревне мне за несколько часов до разговора с Щучкиной рассказал главный тренер российской сборной по санному спорту Валерий Силаков. Но при этом отметил хорошие условия проживания в самих домиках для спортсменов. Да еще отсутствие непролазной грязи, сопровождавшей быт олимпийцев в деревне в Сестриере во время Игр-2006.

Саночники, приехали в Уистлер со сбора в Солт-Лейк-Сити несколько дней назад. А вчера в горную деревню заехала мужская сборная по биатлону, прибывшая из канадского же Сильверстара. Момент прибытия мужчин-биатлонистов мы самым обидным образом упустили, примчавшись к входу в олимпийскую деревню Уистлера хоть и с небольшим опозданием, но достаточным для того, чтобы рассмотреть одни лишь спины членов российской делегации. Спины эти, как нам показалось, выражали непоколебимое желание завоевать на этих Играх для страны как можно больше золотых медалей, но в суете и неразберихе мы могли что-то напутать. Поэтому на всякий случай сверили свои ощущения с Сергеем Кущенко. Исполнительный директор Союза биатлонистов России, как всегда, был деятелен, сконцентрирован, информирован и информативен.

Кущенко сообщил, что команда добиралась из Сильверстара на автобусе. Дорога заняла почти 7 часов. Можно было, конечно, отправить олимпийцев самолетом, но против этого плана выступили врачи. Дескать, лишние взлет и посадка за три дня до первого старта были бы очень не к месту. Несмотря на долгий переезд, биатлонисты (это бросилось в глаза даже издалека) выглядели бодро и много шутили с тренерским составом во время прохождения досмотра перед входом в деревню. Уже на следующий день им предстояло опробовать олимпийскую трассу.

* * *

Но еще до биатлонистов это сделали саночники. Поздним вечером в среду тренировочные спуски по олимпийской трассе совершил один из главных фаворитов Игр Альберт Демченко. Очередной виток его противостояния с двукратным олимпийским чемпионом - итальянцем Армином Цоггелером по прозвищу Каннибал случился после того, как в начале февраля итальянец выступил с заявлением: мол, фаворитом Олимпиады он считает именно россиянина.

По сравнению с предыдущим олимпийским треком в итальянском Турине недавно построенная санно-бобслейная трасса в Olympic Sliding Centre произвела самое приятное впечатление. Никакого болота в финишной зоне, которая всегда является самым загруженным и беспокойным местом любой трассы. Полностью отлаженные коммуникации, прекрасно обученный волонтерский состав.

Валерия Силакова, спрятавшегося с видеокамерой в руке между четвертым и пятым виражами, я отыскал не сразу. А отыскав, попросил прокомментировать заявление Каннибала, ранее не замеченного в столь серьезных похвалах к соперникам.

- Я спокойно отнесся к словам Цоггелера, - признался главный тренер, поставив видеокамеру на "паузу". - Он крайне опытный спортсмен, не допускающий практически никаких ошибок. Спокойный, уверенный в себе и в своей езде. Но, с другой стороны, я видел, насколько болезненным оказалось поражение, которое потерпел Цоггелер от Альберта на январском этапе Кубка мира в Кенигзее. Те две с половиной "десятки", что один выиграл у другого, сродни победе в футболе со счетом 7:0! Так что определенный психологический перевес, как мне кажется, сейчас на стороне Альберта.

Трасса в Уистлере считается самой скоростной и одновременно самой сложной в мире. Личный рекорд Демченко на ней составляет 151 км/ч. Вероятно, это предельная скорость, с какой человек только может передвигаться по ней на санях. Силаков же и вовсе считает этот предел превышенным. По его словам, на такой скорости саночник даже на инстинктивном уровне не способен принимать правильные решения и просто перестает контролировать ситуацию, целиком отдаваясь в руки судьбы и проектировщиков трассы.

Четыре заезда, из которых состоят олимпийские соревнования (на всех других соревнованиях количество попыток не превышает двух), вряд ли будут играть на руку россиянину хотя бы потому, что его манера езды предполагает серьезный риск. Чтобы на равных бороться с Цоггелером, нужна в первую очередь стабильность. А ее недостаток и считается, вероятно, единственным серьезным недостатком Демченко. Вслух этого Силаков не произнес, однако это без труда можно было прочесть между строк по ходу нашего разговора.

- Альберт не только спортсмен рисковый, он и человек такой, - заметил Силаков. - Он ведь и машину водит точно так же, как свои сани, - агрессивно, быстро, двигаясь по максимально допустимой траектории. Помню, перед прошлой Олимпиадой мы проводили последний сбор во Франции, где я решил немного морально разгрузить ребят, поставив их на горные лыжи. Специально попросил Альберта: пожалуйста, будь осторожен. Какое там! Понесся со склона так, что у меня душа в пятки ушла. Он такой по натуре, ничего с этим не сделаешь.

Тем не менее существует и немаловажный фактор в пользу Демченко. Туринские Игры россиянин проиграл как раз Цоггелеру, выступавшему на домашней трассе. На этот раз Каннибал будет такого преимущества лишен. Силаков, как и четыре года назад, не сомневается в том, что в Турине хозяева трассы пошли на определенные манипуляции с холодильными установками ради того, чтобы создать Цоггелеру режим наибольшего благоприятствования. Ничего подобного в Канаде, по его словам, произойти не должно.

Поможет ли это Демченко расчистить себе дорогу к олимпийскому золоту, убрав с дороги Цоггелера, мы узнаем уже в воскресенье.